Стандарты: виды и категории
Технические регламенты
Технический регламент (ТР) - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ) и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам проектирования производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Целями принятия технических регламентов являются:
· защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
· охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
· предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Назначение ТР - установление минимально необходимых обязательных требований, обеспечивающих безопасность объектов, единства измерений, их характеристик, а также электромагнитную совместимость (рис. ____).
Рис. ___. Обязательные требования технических регламентов
Объектами ТР являются продукция и процессы.
Технические регламенты содержат:
1) обязательные составные элементы:
· перечень и описание объектов технического регулирования;
· обязательные требования к характеристикам объектов;
· правила идентификации объектов ТР;
· правила и формы оценки соответствия;
2) возможные составные элементы:
· схемы подтверждения соответствия, определяемые с учетом степени риска;
· порядок продления срока действия выданного сертификата;
· предельные сроки оценки соответствия;
· требования к терминологии, упаковке и маркировке, а также правилам их нанесения;
· специальные требования к объектам, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, детей и
· специальные требования к объектам, при отсутствии которых из-за климатических и географических особенностей может быть утрачена безопасность или другие обязательные требования.
Указанные составные элементы являются исчерпывающими, имеют прямое действие и могут быть скорректированы только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР. Требования к объектам, не включенные в технический регламент, не носят обязательный характер. ТР устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, которые устанавливаются в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и/или растениями, продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами; в связи с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, принимаемые в целях предотвращения иного ущерба, связанного с распространением вредных организмов.
Сферами распространения ТР являются:
1) безопасная эксплуатация машин и оборудования, зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;
2) безопасная утилизация машин и оборудования;
3) безопасность пожарная, биологическая, экологическая, ядерная и радиационная;
4) электромагнитная совместимость;
5) требования к отдельным видам продукции и процессам.
Кроме того, в ФЗ определен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Разработчиком ТР может быть любое лицо. При разработке проекта ТР уведомление об этом должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Это уведомление должно содержать информацию об объектах, целях ТР, необходимости их разработки и требованиях к объекту, фамилию, имя, отчество или наименование разработчика, его адрес.
Проект ТР должен быть доступен для заинтересованных лиц, а разработчик обязан по их требованию предоставить копию проекта. Эти лица вправе дать свои предложения и замечания. Разработчик обязан провести публичное обсуждение проекта в течение двух месяцев (не менее двух месяцев).
После завершения обсуждения ТР уведомление об этом также должно быть опубликовано в печатном органе. После этого готовый проект вносится в Государственную думу. В ст. 9 ФЗ определяется перечень необходимых документов (финансово-экономическое обоснование, обоснование необходимости принятия ТР, подтверждение опубликования уведомлений и др.). В Думе проводится экспертиза ТР экспертными комиссиями, заключения которых также подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа.
Экспертиза проектов ТР осуществляется также экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на равноправных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Проект федерального закона о техническом регламенте направляется в Правительство РФ, которое в течение 90 дней представляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии. Проект федерального закона, принятый Думой в первом чтении, а также поправки к нему публикуются в указанном ранее порядке.
В случае несоответствия ТР интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также общественным международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в ТР или его отмены в установленном порядке.
ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев после его официального опубликования. Правила и методы испытаний и измерений, необходимые для применения ТР, обязательны для соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования.
До дня вступления в силу технического регламента Правительством РФ утверждается:
· перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб;
· при отсутствии указанных ранее национальных стандартов — правила и методы исследований (испытаний), в том числе правила отбора проб применительно к отдельным требованиям ТР, необходимые для применения принятого ТР и осуществления оценки соответствия.
Национальный орган по стандартизации до дня вступления в саду ТР утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и/или сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого ТР. В них могут дублироваться требования ТР, для соблюдения которых и применяются эти национальные стандарты.
Применение таких национальных стандартов или сводов правил на добровольной основе является достаточным условием соблюдения требований ТР. Однако неприменение указанных стандартов и сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований ТР.
В исключительных случаях возникает необходимость ускоренного принятия ТР. Тогда Президент РФ вправе утвердить ТР без его публичного обсуждения. К исключительным случаям относятся: непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; угроза жизни и здоровью животных и растений.
