Основные концепции

Социальное взаимодействие – это двунаправленный процесс обмена дей­ствиями между двумя и более индивидами. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Социальное взаимодействие – центральное понятие ряда социологических теорий, в основе которого лежит представление о том, что социальный деятель – актор, или общество в целом всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – акторов и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

В рамках социологического анализа наибольшую известность при­обрели такие теории межличностного взаимодействия, как теория обмена, символический интеракционизм и теория «зеркального Я».

Согласно теории обмена Дж. Хоманса, поведение человека в данный момент обусловлено тем, вознаграждались ли его действия в прошлом и как именно. Он вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается определенный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от каких-либо условий, то человек стремится воссоздать эти условия.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степе­ни готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В общем виде Хоманс рассматривал социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания возна­граждений и затрат. Но поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена.

Оригинальную концепцию обмена предложил П. Блау, осуществив попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и теории социального конфликта. Блау стремился ответить на вопросы, связанные с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. В силу этого Блау определяет обмен как специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от вознаграждений от других лиц и которые прекращаются при прекращении этих ожиданий. Таким образом, обмен может иметь место лишь в границах таких отношений, при которых данные «вознаграждения» ожидаются и получаются от определенных посторонних индивидов. Социальная жизнь рассматривается им в качестве «базара», где социальные акторы торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды. Организации в обществе, по мысли Блау, должны извлекать выгоду из отношений друг с другом и тем самым создавать ситуацию одновременного взаимного притяжения и конкуренции, результатом которой является их иерархическая дифференциация, которая, в свою очередь, обусловливает стремлении к специализации в самых разнообразных сферах среди менее удачливых организаций.

Другая теория межличностного взаимодействия – символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) Дж. Мида. Цен­тральное понятие теории Дж. Мида – межиндивидуальное взаимодейст­вие, под которым понимается, что именно в совокупности взаимодействий формируется об­щество и индивидуальное сознание. При этом взаимодействие происходит на основе обмена жестами. Жест рассматривается здесь как начало контакта, т. е. он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия. Жест предполагает наличие некоторой «идеи» и выступает в качестве символа, который нужно расшифровать. Например, вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать – по­жать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. В качестве жеста может выступать не только физический жест, но и слово, мимика и т. п. В случае сложного взаимодействия, т. е. происходящего с участием многих индивидов, учитывается и обобщающее мнение группы, кото­рое можно определить, следуя Миду, как «роль обобщенного другого».

Необходимо отметить, что для Мида стимул, жест – это лишь возможность действия, а не автоматический бездумный ответ. Отсюда сущность социального действия заключается в том, что в силу возникающего социального взаимодействия индивид может действовать по-разному: немедленно отреагировать на стимул, отложить реакцию или вовсе не реагировать на него. Откладывание реакции – это тоже социальное действие, но обусловленное социальным опытом действующего.

Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули, в процессе взаимодействия и поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т. е. смотрят на себя как в «зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными «зеркалами», поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами. Таким образом, теория «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах: 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются другими; 2) люди способны осознавать характер ответных реакций других; 3) люди развивают самопредставления в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других. Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей. В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы. Так, если в семье уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем: ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях.

Выбор в общении, с точки зрения Кули, также зависит от зеркального отражения. Так, индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификации. На основании этого Кули делает вывод о том, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.