Примеры в новостях

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Главные новости можно определить как "сообщение о событии, которое случилось или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные последствия" (Jamieson&Campbell, 1988, p. 20). Согласно К.Джеймисонуи К. Кэмпбеллу, событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных признаков:

1) персонифицированное — случилось с реальными людьми; 2) драматичное, содержит конфликт, спор или даже насилие; 3) актуальное и конкретное, а не теоретическое или абстрактное; 4) новое или отступающее от нормы; 5) связано с темами постоянного интереса новостных масс-медиа" (Jamieson & Campbell, 1988, p. 21).

Если сообщается о последствиях наводнения, журналисты часто фокусируют свое внимание на отдельной семье, олицетворяющей собой многочисленные жертвы наводнения. Такой вид персонификации встречается во многих различных типах новостей. Журналисты считают, что установка на конкретное лицо, которое становится средством передачи главной новости, делает ее более интересной для аудитории. Вторая группа признаков, определяющая важное событие как "драматичное, содержащее конфликт, спор или даже насилие", делает акцент на драматических элементах новости. Отличным примером таких новостей служат сюжеты криминальной хроники. Журналисты выискивают конфликты, чтобы придать новости большего драматизма и сделать ее интереснее. Как показывают приведенные выше примеры, новости также являются актуальным и конкретным событием. Они выходят за рамки обычного, повседневного. Кроме того, в основу новостей часто ложатся темы постоянного интереса масс-медиа (проходящие каждые четыре года президентские выборы и т.д.).

Сообщая ту или иную новость, журналисты очень часто используют примеры. Они могут обратить внимание на особые случаи или ситуации, сконцентрироваться на конкретных людях или на чем-то нетипичном, отступающем от нормы. Например, всякий раз, когда какая-либо местность подвергается воздействию урагана, репортеры находят конкретного человека или семью, чьи потери или печальный рассказ могли бы олицетворять огромное количество других сильно пострадавших людей или семей. Журналисты также могут показать семью, пострадавшую значительно больше других людей в этой местности.

Независимо от того, являются ли приведенные примеры типичными или нетипичными для большинства людей, их использование в репортажах имеет большое значение для восприятия новостей. Использование примеров послужило основой для создания теории эк-земплификации (приведения примеров) Д. Зиллмана, который отмечал, что:

"Мир примеров и образцов появился, чтобы влиять на наше восприятие, осмысление и суждение о сущности всех явлений и проблем так называемого реального мира"

{Zillmann, 1999, р. 73).

Некоторые исследователи поддерживают важность приведения примеров в новостях. Например, присутствие эмоционально волнующих образов оставляет после себя долгое впечатление и иногда влияет на наше восприятие и убеждения {Zillmann, 1999; Aust&Zillmann, 1996; Zillmann & Gan, 1996).

Источники. C.F. Aust & D. Zillmann (1996). Effects of victim exemplification in television news on viewer perception of social issues, Journalism & Mass Communication Quarterly, 73, 787—803; D. Zillmann (1999), Exemplification theory: Judging the whole by some of its parts, Media Psychology, 1, 69-94; D. Zillmann & S. Gan (1996). Effects ofthreatening images in news programs on the perception ofrisk to others and self, Medienpsychologie: Zeitschrieftfiir Individual- und Massenkommunikation, 8, 288—305, 317-318; см. также D. Zillmann & H.B. Brosius (2000), Exemplification in communication: The influence ofcase reports on the perception of issues, Mahwah, N J: Erlbaum.

В дополнение к пяти главным признакам, суть главных новостей помогают определить также несколько второстепенных характеристик. Согласно Р. Харрису (Harris, 1999), сюжеты новостей в большинстве случаев: 1) не оскорбительны; 2) воспринимаются как заслуживающие доверия; 3) компактны; 4) ориентированы на интересы местной аудитории. Вульгарные оскорбления или агрессия допускаются крайне редко. Харрис приводит пример нежелания медиа сообщать об эпидемии СПИДа в начале 1980-х годов, потому что это означало бы необходимость упоминания анального секса, являвшегося самым распространенным способом заражения (Harris, 1999; Meyer, 1990). Правдоподобность новостей означает, что главные медиа стараются избегать сообщений о мутантах, оборотнях и других странных созданиях, красочно описываемых бульварной прессой. Компактность или сжатое изложение в большей степени является характеристикой именно вещательных новостей, а не печатных (Barnhurst & Multz, 1997). Наконец, подчеркивание значения новостей для конкретного региона повышает интерес местной аудитории к новостям национального или международного значения.

Главные и второстепенные характеристики очень важны для привлечения внимания к освещению в медиа тех или иных событий. Как пишет Харрис:

"Самый надежный способ привлечь внимание прессы и телевидения к каким-либо фактам или событиям — это показать, что у них есть основные и второстепенные признаки новости. Чем большим набором подобных признаков обладает событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны СМИ. Наличие или отсутствие главных признаков не является безусловным доказательством важности или не важности конкретного события, зато их наличие позволяет журналистам преподнести такое событие как важную новость" {Harris, 1999,р. 147).