Организация работ по стандартизации
Принципы стандартизации (ст.12)
- добровольное применение стандартов.
- максимальный учет интересов заинтересованных лиц.
- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.
- недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.
Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в некоторых областях (до принятия соответствующих технических регламентов):
Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.
Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации РФ. Эти функции возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое в настоящее время входит в Министерство промышленности и энергетики. В структуре Ростехрегулирования существуют подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Оно располагает информационным фондом, в котором хранятся около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ, более 30 тыс. международных стандартов, более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран.
Функции национального органа по стандартизации:
- утверждение национальных стандартов;
- принятие программы разработки стандартов;
- организация экспертизы проектов стандартов;
- учет национальных стандартов и других документов по стандартизации;
- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
- представление РФ в международных организациях по стандартизации.
Работу по организации и разработке национальных стандартов, их согласование и экспертизу проводят технические комитеты по стандартизации. При этом непосредственными разработчиками стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.
8.4 Документы в области стандартизации (ст.13)
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций;
своды правил.
Закон «О техническом регулировании» изменил не только юридический статус стандартов, но и документальную базу стандартизации. Ранее согласно Закону РФ "О стандартизации" к нормативным документам по стандартизации относились:
государственные стандарты Российской Федерации;
- международные (региональные) стандарты;
- правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
- стандарты отраслей;
- стандарты предприятий;
- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Как видим, из существующего ныне перечня исключены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, место государственных стандартов заняли национальные, а стандартов предприятий - стандарты организаций. Что немаловажно, в данный перечень также добавлены своды правил.
Каждый из перечисленных в настоящей статье документов в области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что ни правила по стандартизации, ни рекомендации, не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации по своему характеру являются документами обязательными для применения, что напрямую вытекает из их определения.
В процессе проведения работ по стандартизации вырабатываются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.