Факт как основа журналистского произведения

РЕЗЮМЕ

Главные новости можно определить как сообщение о событии, которое случилось или стало известно за последние 24 часа и может иметь важные последствия в дальнейшем. Событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных признаков: оно должно быть персонифицированным, драматичным и наполненным конфликтами, актуальным и конкретным, новым или отклоняющимся-от нормы и иметь привязку к темам, которые и в дальнейшем будут интересовать новостные масс-медиа. Новости также разделяют по нескольким второстепенным признакам. Обычно это отсутствие оскорбительного тона, восприятие новостей как заслуживающих доверия, компактность и ориентирование на интересы местной аудитории.

Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные или кризисные новости, которые можно определить как природное или обусловленное человеком событие, представляющее собой непосредственную серьезную угрозу жизням и имуществу или душевному спокойствию многих людей. Такие чрезвычайные события отличаются "внезапным началом, неопределенностью и слабым контролем, выраженной эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имуществу" {Perse, 2001, р. 53-54). Во время чрезвычайных событий роль масс-медиа в обществе становится особенно важной. Исследователи установили и изучили несколько различных видов воздействия чрезвычайных событий. Исследования распространения новостей концентрируются на сообщении новостей и их распространении среди аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных каналов. В других работах исследуется воздействие того или иного чрезвычайного события на сами информационные организации — в фокусе внимания оказывается их особое значение для общества и их деятельность в ответ на кризис. Другим типом воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента.

Легкие новости включают в себя сюжеты, представляющие интерес для людей, и новости, которые нельзя рассматривать как только что случившиеся или безотлагательные по своей природе. Исследователи установили, что за последние годы печатные и вещательные новостные медиа стали предлагать большее количество легких новостей, пытаясь таким образом конкурировать с кабельным телевидением и Internet.

Исследователи воздействия новостей пытаются определить объем информации, которую люди узнают из увиденных или услышанных ими новостей; факторы, способствующие или препятствующие им в этом процессе; виды эффектов, возникающих в результате понимания или непонимания новостей. Другие исследования изучают воздействие новостей на национальном и международном уровне, в том числе воздействие новостей на международную политику или отношения с иностранными государствами.

Последние научные работы на тему воздействия новостей проанализировали несколько различных сфер исследования. Они включали в себя детскую реакцию страха на сюжеты новостей, исследования разрыва в знаниях, дополнительные исследования памяти на новости и восприятия тем, которые освещаются в них. Вероятно, будущие исследования будут продолжать исследования всех вышеперечисленных проблем.

 

Обращаем внимание: основу любого журналистского произведения составляет факт. Существуют и определенные условия, обеспечивающие репрезентативность фактов в журналистском произведении:

- знание источника получения факта;

- знание целей, какие преследовали респонденты, сообщавшие те или иные факты;

 

- умение четко отличать факты науки от обыденных фактов. Обращаем внимание и на следующие обстоятельства:

- эмпирические наблюдения составляют основу научных фактов;

 

- журналисты охотнее обращают внимание на аналитику и публицистику фактов науки;

- язык цифр преобладает в научных фактах.

Предметом журналистики являются и обыденные факты, и обращение журналистов к ним обусловлено следующими причинами:

- желание с их помощью воссоздать узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента жизни;

- желание выявить мотивы поведейия людей;

- желание подчеркнуть те или иные стороны события. t

В журналистском произведении факт развертывается в

определенную жанровую структуру и обусловлен определенными задачами:

- необходимость сообщить о факте;

- дать подробность о событии;

- разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы;

- создать документальный образ современника.

Какое место занимает факт в информационных жанрах? В каждом конкретном жанре его место неодинаково. Но в любом случае одинаково назначение этих жанров: сообщить новые и интересные факты из всех сфер общественной жизни.

В хроникальной заметке новость реализуется в каком-либо факте или цифровом материале. Основу ее составляют один или два опорных факта, которые даются без какого-либо комментария. Иногда, правда, дается комментарий, в котором выявляется суть описанного явления. Существуют два способа подачи фактов в заметке - «мягкий» и «жесткий». Мягкий вариант отличается оперативной ослабленность,


введением интриги, активно используется деталь. Жесткий вариант -кратко, дает точное описание новости, излагает только суть события.

По-иному факт представлен в репортаже. Здесь важно не просто описать тот или иной факт, а через факт показать динамику развития события. Немаловажна роль автора в репортаже: он главный распорядитель всего действия. Само присутствие автора в репортаже может быть выражено по-разному - через

- внутренний монолог,

- размышление,

- ремарка,

- отступление,

- характеристики.

Журналист в репортаже не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражает свое отношение к изображаемому.

По-особому факт реализуется в интервью. К этому жанру обращаются тогда, когда те или иные события нужно осветить со ссылкой на мнение авторитетного лица. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу разговора. Используются в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. И используются факты в интервью в зависимости от разновидности этого жанра:

- интервью-сообщение - информация о наиболее важных событиях;

- интервью-диалог - здесь факты лишь повод для развертывания беседы;

- интервью-портрет: используются не только факты из беседы с героем произведения, но и из других источников.

Факты делятся по форме их изложения в интервью: повествование, описание, размышление.

Различны и формы способов развертывания рассуждения::

- от тезиса к аргументу и от него к выводу;

- от посылок к выводу;

- от фиксирования изменения к анализу его причин;

- от элементов к их связям;

- от установления закона к раскрытию его модификации;

- от индукции к дедукции.

По-своему факты развертываются в аналитических произведениях: корреспонденция, статья, обзор, комментарий, отчет, рецензия. Существуют разные способы объяснения фактов:

- выяснение частей факта и связей между ними;

- выяснение необходимых условий и обстоятельств существования факта;

- установление причины факта;


- обнаружение действий, которые данный факт производит на
окружающих.

Позиционное расположение фактов внутри материалов различают по следующим принципам:

- по временному принципу, когда факт демонстрирует развития события за большой промежуток времени;

- по принципу противоположения;

- по проблемной группировке фактов.

По-своему факт используется, наконец, в художественно-публицистических жанрах: обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Основа этих жанров - документальная, но определяющим здесь становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. Существуют различные способы предъявления фактического материала в этих жанрах: типизация, интерпретация, образная трактовка.

При типизации главное - выявление типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта:

- очеркист в самой жизни находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления;

- газетный очерк тем и отличается от художественного произведения, что в нем используются только строго фактические данные;

- точное обозначение времени и места действия, названия имен и фамилий героев;

- право автора здесь - только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты.

В авторской интерпретации автор, ничего не домысливая, при описании жизни своего героя может:

- подвергнуть факты собственному осмыслению;

- поделиться личными впечатлениями;

- выразить свое эмоциональное отношение к герою;

- на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации.

Особая образная трактовка фактов и роль авторского воображения в художественно-публицистических жанрах:

- создание документального образа через цепь ассоциативных связей
и образных представлениий. При этом обнаруживается некое
противоречие: воспроизведение как можно более точное фактов
действительности и создание некоего образа за счет преобразования
отдельных характеристик объектов.

Следует обратить особое внимание на специфику журналистской образности:


#"

- с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя необходимые детали для создания документального образа;

- специфика воображения в данном случае заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое реальных его частей.

Есть и система художественно-выразительных средств создания новых образов в таких произведениях:

- агглютинация;

- гиперболизация;

- схематизация;

- аналогия;

- сравнение.