Влияние назначения помещения и сроков пребывания в различных помещениях гостиницы на цветовое решение.
Цветовое решение помещений вестибюльной группы формирует восприятие интерьера в соответствии с его разнообразными функциями: приема, размещения, обслуживания; ожидания и отдыха; распределение людского потока; торговли и почтово-телефонной связи. При выборе цветового решения необходимо учитывать основные особенности помещений вестибюльной группы: единство и расчленение пространства на отдельные помещения и зоны; различный характер зон и помещений; необходимость четкой ориентации проживающих.
Требование единства пространства помещений вестибюльной группы обеспечивается общим цветом архитектурных поверхностей (пола и потолка). Равномерное распределение цвета, его однотонность создают впечатление единства, цельности пола или потолка. Для создания зрительного динамизма последовательно развивающегося «текучего» пространства пол (или потолок) может быть акцентирован контрастным цветовым тоном. При таком решении пол (потолок) не должен иметь перепадов высот, в этом случае традиционные тусклые цвета полов и светлые малонасыщенные оттенки потолков неприемлемы.
При выборе цвета плоскости пола или потолка нужно учитывать их структуру, для вестибюлей обычно используются долговечные материалы: естественные каменные (гранит, мрамор); искусственные (брекчия, террацо); мозаичные и полимерцементные; монолитные мастичные на основе искусственных смол. Одноцветные полы обустраиваются, как правило, в небольших вестибюлях. Многоцветные полы с полосами, направляющими движения, членят многофункциональное пространство на отдельные функциональные зоны, при этом многоцветные орнаментальные полы предполагают повышенную декоративность вестибюля. Полы со свободным крупным рисунком подчеркивают своеобразие вестибюля и иллюзорно уменьшают площадь пола.
В вестибюлях современных гостиниц используются подвесные конструкции потолков, являющиеся одновременно декоративным элементом вестибюля. Подобные потолки могут быть выполнены из древесно - волокнисты, цементно-фибролитовых, асбестошиферных, алюминиевых и других металлических плит. Цветовые тона природных материалов гармоничны и многообразны по фактуре, которая в природных материалах выявляет их естественный цвет, что положительно влияет на его восприятие.
Пространство вестибюля с помощью цвета членится на отдельные функциональные зоны. Цветовая гармония этих зон оценивается с позиции утилитарно-технологических действий и создания психологического комфорта для работников и проживающих.
Цветовое решение зоны работы должно обеспечивать рациональную организацию технологического процесса и создание условий для снижения физической утомляемости, активизации психологического настроя, повышения эмоционального тонуса. Цвет в зону работы вносится цветом оборудования, цветом стены, к которой она примыкает. Цвет оборудования определяется цветом древесины - основным отделочным материалом стойки, цвет древесины обеспечивает нормальную зрительную работу на рабочем месте, но ухудшает цветовую композицию вестибюля, информативность и ориентацию в пространстве. В современных зарубежных гостиницах отделка стойки производится различными цветными плитами. Стойка может быть решена в два цвета: нижний - переходит с пола на стойку и усиливается подсветкой, а верхний – решен в цвете древесины полки или цветом кожзаменителя. Так решены, например, стойки гостиниц «Пулковская», «Прибалтийская» в Ленинграде.
Цветовое решение зоны отдыха зависит от цвета универсальной мебели для отдыха (в основном цветом обивочной ткани). В зоне отдыха могут использоваться насыщенные цветовые тона в контрасте с цветом стены или драпировки. Зона отдыха может быть композиционно выделена другим уровнем пола и контрастным или нюансным цветом коврового покрытия, так решена зона отдыха гостиницы « Латвия» в Риге, зона отдыха в вестибюле гостиницы « Прибалтийской» выделена красным цветом кабин между черными колоннами.
Торговая зона вестибюля выделяется цветом оборудования и торгово-рекламной продукции, особую роль в этой зоне выполняет цветное освещение витринных шкафов.