Кроме того, ТР может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. до вступления в силу федерального закона о ТР Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем ТР, разработанном в установленном порядке. Проект постановления направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию не позднее чем за месяц до его рассмотрения. Не позднее этого же срока проект должен быть опубликован в установленном порядке.
Со дня введения в действие ФЗ закона о техническом регламенте ранее принятый ТР, утвержденный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
Сроки разработки ТР определены в п. 7 ст. 46 ФЗ: «Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Однако в указанный ФЗ были внесены дополнения и изменения ФЗ от 1 мая 2007 г. Р ФЗ-65, согласно которым был установлен перечень 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г. В их число вошли следующие технические регламенты о безопасности:
• машин и оборудования;
• низковольтного оборудования;
• оборудования, работающего под избыточным давлением;
• оборудования для работы во взрывоопасных средах;
• аппаратов, работающих на газообразном топливе;
• электромагнитной совместимости;
• строительных материалов и изделий;
• зданий и сооружений;
• лифтов;
• электрических станций и сетей;
• колесных транспортных средств;
• пищевых продуктов;
• изделий медицинского назначения;
• лекарственных средств;
• упаковки;
• средств индивидуальной защиты.
изделия.
Разработка, принятие и внедрение других технических регламентов осуществляется очень медленно, одной из причин чему стало отстранение технических комитетов от участия в этой деятельности, хотя именно в них собраны наиболее квалифицированные специалисты в определенной области.
На 01.09.2010 г. принят 21 ТР, из них на пищевую продукцию 5 – «ТР на молоко и молочную продукцию», «ТР на масложировую продукцию», «ТР на соковую продукцию из фруктов и овощей», «ТР на табачную продукцию», «ТР о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Стандарт- документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов.
В зависимости от сферы распространения и области применения стандарты делятся на категории, а от объекта стандартизации - на виды (рис. ____).
Рисунок ___ - Классификация стандартов на категории и виды
В зависимости от сферы распространения и субъектов, их принимающих, стандарты по закону делятся на 4 категории: международные, региональные, национальные и стандарты организаций.
1) Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией и доступный широкому кругу пользователей.
2) Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.
3) Национальный стандарт (РФ) - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Эти стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны происхождения продукции и других факторов.
В ст. 2 ФЗ термин «национальный стандарт» используется без дополнительного признака «Российской Федерации». Введение такого признака необходимо для конкретизации страны происхождения и применения этого стандарта, так как в международной практике термин «национальный стандарт» используется для любой страны (например, национальные стандарты Франции, Германии и т.п.).
В нашей стране к национальным стандартам относятся ГОСТ Р, а также международные и региональные стандарты, признанные в России в качестве национальных. К таким международным стандартам относятся стандарты ИСО, МЭК, руководства ИСО/МЭК, при этом они приобретают дополнительную аббревиатуру ГОСТ Р - ГОСТ Р ИСО 9000-01, ГОСТ Р ИСО/МЭК и т.д. Из региональных стандартов в России применяется в основном межгосударственный стандарт - ГОСТ, принимаемый Евроазийским (Межгосударственным) советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Порядок применения ГОСТа в качестве национального регламентируется специальным стандартом - ГОСТ Р 1.8-04.
ГОСТ Р разрабатывается на организационно-технические и общетехнические требования, на важнейшие виды продукции, процессов и услуг, на методы контроля (испытаний, анализа и оценки), действие ГОСТ Р распространяется на все юридические и физические лица независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Национальные стандарты, общероссийские классификаторы и правила их разработки и применения представляютсистему стандартизации в РФ.
4) Стандарт организации (СТО) - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Эти стандарты разрабатываются и утверждаются коммерческими, научными, общественными, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц.
Целью разработки СТО является совершенствование производства, обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также распространение и использование результатов исследований.
Объектами СТО являются продукция, работы и услуги. Требования СТО распространяется на все организации, изъявившие желание и согласие их применять, независимо от страны, места происхождения и других условий.
