Социология культуры

Общество – это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности (семейные, профессиональные, территориальные и т. п.), составляющие в своей совокупности целостную систему. Основные социальные характеристики общества: 1) системность; 2) динамизм; 3) целостность.

В системном подходеД. Истона, американского социолога и политолога, общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами). Это взаимодействие осуществляется по двум каналам: «вход», т. е. канал влияния окружающей среды на общество, и «выход» – обратное воздействие системы на среду. Согласно Истону, различают два типа «входа»: требования и поддержка. Например, требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Поддержка является выражением лояльности к существующему обществу и тем социальным процессам, которые в нем происходят, однако она может выражаться и в протесте.

Общество как система в процессе конверсии «перерабатывает» требования, и на «выходе» появляются управленческие решения и действия по поводу распределения ценностей и ресурсов. Отсюда, главная цель системы заключается в самосохранении путем приспособления к изменяющимся требованиям окружающей среды и активного воздействия на нее. Другими словами, при таком подходе общество изучают через анализ соответствующих стимулов и реакций на них, но собственно общество, его структура и специфика остаются «за кадром».

Поэтому системный подход дополняется функциональным подходом, при котором общество также рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды, но, кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Таким образом, функциональный подход представляет собой изучение взаимосвязей функций различных подсистем общества.

Функциональный подход по изучению общества был предложен Т. Парсонсом. Подсистемами общества, по Парсонсу, являются экономическая, политическая, социальная и система социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации, т.е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, т. е. принятия рациональных решений и мобилизации ресурсов на их выполение. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализации – функцию воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществлении процесса «включения» человека в социальную систему, общество. Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, тесно взаимодействуя друг с другом, образуют определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компонентов являются следующие: 1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями; 2) социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе; 3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами; 4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т. п.), территориальные, этнонациональные и иные общности; 5) социальные взаимодействия людей; 6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость (семья, государство, школа, церковь и т. п.).

Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является изменяющаяся система идеалов, ценностей и норм. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», в отличие от естественной природы.

Различают культуру материальную и духовную. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком (плуг, книга, па­ровая машина и др.). Духовная культура – это сово­купность результатов духовной деятельности людей и сама эта деятельность, в состав которой входят идеи, знания, нормы, ценности, язык и др. Вместе с тем, рассмотренное разделение культуры на духовную и материальную далеко не бесспорно, так как явления духовной культуры записаны на материальных носителях: например, музыка на кассете или диске.

Так, некоторые авторы, в частности П. Сорокин, считают целесообразным структурировать постоянно развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития первоценности, или первосмысла, на три основных типа: 1) чувственная; 2) идеациональная или рациональная; 3) идеальная (идеалистическая) культура.

В европейской философско-социологической традиции (в работах В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Вебера, Х. Ортега-и-Гассета и др.) сформировалась иная классификация типов культур: 1) народная культура; 2) национальная культура, вырастающая из народной и включающая в себя национальное своеобразие данного народа; 3) массовая культура, ориентированная на усредненный уровень развития потребителей культурных ценностей, представляет собой произведения, отличающиеся стандартизированным, упрощенным и развлекательным характером; 4) элитарная культура направлена на избранных людей, обладающих хорошо развитой художественной восприимчивостью, и представляет собой «искусство для искусства»; 5) наравне с доминирующей культурой (совокупность ценностей и норм, воспринимаемых большинством) в обществе существуют субкультуры, представляющие собой системы смыслов, ценностей, норм, стереотипов поведения различных социальных групп (например, молодежная субкультура); 6) контркультура – комплекс норм и ценностей, которые противоречат доминирующей культуре (например, контркультура преступной группировки).

Социологическое исследование культуры направленно именно на человекотворческую сущность культуры, под которой подразумевается, во-первых, то, что человек рассматривается как творец культуры, т. е. как субъект творчества, во-вторых, то, что человек выступает как творение культуры, ее объект.

Выявление сущности культуры предполагает анализ ее функций, среди которых выделяют: адаптационную, познавательную, социализирующую, нормативную, трансляционную, целеполагания, информационную, игровую, коммуникативную, мотивационную, релаксационную, воспитательную и человекотворческую.

Основными функциями, содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность и общество в целом.

Тема 4. Динамическая характеристика общества: