РЕДАКТИРОВАНИЕ

ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

ПОДБОР НОВОСТЕЙ

ХРОНОМЕТРАЖ ВЫПУСКА

Среднестатистический человек слушает новости, не отвлекаясь, 2,5 -3 минуты. После этого 90% информации не усваивается. Поэтому выпуск новостей «от и до» не должен превышать 3-х минут.

 

Прежде чем взять то или иное сообщение в выпуск, нужно ответить себе на несколько важных вопросов:

а) комупредназначено это сообщение (это должна быть новость интересная максимально широкому кругу слушателей);

б) чем интересна или чем может быть полезна слушателю эта новость;

в) какова цель сообщения:информирует, развлекает, поясняет и т.д.;

Гвоздь всего выпуска!Сообщение, которое приковывает к себе всё внимание, которое однозначно интересно очень многим, либо может вызвать эмоциональный (лучше позитивный!!!) отклик.

 

Это может быть социальная информация:

ü деньги (ситуация вокруг курса доллара, укрепление рубля, ситуация в банковской сфере, цены на бензин и т.д.)

ü медицина (новые технологии, новые вакцины и т.д.)

ü автомобили («восьмерку сняли с конвейера, информация об отзыве автомобилей)

ü законы («жилищный кодекс», «о воинской службе» и т.д.)

ü сообщения о каких-либо крупных политических, культурных, спортивных событиях (Чемпионат Европы по футболу, вручение Нобелевской премии, Олимпийские игры), национальные или календарные праздники – Новый год, Рождество, 8 Марта, 23 февраля и т.д.)

ü Информация должна быть понятна с первого прослушивания;

ü Верстка предусматривает последовательное изложение новостей от супер важного, скандального, к новостям экономики, культуры, спорта, любопытной информации;

ü Текст должен отвечать потребностям массовой аудитории – короткие предложения, ясность изложения, железная логика, грамотная речь;

ü Необходимо упрощать, уплотнять материал;

ü Несущественные детали, подробности необходимо опускать.

 

Как этого добиться:

1. Если слово лишнее, опускайте его

«Благодаря слаженной и оперативной работе дорожников, в настоящее время все завалы ликвидированы, и дорога на Hорвегию открыта.» = «Сейчас все заносы ликвидированы, и дорога на Hорвегию открыта.»  


2. Избавляйтесь от всех прилагательных и наречий, кроме самых необходимых

«Cогласно проведённым исследованиям,.. » = «По данным исследования, ..»  

 

3. Строите материал на существительных и глаголах

«Более 100 тыс. человек остались без водоснабжения сегодня в Архангельске. Таковы последствия аварии на водопроводе, которая произошла в самом центре города». = «В Архангельске более 100 тысяч человек остались без водоснабжения. В самом центре города произошла авария на водопроводе».  


4.Избегайте употребления страдательного залога

«Система обязательного страхования автогражданской ответственности подверглась жёсткой критике мэра Москвы Юрия Лужкова.» = «Мэр Москвы Юрий Лужков жёстко раскритиковал действующую в России систему обязательного автострахования»


5. Предложения должны быть короткими, легкими для восприятия. Сложносочиненное предложение разбивайте на два или даже три

«Движение на автотрассе, связывающей Мурманскую область и Hорвегию, прерванное в результате сильного снегопада и снежных заносов, восстановлено.» = «Движение на автотрассе, связывающей Мурманскую область и Hорвегию, восстановлено. Оно было прервано в результате сильного снегопада».  


6. Не перегружайте предложения сложными причастными или деепричастными оборотами. Если этого не избежать, необходимо максимально точно интонационно «отработать» все запятые;

7. Пользуйтесь глаголами в настоящем времени. Фраза «президент говорит», а не «президент сказал» вносит тот самый необходимый в новостях элемент сиюминутности. Разумеется, если президент сделал заявление вчера, материал должен быть подан в прошедшем времени;

8. Сложные составные сказуемые (особенно будущего времени) заменяйте на простые:

Например: «Космонавты вновь будут предпринимать попытку выйти в открытый космос» - попытаются выйти - выйдут. «Депутаты планируют рассмотреть закон «О военной службе» в третьем чтении в четверг» - «Депутаты рассмотрят закон «О военной службе» в третьем чтении в четверг».  

 


9.Порядок слов в предложении. Главный принцип – простота! Лучше использовать прямой порядок слов.

Например: «Президент Путин подписал закон «О воинской обязанности», а не «Закон о воинской обязанности подписал президент».  

 

 


Вместе с тем, для большего разнообразия и с учетом смысла текста возможны и газетные варианты построения предложения.

Например: «Новая транспортная развязка появится скоро между столичными магистралями – Ленинградским и Волоколамским шоссе»  


10.Заменяйте цифры словами.

Например: в 2004 году – в прошлом году в 2006 году – в следующем, в будущем году в 2007-08 гг. – через 2-3 года в 2010 году – через 5 лет, и т.д.  

 


 

 

Кроме того, числа должны округляться. «4 101 876» в эфире превращаются в «более четырех миллионов». Округлить число помогают следующие слова: почти, около, несколько, немногим больше, примерно, более чем, менее, свыше и т.д.

11.Избегайте использования местоимений. Их большое количество в материале может помешать четкому пониманию.

12.Избегайте повторения формулировок, ищите синонимы.

Например: Совет Федерации – верхняя палата парламента Госдума – нижняя палата парламента Депутаты – парламентарии, народные избранники Правительство – кабинет министров Россия – наша страна Президент – глава государства, Имя Фамилия Столица – Москва, Первопрестольная, Белокаменная и т.д.  


13.Идентификация. Титулы (звания, должности) даются перед именами и фамилиями (Президент России – Владимир Путин), а соответственно имя перед фамилией (Пушкин Александр – это недопустимо).

Просмотрите все имена, названия, цифры, это может быть дополнительная

14.Сокращения. Избегайте аббревиатур и сокращений, даже при вторичном упоминании. Кроме самых известных, таких как ООН, МИД, ФСБ и т.д.

14.Избегайте использования лексики официально-канцелярского языка, в котором действия обезличены.

Например: «взрывного устройства обнаружено не было – оперативники не обнаружили» «прокуратурой было возбуждено уголовное дело – прокуратура возбудила»