Тема 13. Методология и методы прикладного социологического исследования

Прикладная социология – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Главный акцент в прикладной социологии делается на практическую пользу, а не на прирост знания.

Социологическое исследование – форма научного познания, система по­следовательных (методологических и организационно- технических) процедур получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах в целях приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.

В зависимости от масштаба и сложности решаемых задач выделяют ис­следование пилотажное (разведывательное), описательное и аналитическое. Задача пилотажного исследования – проверка качества подготовки ос­новного исследования. В ходе его уточняются задачи и гипотезы, инструмента­рий исследования, проверяется качество анкеты и т. д. В результате пилотажно­го исследования собираются оперативные социологические данные. Цель описательного исследования – выявить основные структурные эле­менты, основные характеристики изучаемого социального объекта, наличие или отсутствие связей между ними. Цель аналитического исследования заключается в выявлении не только структуры изу­чаемого явления, но и причин, которые лежат в его основе.

В зависимости от того, изучается объект в статике или в динамике выде­ляют точечное и повторное исследование. Точечное исследование– это однократный сбор информации о каком-либо явлении. Такое исследование позволяет охарактеризовать явление или процесс в момент его изучения. Повторное исследование – многократный сбор информации через опре­деленные промежутки времени. Такое исследование дает ответ на вопрос о тенденциях изменения изучаемого объекта во времени. Повторные исследования бывают: трендовые (когортные, исторические), цель которых заключается в изучении изменений на уровне социальных возрастных групп; панельные, представляющие собой изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени; лонгитюдные, объектом изучения которых являются изменения в молодежной группе.

При проведении повторных исследований используется социальный мони­торинг, т. е. система непрерывного и оперативного сбора, обработки и хранения информа­ции на компьютере по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. подготовительный;

2. сбор первичной социологической информации;

3. подготовка и обработка информации;

4. анализ информации и подготовка итоговых документов.

Программа социологического исследования разрабатывается на подготовительном этапе социологического исследования. Не исключена ее доработка на более поздних этапах. Качество программы обеспечивает достоверность информации, которая будет получена в результате исследования. Программа– это научный документ, в котором содержится теоретико-методическая основа всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа ин­формации. В программе отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования.

Социологическое исследование направлено не на постижение проблемы, а на изучение проблемной ситуации, так как проблема представляет собой объективное противоречие, а проблемная ситуация – это отражение реальной проблемы в сознании людей.

Генеральная совокупность – общее число единиц, составляющих объект исследования (например, коллектив завода, жители города или республики в целом). Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, элементы которой становятся объектом наблюдения. Выборочная совокупность должна отвечать требованию репрезентативности, т. е. она должна воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Основные методы сбора социологической информации: опросные методы (анкетирование, социологическое интервью), социологический эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов, социометрия, контент-анализ.

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, предусматри­вающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (оп­рашиваемым) с вопросами по теме исследования. Опрос является самым рас­пространенным методом сбора первичной социологической информации.

Анкетный опрос – это письменный опрос, при котором общение между ис­следователем и респондентом опосредуется анкетой.

Анкета представляет собой опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. Поэтому содержащиеся в ней вопросы должны быть доступны его пониманию.

Структура анкеты включяет три час­ти: вводную, основную и заключительную («паспортичку»). Во введении указывается организация, которая проводит социологическое исследование, цель исследования, подчерки­вается анонимный характер заполнения анкеты, выражается благодарность за участие в анкетировании, имеется инструкция по заполнению анкеты. В основной части содержатся вопросы, раскрывающие тему исследования. Заключительная часть состоит из блока вопросов о статусе личности и демо­графических данных.

