Организация работ по стандартизации

Принципы стандартизации (ст.12)

- добровольное применение стандартов.

- максимальный учет интересов заинтересованных лиц.

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.

- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.

- недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.

Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в некоторых областях (до принятия соответствующих технических регламентов):

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.

Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации РФ. Эти функции возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое в настоящее время входит в Министерство промышленности и энергетики. В структуре Ростехрегулирования существуют подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Оно располагает информационным фондом, в котором хранятся около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ, более 30 тыс. международных стандартов, более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран.

Функции национального органа по стандартизации:

- утверждение национальных стандартов;

- принятие программы разработки стандартов;

- организация экспертизы проектов стандартов;

- учет национальных стандартов и других документов по стандартизации;

- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

- представление РФ в международных организациях по стандартизации.

Работу по организации и разработке национальных стандартов, их согласование и экспертизу проводят технические комитеты по стандартизации. При этом непосредственными разработчиками стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

 

8.4 Документы в области стандартизации (ст.13)

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Закон «О техническом регулировании» изменил не только юридический статус стандартов, но и документальную базу стандартизации. Ранее согласно Закону РФ "О стандартизации" к нормативным документам по стандартизации относились:

государственные стандарты Российской Федерации;

  1. международные (региональные) стандарты;
  2. правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  3. общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
  4. стандарты отраслей;
  5. стандарты предприятий;
  6. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Как видим, из существующего ныне перечня исключены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, место государственных стандартов заняли национальные, а стандартов предприятий - стандарты организаций. Что немаловажно, в данный перечень также добавлены своды правил.

 

Каждый из перечисленных в настоящей статье документов в области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что ни правила по стандартизации, ни рекомендации, не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации по своему характеру являются документами обязательными для применения, что напрямую вытекает из их определения.

В процессе проведения работ по стандартизации вырабатываются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.