ПАМЯТЬ И НОВОСТИ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОСТЕЙ НА ЗНАНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

В некоторых научных работах исследовалось осмысление новостей, отложившихся в памяти. Например, Р. Гибсон и Д. Зиллман (Gibson&Zillmann, 1994) обнаружили, что на осмысление новостей влияют определенные аспекты их сюжетов. Участники эксперимента, которые читали журнальную статью о проблеме ограбления автомобилей, оценивали проблему серьезнее и считали ее более распространенной, если в статье приводился необыкновенно яркий пример (например, во время ограбления было совершено убийство), чем в том случае, когда пример был не таким впечатляющим (например, жертва была ранена или вообще не пострадала).

Другие работы изучали деятельность медиа до суда и воздействие СМИ на суд присяжных. Все исследования сошлись в том, что изложение материалов суда в СМИ значительно влияет на вынесение вердикта (Carroll et al., 1986), особенно когда рассматривается дело об изнасиловании или убийстве. Кроме того, опытным путем исследовался другой тип воздействия на членов жюри присяжных — предварительное, до заседания суда, чтение ими статей о подобных преступлениях, имевших место в истории (Greene & Wade, 1987).

На протяжении многих лет полученные данные по этой проблеме во многом отличались, но обширный материал ранних исследований показал, что из сюжетов новостей люди узнают не очень много информации, а то, что они узнают, иногда не соответствует действительности (Gunter, 1991). Последующие исследования обнаружили, что на количество информации, полученной аудиторией из новостей, влияет множество различных факторов. Пол, возраст, уровень образования, общественный слой — все эти факторы заметно влияют на количество информации, удерживаемой в памяти человека. Также было показано, что сохранение информации, касающейся новостей, определятся личными интересами людей. Это означает, что люди склонны в первую очередь запоминать известия, представляющие интерес лично для них.

За годы исследований ученые установили, что более образованные люди обычно имеют более престижную работу, чем менее образованные. Они склонны к тому, чтобы быть лучше информированными о текущих событиях, знания о которых получают посредством как печатных, так и вещательных новостных СМИ. Такое явление было названо гипотезой разрыва в знаниях (Tichenor, Donohue&Olien, 1970), утверждающей, что информационно богатый человек становится еще богаче, а информационно бедный человек никогда его не догонит. Многие исследования показали, что люди с высоким уровнем образования и имеющие престижную работу узнают и запоминают больше информации из новостей {Gunter, 1985; Robinson & Sahin, 1984; Stauffer, Frost & Rybolt, 1983; Renckstorff, 1980). А некоторые ученые обнаружили и другие факторы, проявляющиеся в более сложных взаимных комбинациях. Например, О. Финдал и Б. Хойджер (Findhal & Hoijer, 1975) установили, что знание скрытых подоплеки или причин новости связано с успешным ее запоминанием. Знание таких предпосылок позволяет людям с более низким образовательным уровнем запоминать материал новостей наравне с их более образованными коллегами.

Существует также и другая переменная, которая может играть роль в определении того, что аудитория узнает из услышанного в выпуске новостей, и что задерживается у нее в памяти. В 1970—1980-е годы исследователи (Galtung & Ruge, 1965) изучали фактор припоминания в восприятии различных типов новостей (короткое драматическое событие, сюжет о знаменитых людях, о природных катаклизмах и т.д.). Э. Кац, X. Эдони и П. Парнесс {Katz, Adoni & Parness, 1977) обнаружили, что степень успешности припоминания непосредственно зависит от вида содержания новости по Дж. Голтунгу и М. Руджу. Также было установлено, что на запоминание новости влияет структура сюжета (Berry & Clifford, 1987; Findahl & Hoijer, 1984; Larson, 1981) и наличие визуального материала, сопровождающего телевизионный или печатный сюжет новостей {Gunter, 1979, 1989а). Однако другие исследования обнаружили или отсутствие прямой корреляции, или уменьшение эффекта запоминания по вине визуального сопровождения (Baggaley, 1980; Gunter, 1980b; Berry, 1983). Тем не менее, ученые обнаружили сложные взаимоотношения между визуальным и вербальным рядом, что в свою очередь может сказываться на воздействии зрительных образов и удержании в памяти аудитории информации, содержащейся в новостях (Brosius, 1989; Reese, 1984).

Интересные результаты дали исследования, изучавшие воздействие на человеческую память ярких волнующих зрительных образов (убийство, пятна крови и т.д.). Оказалось, что информация, переданная непосредственно до показа яркого образа, вытесняется из памяти; а информация, подаваемая в момент демонстрации таких образов или непосредственно после них, четко откладывается в памяти (Christianson & Loftus, 1987; Loftus & Burns, 1982; Newhagen & Reeves, 1992).

"По-видимому, с когнитивной точки зрения, интенсивный эмоциональный образ прерывает процесс циркуляции информации, которая непосредственно ему предшествовала, в оперативной памяти почти так же, как ушиб головы может привести к ретроактивной амнезии событий, непосредственно предшествовавших удару. Тем не менее, яркий образ сам по себе очень хорошо запоминается и может служить организационной схемой для построения в памяти представления о событии" {Harris, 1999, р. 158).

Сравнение двух родственных исследований показало, что на восприятие журнальных статей влияют фотографии, помещенные в журналах. Д. Зиллман, Р. Гибсон и С. Сарджент (Zillmann, Gibson & Sargent, 1999) установили, что с помощью односторонне подобранных в тематическом плане фотографий можно легко воздействовать на восприятие аудитории. В одном эксперименте участники читали материал о все возрастающем разрыве между богатыми и бедными фермерами, в другом — о проблемах безопасности парка развлечений. Восприятие и осмысление проблем было проверено сразу же после прочтения, а затем через 10 дней. На повторную оценку первой проблемы участниками эксперимента очень повлияли помещенные в материале фотографии. Во втором случае на восприятие и осмысление вопросов парковой безопасности особенно повлияли фотографии, отражавшие какую-либо опасность.