1. Алгоритм с указанием выполняемых операций, видов принимаемых решений, документов и ответственных за выполнение, как правило, содержит:…
- технический регламент
- межгосударственный стандарт
- национальный стандарт
- стандарт организации
Решение: ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения»
Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
В зависимости от объектов стандартизации и содержания стандартов их подразделяют на виды (их 6) и подвиды.
Основополагающие стандарты — вид стандартов, устанавливающих организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства.
Подвидами этих стандартов являются организационно-методические и общетехнические стандарты. Примером организационно-методических стандартов являются стандарты, входящие в Систему стандартизации в РФ и Межгосударственную систему стандартизации, а общетехнических - Единая система конструкторской документация, Единая система технико-экономической информации и др.
Объектами организационно-методических стандартов являются термины и определения, основные положения в области стандартизации, метрологии, а общетехнических стандартов - научно-технические термины, процессы создания и использования продукции, охрана окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья и имущества, другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию - вид стандартов, устанавливающих требования к качеству однородной или конкретной продукции.
В зависимости от широты охвата различают три подвида стандартов на продукцию: общетехнические условия (ОТУ), общие технические требования (ОТТ) и технические условия (СТУ). ОТУ отличаются наибольшей широтой охвата требований: включают требования к ассортименту и качеству продукции, правила приемки и методы испытаний, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению. ОТТ содержат только требования к ассортименту и качеству. В отношении других аспектов обеспечения качества продукции в них дается лишь указание на другие стандарты, в которых эти требования регламентируются.
Стандарты на услугу -. вид стандартов, устанавливающих требования к услугам однородной группы или конкретным услугам.
Стандарты на услугу могут иметь следующие подвиды: общие технические условия (ОТУ), общие требования к персоналу и классификация предприятий в определенной сфере обслуживания. ОТУ на услугу содержит требования к ней на основе их добровольного применения (например, ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие технические условия»). Подвид «Общие требования к персоналу» регламентирует требования к обслуживающему и/или производственному персоналу (например, ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»). Подвид «Классификация предприятий» устанавливает классы, типы, категории и иные градации предприятий, а также их цдентифицируiощие признаки (например, ГОСТ Р 51773-01 «Классификация предприятий розничной торговли»).
Стандарты на работы (процессы) - вид стандартов, устанавливающих основные требования к методам (приемам, режимам, нормам выполнения разного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, ремонта и утилизации продукции). Наиболее распространенными являются стандарты на методы упаковки, маркировки и хранения (например, ГОСТ 27819-88 «Яблоки свежие. Хранение в холодильных камерах»). Технологические процессы производства продукции или оказания услуг регламентируются в основном инструкциями, относящимися к технологическим документам, а также сводами правил.
Стандарты на методы контроля - вид стандартов, устанавливающих методы (приемы, методики и пр.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Требования к методам контроля (испытаний) регламентируются международным стандартом Руководство ИСО/МЭК 7.
В соответствии с этими документами к методам контроля предъявляются требования объективности, точности, воспроизводимости результатов. Для обеспечения этих требований в стандартах на методы контроля должны быть установлены допустимые погрешности измерений.
Стандарты на методы контроля могут быть подразделены на следующие подвиды: правила приемки и отбора проб; методы определения значений показателей качества; методы идентификации продукции и услуг.
Правила приемки и отбора проб устанавливают порядок проведения приемки и методы выборок, объединенных, точечных и средних проб в зависимости от массы товарной партии, способа упаковки товаров и других признаков, правила отбора проб для лабораторных испытаний. Кроме того, в таких стандартах дается определение товарной партии и ее идентифицирующие признаки.
В ряде случаев правила приемки могут даваться совместно с методами определения качества. Примером такого подвида стандарта может служить ГОСТ 14849-89 «Изделия макаронные. Правила приемки и методы определения качества».
Методы определения значений показателей качества предназначены для регламентации методик проведения испытаний (измерений). Стандарты этого подвида имеют регламентированную структуру.
Для каждого стандартизированного метода в стандарте устанавливаются:
· средства испытаний и вспомогательные устройства (аппаратура, материалы, реактивы и т.п.);
· правила подготовки образцов к проведению испытаний;
· методика проведения испытаний;
· правила обработки и оформления результатов испытаний;
· допустимая погрешность измерений.