В цветовое решение зоны почтово-телеграфной связи часто включается цвет декоративного панно в сочетании с цветом древесины оборудования..
Немаловажное значение имеет цвет как средство ориентировки приезжающих. Архитектор М.Я Гинзбург, например, считал, что этой целью различным помещениям и даже этажам следует придавать различную окраску. Так, совершенно не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаться. Использование цвета как средства ориентировки приезжающих особенно необходимо в больших гостиницах, в которых легко можно нарушить эксплутационный режим, внести суету и беспорядок. Ввиду кратковременности пребывания людского потока в помещении вестибюля его решение на цветовых контрастах и насыщенных цветовых тонах облегчает ориентацию людей в сложном пространстве гостиничного здания, направляет движение и фиксирует композиционные узлы — лифты, лестницы, коридоры. С этой целью в местах, где располагается Reception, лифтовые холлы, лестницы следует использовать «броские цвета», привлекающие внимание приезжающих. Коридоры разных этажей рекомендуются окрашивать в цвета контрастные по яркости или цветовому тону. Хроматические контрасты следует строить на использовании контрастных цветов.
Т.о в вестибюле своеобразно использовать цвета средневолновой части спектра (желтые, голубые, зеленый средней насыщенности).Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во время работы они не попадали в поле зрения обслуживающего персонала.
Цветовые композиции помещений общественного питания определяются:
· их объемно-пространственной структурой;
· типологическими особенностями каждого помещения;
· национальными традициями;
· используемыми отделочными материалами.
Цветовая гармония торговых залов создается цветом стен, полов, потолков, материалом мебели, обивочными и драпировочными тканями, скатертями.
Решающей в цветовой композиции торговых залов является тема, создающая эмоциональную выразительность интерьера. Она может быть подсказана особенностями национальной культуры, историческими событиями, самобытностью природы.
В больших ресторанных залах основными носителями цвета становятся декоративные ткани: скатерти, салфетки, обивочные и драпировочные ткани. В таких ресторанах применяется цветовой контраст для внесения оживления в помещение.
Должны быть учтены физиологические особенности цвета, т.е создаваемая цветовая среда должна посетителей к отдыху, возбуждать аппетит. Цвета желто-оранжевым, оранжевый, абрикосовый, воздействуя на человека, способствуют улучшению пищеварения и вызывают аппетит. Эти цвета могут быть в небольших масштабах: цветовой акцент на стене, обивке мебели, цвете салфеток или приборов на столе.
Для современныхномеров характерно рациональное использование площадей. В небольших помещениях не должно быть впечатления тесноты. Большое значение в этом принадлежит цвету.
Проблемы использования цвета как композиционной связи разных зон номера, а также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее распространенными являются следующие:
· каждое помещение решено в своей цветовой гамме
· все помещения имеют одну цветовую гамму.
Первый прием применяется для больших номеров. В этом случае стены передней и санузла окрашивают в насыщенные цвета (красный, синий, зеленый и т.д.), стены комнаты – в светлые тона малой насыщенности. Для номеров большой площади (9-12 кв.м) целесообразно применять единую цветовую гамму, способствующую композиционному объединению разных зон, отчего номер зрительно кажется свободнее. При выборе цветового решения номера необходимо принять во внимание цвет общественных помещений жилого этажа. Часто цветовая композиция строится на контрастном сочетании цветов и яркостей. Если в номерах применяются мягкие сочетания тонов, то номер производит впечатление тусклого, неинтересного.
Т.о в номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечивает условия для отдыха и работы. Цветовые акценты здесь применяются ограниченно.
Из специальных помещений особое внимание уделяется цветовому решению зрелищных помещений. Центральным ядром при выборе цветового решения является зрительный зал. Основные цветовые поверхности в нем — стены, занавес, мебель и пол. Выбор цветовых сочетаний зависит от принятой колористической композиции. Для зрительных залов различают три вида таких композиций: контрастную — противопоставление основных цветовых поверхностей; монохроматическую — сближение цветовых поверхностей; ахроматическую с цветовым акцентом.
