Методы стандартизации
К основным методам стандартизации можно отнести:
- классификация, кодирование, каталогизация;
- упорядочение объектов стандартизации;
- систематизация;
- селекция;
- симплификация;
- типизация;
- оптимизация;
- унификация;
- агрегатирование.
Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Систематизированный перечень классифицированных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называется классификатором. Действующие, классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские, межотраслевые, отраслевые и классификаторы предприятий.
Селекция – деятельность, заключающаяся в отборе из предварительно классифицированных и ранжированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении и отборе из числа предварительно систематизированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании специального анализа их перспективности признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Симплифицированные объекты исключаются из рассмотрения как морально устаревшие или по другим критериям, что делает невозможными их дальнейшее производство и поставку на рынок.
Типизация - деятельность, заключающаяся в нахождении оптимальных по выбранному критерию эффективности параметрических (в том числе типоразмерных) рядов предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации по главным параметрам, направленная на достижение высокой степени их совпадения с главными параметрами потребностей, которые будут удовлетворяться с применением данных объектов. Фактически это деятельность по созданию типовых образцов, моделей, конструкций, документации, а также технологических и организационных решений.
Оптимизация - нахождение оптимальных главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности однородных объектов стандартизации, направленное на достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию в определенной области.
Оптимизацию объектов стандартизации обычно осуществляют путем проведения многовариантных расчетов с применением специальных экономико-математичеcких методов и моделей оптимизации при определенной системе ограничений, а также в сочетании с прогнозами определенных областей науки и техники. В результате оптимизации находят главные параметры, показатели качества и экономические факторы. Эта информация и используется для включения тех или иных показателей и норм в стандарты и техническую документацию. Окончательная оптимизация установленных норм, показателей и требований может в дальнейшем проводиться по результатам обсуждения стандарта всеми заинтересованными организациями.
Унификация (управление многообразием) - метод стандартизации, заключающийся в приведении объектов одинакового функционального назначения к единообразию за счет установления, рациональной номенклатуры составляющих элементов (размеров, типов, деталей и т.д.). Различают внутриразмерную, межразмерную и межтиповую унификации, каждая из которых может осуществляться на межотраслевом, отраслевом и заводском уровнях.
Внутриразмерная унификация распроcтраняетcя на все модификации определенного типа изделия, имеющего базовую модель.
Межразмерная унификация включает унификацию изделий разных размеров одного параметрического ряда.
Межтиповая унификация изделий откосится к различным параметрическим рядам; различных типов однородных изделий.
Каждый из этих видов унификации имеет важное значение на своем уровне для эффективного развитая производства, в частности, унификация принципиально новых и типовых технологических процессов, унификация и стандартизация при разработке и внедрении комплексов взаимосвязанных стандартов на предприятии, методов испытаний, атласов типовых конструкций деталей, узлов и т.д.
Унификация - установление оптимального числа размеров иди видов продукции, процессов или уснут. Развитие унификации и стандартизации изделий дает возможность использовать типовые технологические процессы: и оборудование. Она широко применяется в различных областях производственной деятельности, создает возможности повышения качества и эффективности разработки, производства, технического обслуживания и использования продукции.
Например, для пищевой промышленности важными моментами являются:
— установление оптимального числа видов, сортов и др. однородной продукции и их характеристик;
— унификация показателей качества для продукции одного и того же назначения;
— унификация технологического оборудования и технологических модулей, установление рационального числа их разновидностей;
— унификация методов контроля и испытаний;
— унификация средств измерений;
— унификация производительности технологических процессов.
Фактически унификация здесь сводится к обеспечению единообразия по отношению к технологическому оборудованию, средствам измерений, разработке унифицированных планов и методов аналитического контроля для безопасного проведения технологических процессов и обеспечения качества продукция. Унификация и стандартизация позволяют значительно снизить затраты на проектно-конструкторские работы, аналитический контроль, изготовление и приобретение оборудования и приборов, трудоемкость его обслуживания и ремонта, повысить качество продукции.
