Тема 13. Методология и методы прикладного социологического исследования
Прикладная социология – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Главный акцент в прикладной социологии делается на практическую пользу, а не на прирост знания.
Социологическое исследование – форма научного познания, система последовательных (методологических и организационно- технических) процедур получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах в целях приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.
В зависимости от масштаба и сложности решаемых задач выделяют исследование пилотажное (разведывательное), описательное и аналитическое. Задача пилотажного исследования – проверка качества подготовки основного исследования. В ходе его уточняются задачи и гипотезы, инструментарий исследования, проверяется качество анкеты и т. д. В результате пилотажного исследования собираются оперативные социологические данные. Цель описательного исследования – выявить основные структурные элементы, основные характеристики изучаемого социального объекта, наличие или отсутствие связей между ними. Цель аналитического исследования заключается в выявлении не только структуры изучаемого явления, но и причин, которые лежат в его основе.
В зависимости от того, изучается объект в статике или в динамике выделяют точечное и повторное исследование. Точечное исследование– это однократный сбор информации о каком-либо явлении. Такое исследование позволяет охарактеризовать явление или процесс в момент его изучения. Повторное исследование – многократный сбор информации через определенные промежутки времени. Такое исследование дает ответ на вопрос о тенденциях изменения изучаемого объекта во времени. Повторные исследования бывают: трендовые (когортные, исторические), цель которых заключается в изучении изменений на уровне социальных возрастных групп; панельные, представляющие собой изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени; лонгитюдные, объектом изучения которых являются изменения в молодежной группе.
При проведении повторных исследований используется социальный мониторинг, т. е. система непрерывного и оперативного сбора, обработки и хранения информации на компьютере по наиболее актуальным проблемам жизни общества.
Социологическое исследование имеет ряд этапов:
1. подготовительный;
2. сбор первичной социологической информации;
3. подготовка и обработка информации;
4. анализ информации и подготовка итоговых документов.
Программа социологического исследования разрабатывается на подготовительном этапе социологического исследования. Не исключена ее доработка на более поздних этапах. Качество программы обеспечивает достоверность информации, которая будет получена в результате исследования. Программа– это научный документ, в котором содержится теоретико-методическая основа всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. В программе отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования.
Социологическое исследование направлено не на постижение проблемы, а на изучение проблемной ситуации, так как проблема представляет собой объективное противоречие, а проблемная ситуация – это отражение реальной проблемы в сознании людей.
Генеральная совокупность – общее число единиц, составляющих объект исследования (например, коллектив завода, жители города или республики в целом). Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, элементы которой становятся объектом наблюдения. Выборочная совокупность должна отвечать требованию репрезентативности, т. е. она должна воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Основные методы сбора социологической информации: опросные методы (анкетирование, социологическое интервью), социологический эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов, социометрия, контент-анализ.
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) с вопросами по теме исследования. Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социологической информации.
Анкетный опрос – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.
Анкета представляет собой опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. Поэтому содержащиеся в ней вопросы должны быть доступны его пониманию.
Структура анкеты включяет три части: вводную, основную и заключительную («паспортичку»). Во введении указывается организация, которая проводит социологическое исследование, цель исследования, подчеркивается анонимный характер заполнения анкеты, выражается благодарность за участие в анкетировании, имеется инструкция по заполнению анкеты. В основной части содержатся вопросы, раскрывающие тему исследования. Заключительная часть состоит из блока вопросов о статусе личности и демографических данных.
Для получения достоверных данных большое значение имеет подбор и формулировка вопросов анкеты или интервью, т. е. вопросы должны отвечать определенным требованиям. Например, соответствовать теме исследования, психологии, культуре и интеллектуальному уровню респондентов; быть нейтральными; в закрытых вопросах необходимо указывать все возможные варианты ответов или заменять полузакрытыми вопросами, предполагающими свой вариант ответа и др. Анкета должна включать и контрольные вопросы, целью которых является проверка правдивости и непротиворечивости ответов. Одним из главных преимуществ анкетного опроса является то, что это экономичный и оперативный метод. С его помощью можно в относительно короткий срок опросить большое количество респондентов, иногда до нескольких тысяч.
Интервью– этонепосредственное вербальное взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По сравнению с анкетным опросом интервью имеет ряд преимуществ: информация, полученная с помощью интервью, является более полной и определенной, чем анкетная, так как неопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены; интервью дает возможность наблюдения за респондентом. К недостаткам интервью относится: проблема обеспечения анонимности; большие финансовые и временные затраты.
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и ситуации, в которой они имеют место. Основное преимущество наблюдения в том, что оно позволяет фиксировать событие непосредственно в момент его проявления. К недостаткам наблюдения относятся: вмешательство исследователя в естественный ход событий; локальность изучаемой ситуации; субъективность оценки наблюдателя.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают:
1. Невключенное наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта и регистрирует события, не участвуя в них. Обычно невключенное наблюдение используется для изучения массовых процессов, в которых задействованы большие группы людей.
2. Включенное наблюдение, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. включен в исследуемый процесс. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое и открытое. При скрытом наблюдении исследователь входит в изучаемую группу как бы в качестве ее участника, скрывая свои исследовательские задачи. Метод скрытого включенного наблюдения используется при изучении факторов и форм взаимодействия внутри малых групп трудового коллектива. При открытом наблюденииколлективу известны цели и задачи исследования. Включенное наблюдение позволяет понять причины человеческого поведения. При этом этика включенного наблюдения требует фиксации только тех фактов, которые характеризуют предмет исследования.
Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых условиях знаний о причинно – следственных связях.
Особенность эксперимента как метода сбора социологической информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменной. Независимая переменная (экспериментальный фактор) – это гипотетическая причина определенных изменений в изучаемом объекте. Она вводится и контролируется экспериментатором. Зависимая переменная – изменения в изучаемом объекте, которые происходят под действием независимой переменной. Например, гипотеза – дифференцированная оплата труда влияет на повышение качества труда и выпускаемой продукции. Независимая переменная – оплата труда различного вида и качества, зависимая – эффективность труда и качество продукции.
Анализ документов заключается в изучении и толковании содержащихся в документах сведений с точки зрения задач исследования. Для социолога документы (статистические данные, письма, книги, фонетические записи, видеофильмы и т. д.) являются незаменимым источником информации и могут использоваться на всех этапах исследования: для изучения проблемной ситуации, анализа объекта, интерпретации полученных результатов.
С целью преодоления субъективизма при анализе документов используется формализованный метод «контент-анализа». Его суть заключается в том, чтобы найти и зафиксировать интересующие исследователя элементы содержания с целью определить объем внимания или частоту обращения к тем или иным единицам анализа. В практике сложился ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа (слова, термины, символы, суждения, персонаж и т. п.). Этот метод в основном используется при анализе СМИ. При выявлении объема внимания подсчитывается количество страниц, строк, размер площади – для печатных и письменных материалов, часы и минуты – для радио- и телепередач.
Социометрия– метод исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий выбора задается социометрическим вопросом. Например, с кем из членов группы Вы чаще всего контактируете по служебным вопросам? Этот метод позволяет выяснить уровень конфликтности или, наоборот, сплоченности в группе.