Цветовое решение библиотек предопределяется цветом древесины мебели. Цвет архитектурных поверхностей должен решаться нейтрально — в светлых и теплых цветовых тонах. При этом не должно быть отвлекающих и раздражающих цветовых акцентов. Однотонность цветового решения можно снять введением более темных или более светлых цветов по отношению к цвету столов и цветом настольных светильников.
Цвет помещений парикмахерскихзависит от общей цветовой композиции здания. Композиция парикмахерских залов может быть решена на цветовом контрасте или нюансе. Выбор сочетаний определяется размерами помещения и размещением мебели. Для больших помещений возможно создание контраста между цветом стен и цветом оборудования, когда стены являются фоном, а оборудование — акцентом. При фронтальном размещении оборудования его цветовое решение должно стать продолжением цвета стены.
Административные помещения, как правило, решаются в сдержанных, пастельных цветовых тонах. Выбор цветового тона определяется ориентацией помещения и уровнем естественной освещенности. Оживление в такие помещения вносится цветом древесины, обивкой мебели и цветом драпировки. Насыщенные цветовые тона используются в помещениях дирекции: в зонах отдыха и неофициальных приемов. В кабинетах руководителей рекомендуется применять темные цвета древесины мебели, облицовки стен, что подчеркивает официально-деловой характер этих помещений.
Список использованной литературы:
1. Волков, Жоголь «Цвет в интерьере промышленных зданий».
2. Лукьянова «Интерьер гостиниц», 1991г.
3. Журнал «Гостиница и ресторан», 2002 –2004гг.
4. Журнал «Интерьер»
5. Журнал «Салон»
6. Журнал «Четыре комнаты»
7. Журнал «Идеи Вашего Дома»
Вопросы для фронтального опроса по теме « Стили в архитектуре и интерьере гостиниц»
1. Что такое стиль?
2. Что такое интерьер?
3. Какие факторы ( группы факторов ) влияют на создание внутреннего комфорта в помещениях, в интерьере?
4. От чего зависит выбор стиля архитектуры, интерьера гостиницы?
5. Назовите исторические стили в архитектуре и интерьере гостиниц. Каким периодам истории развития человеческого общества они соответствуют?
6. По архитектуре зданий, изображенных на следующих слайдах, определите исторический стиль.
7. Что из себя представляли здания гостиниц в античное время и почему на первых этажах отсутствовали окна?
8. Чем заменяли двери внутри помещений в античную эпоху?
9. По следующим слайдам определите исторический стиль.
10. Почему стиль Среднего века назвали готическим?
11. Какие предприятия для размещения путешественников существовали в Средние века? В чем особенность их архитектуры?
12. Как украшались стены и потолки в готическом стиле?
13. Какие причины повлияли на появление следующего исторического стиля, изображенного на слайдах? Как он называется?
14. Какой исторический стиль изображен на следующих слайдах и какой отель Парижа считается его образцом?
15. Как украшались потолки в эпоху барокко?
16. Каким художником декорировались grands appartamento Версаля и в чем особенности их декора?
17. К какому стилю относится такие характерные архитектурные линии, как полуокружность, овал, асимметричный причудливый выпукло-вогнутый рисунок, экзотические настенные росписи?
18. Откуда пошло название следующего стиля – неоклассицизм?
19. По следующим слайдам определите название современного стиля интерьера. В чем его особенности?
20. Какие наиболее распространенные стили в архитектуре и интерьере Вы знаете?
21. Что из себя представляет стиль минимализм?
22. При решении интерьеров часто ли применяется один какой-либо стиль?
23. Дайте определения следующим элементам ( предметам убранства ) исторических стилей интерьера:
· Кафедра ( определение, период или стиль );
· Кресло-селло;
· Стол-касапанка;
· Балдахин;
· Шезлонг;
· Бюро;
· Канделябр;
· Диван-канапе.