ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ

ТЕМА 9: СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ

 

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое ис­пользование такого кода датируется 60-ми годами: железнодо­рожники США с помощью штрих-кода проводили идентифика­цию железнодорожных вагонов. Широкое применение штрихо­вого кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пре­делами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считыва­ния специальными оптическими устройствами — сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаков­ке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации, когда не менее 85% товаров

кодируется, экономически эффективна, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирова­ния заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

Наиболее широко применяются два кода EAN:13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис. 9.1 и 9.2).

13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), ко­да предприятия (фирмы)-изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны, Италия — 80—87. Для некоторых стран коды трехзначные: 520 — Греция, 789 — Бразилия, Россия — 460, Эстония — 474, Венгрия — 599 (табл. 9.1).

 

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стра­не соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара (пять цифр) со­ставляет непосредственно изготовитель. Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные харак­теристики (признаки) самого товара либо представляет регист­рационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правиль­ности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

 

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на ко­торых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя — регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ог­раничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной иден­тификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы Рос­сии и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных.

 

Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан техниче­ский комитет по стандартизации "Автоматическая идентифи­кация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентифика­ции товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия — "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).

Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и про­изводства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобре­таемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:

• облегчить освоение автоматизированных систем управле­ния,

• повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,

• вести анализ потребляемых ресурсов,

• сократить объем документооборота,

• наладить систематический сбор достоверной информа­ции о товародвижении и реализации продукта,

• оперативно предоставлять информацию органам управ­ления и контроля.

Понимание, важности штрихового кодирования для повы­шения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихо­вого кодирования продукции (товаров), реализуемой на потре­бительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым орга­низациям, касающиеся обязательного наличия штриховых ко­дов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан при­держиваться правил, содержащихся в Положении.

Так, производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о по­ставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торго­вую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права при­нимать на реализацию товары без штриховых кодов. Им пред­писано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройст­вами для считывания штриховых кодов.

Рассмотренный пример позволяет надеяться на более ши­рокое распространение в России принятого всеми цивилизо­ванными странами штрихового кодирования товаров, Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не только в названии страны-изготовителя. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить пере­чень тех обязательных требований стандартов, которые подтвер­ждаются путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригод­ности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользователя характеристиках.

Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой проце­дуры для конкретных групп товаров или отдельных видов про­дукции. Например, при сертификации детского питания прове­ряется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта.

Возможно, следует более углубленно продумывать номенк­латуру параметров качества при разработке стандарта для обя­зательной сертификации конкретного товара (группы продук­ции).

 

ТЕМА 10: Стандартизация строительных материалов,