Для получения достоверных данных большое значение имеет подбор и формулировка вопросов анкеты или интервью, т. е. вопросы должны отвечать оп­ределенным требованиям. Например, соответствовать теме исследования, психологии, культуре и интеллектуальному уровню респондентов; быть нейтральными; в закрытых вопросах необходимо указывать все возможные варианты ответов или заменять полузакрытыми вопросами, предполагающими свой вариант ответа и др. Анкета должна включать и контрольные вопросы, целью которых является проверка правдивости и непротиворечивости ответов. Одним из главных преимуществ анкетного опроса является то, что это экономичный и оперативный метод. С его помощью можно в относительно короткий срок опросить большое коли­чество респондентов, иногда до нескольких тысяч.

Интервью– этонепосредственное вербальное взаимодействие между исследо­вателем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По сравнению с анкетным опросом интервью имеет ряд преимуществ: информация, полученная с помощью интервью, является более пол­ной и определенной, чем анкетная, так как неопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены; интервью дает возможность наблюдения за респондентом. К недостаткам интервью относится: проблема обеспечения анонимности; большие финансовые и временные затраты.

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации пу­тем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и ситуа­ции, в которой они имеют место. Основное преимущество наблюдения в том, что оно позволяет фиксиро­вать событие непосредственно в момент его проявления. К недостаткам наблюдения относятся: вмешательство исследователя в естественный ход событий; локальность изучаемой ситуации; субъективность оценки наблюдателя.

В зависимо­сти от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают:

1. Невключенное наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта и регистрирует события, не участвуя в них. Обычно невключенное наблюдение используется для изучения массовых про­цессов, в которых задействованы большие группы людей.

2. Включенное наблюдение, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. включен в исследуемый процесс. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое и открытое. При скрытом наблюдении исследователь входит в изучаемую груп­пу как бы в качестве ее участника, скрывая свои исследовательские задачи. Ме­тод скрытого включенного наблюдения используется при изучении факторов и форм взаимодействия внутри малых групп трудового коллектива. При открытом наблюденииколлективу известны цели и задачи ис­следования. Включенное наблюдение позволяет понять причины человече­ского поведения. При этом этика включенного наблюдения требует фиксации только тех фактов, которые характеризуют предмет исследования.

Эксперимент – общенаучный метод по­лучения в контролируемых условиях знаний о причинно – следственных связях.

Особенность эксперимента как метода сбора социологической информа­ции состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменной. Независимая переменная (экспериментальный фактор) – это гипотетиче­ская причина определенных изменений в изучаемом объекте. Она вводится и контролируется экспериментатором. Зависимая переменная – изменения в изучаемом объекте, которые про­исходят под действием независимой переменной. Например, гипотеза – дифференцированная оплата труда влияет на повышение качества труда и выпускаемой продукции. Независимая переменная – оплата труда различного вида и качест­ва, зависимая – эффективность труда и качество продукции.

Анализ документов заключается в изучении и толковании содержащихся в документах сведений с точки зрения задач исследования. Для социолога до­кументы (статистические данные, письма, книги, фонетические записи, видеофильмы и т. д.) являются незаменимым источником информации и могут использо­ваться на всех этапах исследования: для изучения проблемной ситуации, анали­за объекта, интерпретации полученных результатов.

С целью преодоления субъективизма при анализе документов используется формализованный метод «контент-анализа». Его суть заключается в том, чтобы найти и зафиксировать интересующие исследователя элементы содержания с целью определить объ­ем внимания или частоту обращения к тем или иным единицам анализа. В практике сложился ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа (слова, термины, символы, суждения, персонаж и т. п.). Этот метод в основном используется при анализе СМИ. При выявлении объема внимания подсчитывается количество страниц, строк, размер площади – для печатных и письменных материалов, часы и ми­нуты – для радио- и телепередач.

Социометрия– метод исследования структуры межличностных отно­шений в малой группе путем осуществления каждым из членов группы опреде­ленных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий выбора задается социометрическим вопросом. Например, с кем из членов группы Вы чаще всего контактируете по служебным вопросам? Этот метод позволяет выяснить уровень конфликтности или, наоборот, сплоченности в группе.