ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НОВОСТИ

ЛЕГКИЕ НОВОСТИ

Кроме чрезвычайных и других видов главных новостей, журналисты также иногда представляют материал, относящийся к легким новостям. Под легкими новостями обычно подразумевают сюжеты об интересных людях и новости, которые нельзя рассматривать в качестве только что случившихся или безотлагательных по своей природе. Такой тип новостей придает особый интерес выпускам новостей по телевидению, радио или газетным статьям. Обычно они интересны и развлекательны, а иногда трогательны и душевны.

Исследователи установили, что за последние годы печатные и вещательные новостные медиа стали отдавать предпочтение большему количеству именно легких новостей, таким образом пытаясь конкурировать с кабельным телевидением и Internet. Т. Паттерсон (Patterson, 2000) в течение двух лет проводил исследование новостей по всей стране, проанализировав тысячи выбранных наугад сюжетов новостей и проведя их контент-анализ. На основании полученных данных он определил панораму новостей в США, сделав вывод, что большинство людей предпочитают искать новости с помощью кабельного телевидения и Internet, в то время как аудитория традиционных ресурсов новостей, таких как газеты, журналы, вещательное телевидение и местные телевизионные каналы, продолжает уменьшаться. Для того чтобы удержать имеющуюся аудиторию и привлечь новую, все больше используются легкие новости и аналитическая журналистика.

"Иногда под понятием "легкие новости" подразумевают все те материалы и сюжеты, которые не относятся к "главным новостям". Главные новости направлены на освещение важных событий, касающихся высших должностных лиц, важных проблем или значительных нарушений обычного жизненного уклада, таких как землетрясения или авиакатастрофы. Информация о таких событиях важна для способности граждан понять и определенным образом отреагировать на общественные отношения, сложившиеся в мире. Новости, которые не относятся к такому типу, по определению являются легкими (Patterson, 2000;р. 3).

Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные, или кризисные новости. Согласно Д. Грейберу, кризис можно определить как "природное или обусловленное человеком событие, представляющее собой прямую серьезную угрозу жизням, имуществу или душевному спокойствию многих людей" (Graber, 1989;р. 305). Э. Перс отмечал, что кризис "затрагивает большое количество людей; он отличается внезапным началом, неопределенностью и недостатком контроля, эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имуществу" (Perse, 2001;р. 53-54). Хорошим примером чрезвычайных новостей могут служить освещение в масс-медиа убийства президента США Дж. Кеннеди в 1963 году, последующие сюжеты и статьи о его похоронах; катастрофа космического корабля "Челленджер" в 1986 году (рис. 14.1); взрыв в здании Федерального собрания в Оклахоме в 1995 году; смерть и похороны принцессы Дианы в 1997 году. Темой чрезвычайных новостей обычно становятся природные катаклизмы, такие как ураганы или землетрясения, и начало военных действий по приказу президента, наподобие войны в Персидском заливе в 1991 году.

Во время кризиса роль масс-медиа в служении обществу становится еще более важной. Неопределенность и шок значительно повышают интерес и потребность людей в информации. Это значит, что телевизионные и радионовости начинает слушать рекордное количество людей на протяжении более длительного периода времени (Riffe&Stovall, 1989). При возникновении какого-либо кризиса масс-медиа спешат на место происшествия и начинают общаться с различными специалистами и представителями власти — с теми, кто может в полной мере объяснить происходящее. При этом следует учитывать, что, наряду с достоверной фактической информацией, в информационный поток иногда просачиваются различного рода слухи и неточности.

В главе 3 описывались основные функции масс-медиа в обществе — наблюдение за окружающим миром, осуществление общественного отклика на события в мире, социализация или передача социальных норм и традиций (Laswell, 1948) и развлечение (Wright, 1986). Э. Перс пересмотрел этот перечень и добавил еще две функции, объясняющие самые главные обязанности новостных медиа во время кризиса, а именно, сплочение людей перед лицом опасности и помощь в ослаблении общественного напряжения.

"Наблюдение и общественный отклик являются, несомненно, главными функциями масс-медиа во время кризиса, но СМИ также выполняют и такие функции, как сплочение и уменьшение общественного напряжения" (Perse, 2001, р. 60).

С примером использования масс-медиа в роли объединяющего начала мы встретились после трагической смерти принцессы Дианы. Люди во всем мире нашли хоть немного утешения, разделив свое горе с другими посредством телевидения, транслировавшего похороны принцессы. Подобный феномен наблюдался и десятью годами раньше, когда после катастрофы "Челенджер" утешением для многих американцев стала возможность присутствовать на похоронах космонавтов благодаря масс-медиа (Кауе, 1989).

Во время кризиса выполнение СМИ функции наблюдения может привести и к обратному результату. Слишком большой поток информации иногда приводит к сильному напряжению, и люди начинают испытывать страх. В этом случае на помощь должна прийти функция общественного отклика {Perse, 2001). Общественный отклик на огромное количество сведений, поступающих во время кризиса, помогает людям лучше усваивать информацию и понимать, насколько она затрагивает их личные интересы.