Принцип 8: взаимовыгодные отношения с поставщиками.
П ринцип 7: принятие решений на основании фактов.
Принцип 6: постоянное улучшение.
Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации.
Применение принципа требует:
- формирования потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом;
- разработки концепций постоянного улучшения "маленькими шагами и прорывами";
- периодической оценки процесса выявления возможности дальнейшего улучшения;
- постоянного повышения эффективности всех составляющих процесса;
- знания каждым работником методов и средств постоянного улучшения;
- определения критериев и целей улучшений.
Применение принципа требует:
• сбора и анализа данных и информации, относящихся к задаче;
• доказательства достоверности и точности данных и информации;
• использования апробированных методов анализа данных и информации (статистических и др.);
• принятия решений на основе анализа фактов, опыта и деловой интуиции.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.
Применение принципа требует:
• отбора основных поставщиков;
• установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества;
• организации четких и открытых связей;
• инициирования совместных инноваций;
• понимания обеими сторонами потребностей потребителя;
• обмена информацией и перспективными планами;
• признания достижений и улучшений на предприятиях поставщиков.
Одна из задач новой версии стандартов ИСО — создание условий безболезненного перехода на новые стандарты для тех организации, которые уже внедрили ИСО 9000. Для этого разрабатываются специальные методические указания.
Необходимо отметить и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции — концепция TQM (Total quality manegment)1 и QS 9000 (Quality system 9000). Но обе эти концепции не противоречат международным стандартам ИСО серии 9000 и могут» рассматриваться как дальнейшее развитие и детализация системного управления качеством. (1 Русский перевод "всеобщее управление качеством" не отражает сущности этой концепции.)
Система TQM направлена на достижение полного соответствия подходов к обеспечению качества функциональных служб и подразделений компании, а также и ее субпоставщиков. Главный экономический эффект от внедрения TQM — это значительное снижение издержек, связанных с дефектами готовых изделий (уровень дефектности в них выражается числом дефектов на миллион изделий).
Основные принципы TQM — минимизация производственных затрат, поставка продукции точно вовремя (just in time) и постоянное улучшение качества (quality improvement).
Стандарт QS 9000 по существу носит отраслевой характер, так как разработан и принят тремя гигантами машиностроения: компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс. К ним присоединились еще пять фирм — производителей грузовиков: Фрайтлайнер, Мэк Траке, Нэвистар Интернэшнл, Паккар, Вольво Джи Эм Хэви Трак. Стандарт QS 9000 базируется на ИСО 9000, но содержит разработанные указанными компаниями требования, которые носят как общеотраслевой характер, так и более конкретизированный для каждой фирмы.
Требования к системам управления качеством определены основным документом серии стандартов QS 9000 — промышленным стандартом QS 9000 "Требования к системам качества", согласно которому можно выделить три группы требований:
• общие, соответствующие стандартам ИСО серии 9000, а именно стандарту ИСО 9001;
• отраслевые, которые дополняют и конкретизируют общие;
• специфические, предъявляемые к своим субпоставщикам фирмами Крайслер, Форд и Дженерал Моторс, а также производителями грузовиков.
Кроме указанного промышленного стандарта, в документацию QS 9000 включается:
• описание процедуры согласования методов обеспечения качества с производителями комплектующих деталей и узлов (процедура РРАР);
• методика оценки действующей системы качества (QSA);
• руководство "Статистическое управление процессами" (SPC);
• руководство "Анализ измерительных систем" (MSA);
• руководство "Планирование качества перспективной продукции" (APQP);
• руководство "Анализ видов и последствий отказов" (FMEA).
Процедура РРАР направлена на сведение до минимума потерь, характерных для начального этапа производства нового товара. В документе РРАР рассмотрены одиннадцать ситуаций, в которых согласование производственного процесса между субпоставщиком и потребителем предоставляемых им комплектующих обязательно до начала производства. Включен также перечень документов, которые обязан предоставить субпоставщик своему потребителю по каждому изделию в любой из этих ситуаций.
По результатам процедуры РРАР формируется отношение к субпоставщику, т.е. в сущности происходит его выбор в качестве партнера или отказ от сотрудничества:
• одобрение производства;
• временное одобрение;
• отклонение.
Документ QSA предназначен для оценки действующей на предприятиях фирмы-собственника системы обеспечения качества и устанавливает возможные варианты процедуры оценки:
• оценка первой стороной (самооценка);
• оценка второй стороной (потребителем);
• оценка третьей стороной (органом по сертификации);
• аудит потенциального поставщика при его выборе (до заключения контракта на поставку комплектующих).
Руководство SPC содержит разъяснения по статистическим методам управления производственным процессом и преследует цель предупреждения сбоев, анализа их причин для непрерывного совершенствования производства.
Руководство MSA посвящено вопросу обеспечения достоверности результатов оценки готового продукта и производственного процесса, что определено как "качество результатов измерений".
Руководство APQP предназначено для унификации процесса планирования качества у субпоставщиков и потребителя с целью удовлетворения запросов последнего. В нем предложено шесть этапов планирования качества перспективной продукции, причем каждому этапу соответствуют конкретные интересы потребителя, от степени удовлетворения которых будет зависеть качество продукта.
Руководство FMEA описывает методы анализа возможных отказов применительно к процессу разработки технологии производства. С 1997 г. стандарт QS 9000 объявлен обязательным для всех субпоставщиков указанных выше восьми компаний и будет обязательным для всех, кто к нему присоединится. Стандарт быстро вышел за границы отраслевого и его популярность и принятие расширяются в США, к нему проявляется интерес и в других странах. Так, некоторые европейские, японские и корейские автомобильные компании объявили о своем интересе к QS 9000 и ориентации на него. Предложения по консультированию, обучению и сертификации систем качества на соответствие требованиям стандарта QS 9000 в зарубежных странах отражают растущий спрос на эти услуги