Агрегатирование - метод созданий машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов. Сущность его состоит в том, что машина, оборудование или технологический процесс комплектуются из отдельных унифицированных стандартных узлов с целью изготовления продукции различного назначения. Таким образом, путем пространственного сочетания стандартных узлов на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости расширяются сферы и области применения оборудования для сования новых машин, приборов и технологий. Агретирование широко применяется в химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и электронике, при производстве мебели и др. Метод агрегатирования позволяет производить, например, различную химическую продукцию на одном и том же оборудований путем его различной компоновки.
Новый этап в развитии метода агрегатирования - это переход к производству техники и оборудования на базе крупных агрегатов - модулей. Это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.
Структура и содержание технических регламентов
Технический регламент содержит следующий типовой состав разделов:
· область применения технического регламента и объекты технического регулирования;
· основные понятия;
· общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации;
· требования к продукции;
· применение стандартов (презумпция соответствия);
· подтверждение соответствия;
· государственный контроль (надзор);
· заключительные и переходные положения;
· приложения.
В разделе "Область применения технического регламента и объекты технического регулирования" устанавливается сфера действия технического регламента применительно к категориям объектов. Такими категориями являются: только продукция; продукция и отдельные процессы, связанные с ней; продукция и процессы, связанные со всеми стадиями ее жизненного цикла. Выбор категории объектов в первую очередь определяется необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды от возможных случаев причинения вреда. При включении в технический регламент различных категорий объектов предусматривается распределение ответственности между субъектами, осуществляющими деятельность на разных стадиях жизненного цикла продукции.
Область применения технического регламента на продукцию определяется посредством описания определяющих ее признаков и (или) приведением перечня продукции, на которую будут распространяться требования регламента. Учитывая, что общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе Общероссийский классификатор продукции (ОКП), согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «...используются в правовых актах ... для однозначной идентификации объектов правоотношений», целесообразно, чтобы технические регламенты по возможности содержали перечень объектов регулирования с соответствующими кодами ОКП.
В этом же разделе предусматриваются положения, касающиеся взаимосвязи разрабатываемого технического регламента с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью данного регламента.
В разделе «Основные понятия» приводятся определения тех понятий, которые важны для однозначного понимания положений технического регламента, в дополнение к понятиям, приведенным в стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» и в других документах. Например, следует определить такие ключевые понятия, как «размещение продукции на рынке», «обращение», «продавец», «изготовитель». Последнее особенно важно для продукции иностранного производства.
При разработке понятийного аппарата используются термины и определения, установленные в международных и национальных стандартах, чтобы не создавать ситуацию, при которой придется техническую документацию разработчиков и производителей приводить в соответствие с новой терминологией.
В разделе «Общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации» указываются условия размещения продукции, входящей в область распространения технического регламента, на российском рынке. В качестве основного условия устанавливается, что продукция должна соответствовать требованиям технического регламента, а также указываются способы доведения информации об этом до приобретателя и других заинтересованных сторон (указание о соответствии техническому регламенту в сопроводительной документации; маркирование знаком обращения на рынке продукции, для которой техническим регламентом предусмотрено проведение обязательного подтверждения соответствия).
В этом же разделе при необходимости регламентируются особенности размещения продукции на рынке, в том числе для разных условий размещения (экспонирование на выставках; запасные части для продукции, находящейся в эксплуатации; продукция, произведенная для собственных нужд изготовителя и т.д.). Отражаются также вопросы наличия информации для пользователя продукции, позволяющей безопасно использовать ее по назначению.
Кроме того, в разделе рассматриваются вопросы, связанные с маркированием продукции знаком обращения на рынке с учетом того, что эта продукция может подпадать под действие других технических регламентов. Маркирование знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
Раздел «Требования к продукции» является одним из наиболее важных в техническом регламенте. Учитывая, что требования безопасности, которые не включены в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы в техническом регламенте были полно и корректно определены все необходимые требования
В данный раздел технического регламента включаются также положения, содержащие требования к содержанию информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию. Например, в эксплуатационной документации, кроме правил эксплуатации (применения) продукции по назначению, целесообразно предусматривать случаи ее возможного предсказуемого неправильного использования.