Стандартизированные методы измерений имеют приоритеты при выборе и применении по сравнению с нестандартизированными.
Примером такого подвида может служить ГОСТ Р 51492-99 «Консервы рыбные. Методы определения отстоя в масле», ГОСТ Р 51944-2002 «Мясо птицы. Методы определения органолептических показателей, температуры и массы».
Методы идентификации продукции и услуг предназначены для установления тождественности или подлинности объектов на основе определения значений показателей, выполняющих функцию наиболее существенных признаков. Этот подвид стандартов является сравнительно новым и пока немногочисленным. Необходимость его выделения в самостоятельный подвид обусловлена тем, что за последние 15 лет резко возросли выпуск и реализация фальсифицированной продукции, а для обнаружения фальсификации нужны достоверные методы идентификации.
К данному подвиду можно отнести следующие стандарты: ГОСТ Р 51786-01 «Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохромотографический метод определения подлинности», ГОСТ Р 51604-00 «Мясо и мясные продукты. Метод гистологической идентификации состава», ГОСТ 30623-98 «Масла растительные и маргариновая продукция. Методы обнаружения фальсификацию».
Стандарты на термины и определения - вид стандартов, устанавливающих термины, а также их определения. К таким стандартам относится, например, ГОСТ Р 5 1303-99 «Торговля. Термины и определения».
Основное назначение терминологических стандартов - обеспечение взаимопонимания между заинтересованными лицами.
4. Технические условия(ТУ) - НД, устанавливающий требования к качеству конкретной продукции.
В 2007 г. в Информационном фонде стандартов зарегистрировано более 200 тыс. технических условий, а ГОСТ и ГОСТ Р - всего 25 тыс. Таким образом, ТУ по удельному весу занимают лидирующее положение среди других НДов, что объясняется более простой и короткой процедурой их принятия. Это позволяет быстрее внедрять в производство новые виды продукции. Кроме того, в ТУ разработчики могут включать изменения рецептуры, а также дополнительные показатели качества с учетом новых технологий производства.
Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения на продукцию устанавливаются ГОСТ 2.114-95 «Технические условия». Согласно этому документу технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:
1) технические требования;
2) требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности;
З) требования охраны окружающей среды;
4) правила приемки;
5) методы контроля;
б) транспортирование и хранение;
7) указания по эксплуатации; 1
8) гарантии изготовителя.
Объектами технических условий являются конкретные виды продукции: сырье, материалы, комплектующие или готовые изделия. Они указываются в водной части, которая должна содержать наименование продукции, ее назначение, область применения и условия эксплуатации.
Технические условия разрабатываются на предприятии - изготовителе продукции или предприятии - исполнителе услуг и подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает она. Разработчик согласовывает ТУ с заказчиком и направляет их в приемочную комиссию. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ.
Согласование технических условий оформляют подписью руководителя согласующей организации и утверждают без ограничения срока действия.
5. Применениё документов по стандартизации.Российские документы по стандартизации должны применяться федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями для осуществления государственной политики, а также физическими и юридическими лицами на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Национальные стандарты применяются непосредственно, а также путем ссылки на них в действующем законодательстве, НТДах, в том числе договорах (контрактах, соглашениях), принятых юридическими лицами, общественными организациями и объединениями любых форм собственности.
Применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным:
· для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в технических регламентах или других НДах;
· для участников соглашения (договора, контракта) относительно разработки, изготовления и снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты и/или другие документы по стандартизации;
· для производителя или поставщика продукции (работ, услуг), если он составил декларацию о соответствии продукции (работ, услуг) национальным стандартам или применил их обозначения на маркировке;
· для производителя и поставщика, если его продукция сертифицирована на соответствие требованиям национальных стандартов;
· если национальные стандарты содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Требования стандартов организаций, в том числе саморегулируемых, а также отраслевых стандартов обязательны для выполнения в принявшей СТО организации или в организациях соответствующей отрасли. Положения стандартов организаций и отраслевых стандартов не должны противоречить национальным стандартам.
Международные, региональные, межгосударственные стандарты и национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве с соответствующими организациями по стандартизации.