Раздел также должен быть дополнен положениями, устанавливающими требования безопасности продукции, связанные с разными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда.
В разделе «Применение стандартов» описываются условия применения национальных стандартов для случая задания общих требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия. Этот принцип заключается в том, что при установлении требований технического регламента не в количественной, а в качественной форме, их соблюдение может обеспечиваться выполнением конкретных требований национальных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом или сводов правил.
Одновременно с проектом технического регламента разрабатывается перечень гармонизированных стандартов или сводов правил, предлагаемых для применения в целях соблюдения соответствующих требований технических регламентов.
В этом же разделе устанавливаются конкретные положения для случая, когда гармонизированные стандарты отсутствуют или изготовитель не желает их применять. Например, может быть установлено, что требования, заявленные изготовителем в стандартах организации (технических условиях, или других документах, определяющих требования к продукции), обеспечивают соответствие продукции существенным требованиям технического регламента в случае положительных результатов анализа, который проводит специально уполномоченный для этих целей орган по сертификации.
Раздел «Подтверждение соответствия». В нем устанавливаются формы и схемы обязательного подтверждения соответствия, а также правила и процедуры подтверждения соответствия. В обоснованных случаях этот раздел может не включаться в состав технического регламента. Основанием для такого решения может служить низкая степень потенциальной опасности продукции и ограниченный период ее применения, допускающие отсутствие «дорыночной» проверки без серьезных последствий, при условии регулярного проведения государственного контроля (надзора) на рынке.
В разделе «Государственный контроль (надзор)» содержатся положения, связанные с процедурами государственного контроля (надзора) за соответствием требованиям технического регламента и устанавливаются:
· способы осуществления деятельности по государственному контролю (надзору) за соответствием продукции требованиям технического регламента;
· действия по приведению несоответствующей продукции в соответствие с предписанными требованиями технического регламента;
· санкции, применяемые в случае несоответствия продукции требованиям технического регламента, включая отзыв продукции с рынка.
В разделе также определяются компетентные органы власти, ответственные за проведение государственного контроля (надзора) на рынке за продукцией, на которую распространяются требования технического регламента, за предельные сроки проведения проверок, за способы или действия, предпринимаемые органами государственного контроля (надзора) с целью защиты рынка. Описываются условия информирования органов надзора о нарушениях требований регламента и о случаях причинения вреда из-за этих нарушений.
В разделе «Заключительные и переходные положения» устанавливается процедура вступления в силу технического регламента, включая переходный период.
Срок вступления в силу технического регламента должен определяется с учетом готовности соответствующего сектора рынка к новым условиям регулирования, определяемым данным регламентом. Здесь же предусматриваются положения по приведению в соответствие техническому регламенту действующего законодательства.
В разделе устанавливаются сроки и особенности переходного периода. Например, определяются сроки действия ранее выданных сертификатов соответствия, условия реализации продукции (задела), маркированной знаком соответствия в рамках систем сертификации, действовавших до вступления в силу данного технического регламента, и т.д.
Технический регламент может иметь Приложения, которые используются в случае, когда информация технического характера не может быть изложена в рамках принятых форм изложения законодательных актов. В приложениях могут помещаться перечни, таблицы, графики, формы документов и т.д. Для удобства восприятия основных правовых норм технического регламента в приложениях даются также техническое содержание требований к продукции и описание схем обязательного подтверждения соответствия с учетом того, что юридическая сила приложений и законодательного (нормативного правового) акта, к которому они относятся, одинакова.
Порядок разработки технических регламентов
Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
· прозрачность процедур разработки;
· возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
· достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.
С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.
Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:
· обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;
· финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;
· документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
· документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
· перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложенными к нему документами направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.
Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.
Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.
Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.
Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о введении в действие данного регламента. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден первый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».