Обеспечения качества продукции

Международные стандарты на системы

Тема 7: СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Ме­ждународной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г.

К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охва­тывают не только элементы систем качества, критерии их вы­бора и модели систем обеспечения качества, но и способы про­верок действующих систем качества, критерии квалификацион­ных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты междуна­родные стандарты по управлению качеством услуг, перерабаты­ваемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте; принят ряд руково­дящих указаний, разъясняющих содержание отдельных состав­ляющих системы обеспечения качества.

В этой связи международные стандарты по обеспечению качества теперь называют "семейством" стандартов ИСО серии 9000 (рис. 7.1).

 

Международный стандарт ИСО 9000 имеет три варианта: ИСО 9000-1 -руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2 - общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИCO 9003; ИСО 9000-3 - руководящие указания по примене­нию стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании.

Стандарт ИСО 9000-4 представляет собой руководство по управлению программой надежности.

Методический стандарт ИСО 9004 также дифференцирован; ИСО 9004-1 - это описание элементов системы обеспечения качества, ИСО 9004-2 — руководящие указания по системам качества услуг; ИСО 9004-3 включает руководящие указания по Системам качества перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4 - руководящие указания по улучшению качества.

Таким образом, усилена методическая часть "семейства" стандартов ИСО серии 9000.

К этому добавились методические стандарты с шифром 10000 (см. рис. 7.1), некоторые из них пока еще проекты. Нормативные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 остаются основными моделями систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

В ИСО 9000-1 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества — предмет общего руководства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в на-дежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001— 9003 до заключения контракта. Оценку может проводить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сто-рон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия. В обновленной версии стандарта ИСО 9000-1 определены четыре ключевых аспекта качества, обусловленного:

- определением спроса на продукцию;

- проектированием продукции;

- соответствием проекту;

- поддержанием параметров продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Усиленная методическая часть, дополняющая требования нормативных стандартов, направлена на выполнение требова­ний по всем четырем аспектам качества, причем основной ак­цент сделан на предотвращение несоответствия, а не на кон­троль готового продукта.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показа­ла, что качественный товар, соответствующий запросам поку­пателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте; "петля качества" начинается с маркетинга (рис. 7.2) и заканчивается маркетингом.

Система обеспечения качества складывается из мер и дейст­вий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы.

1. Маркетинг. Поиски и иэучение рынка

2. Проектирование и разработ­ка технических требований к продукции

3.Материально-техническое снабжение

4.Подготовка и разработка производственных процес­сов

5.Производство продукции

6.Контроль и испытания

7.Упаковка и хранение

8.Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация

10. Техническая помощь в обслуживании

Рис 7.2. Модель петли качества
11. Утилизация после использования

Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной ха­рактеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (услуги).

Сегмент рынка, на котором работает фирма, цикл жизни товаров постоянно изучаются для своевременного выявления изменений в спросе, тенденций развития спроса и принятия соответствующих управленческих решений для обеспечения должного уровня качества продукции. Маркетинговая служба предоставляет фирме информацию о требованиях рынка к то­варам, в том числе об эксплуатационных характеристиках и на­дежности изделий, уровне дизайна, цвете, упаковке, о дейст­вующих стандартах и технических регламентах, о методах про­верки качества и т.п. Эти сведения становятся основой для последующих работ по проектированию новых изделий или мо­дификации выпускаемых товаров.

Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителями, что позволяет своевременно при­нимать необходимые решения в области управления качеством.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, кон­трольно-измерительного и испытательного оборудования, программного обеспечения ЭВМ. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции, следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей фирмы возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Руко­водство отвечает и за определение целей, которые обусловли­вают решение о производстве новых товаров или предоставле­нии новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство фирмы.

Особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в ее структуре внутренней проверки системы, анализа и оценки ее эффективности.

Внутреннюю проверку осуществляют назначаемые руково­дством фирмы компетентные специалисты. Они обязаны оценить эффективность каждого элемента системы в отношении реализации целей поставленных перед системой управления качеством. Такие проверки проводятся планово или вследствие

обнаружения дефектов, организационных изменений на фирме. Перечень объектов, подлежащих контролю, и другие процедурные моменты устанавливаются в плане проверки, разрабатываемом руководством фирмы. В отчете по результатам провер­ки приводятся конкретные случаи обнаружения ненадлежащего качества продукции и излагаются причины этого. Предлагаются корректирующие меры, дается оценка выполнения предложе­ний по результатам предшествующих проверок.

Если внутренние проверки осуществляются силами специа­листов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности системы управления качеством должны проводиться компетентными независимыми лицами, которых приглашает руководство компании. Такой анализ служит фирме основой для принятия необходимых мер по совершенствованию системы в соответствии с новыми концепциями качества, в связи с изменениями на рынке или необходимостью освоения новых технологий.

Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оценках расходов (затрат) на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Чтобы этот элемент системы работал, необходима четкая классификация расходов на качество. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов фирмы. На зарубежных фирмах затраты на качество рассматриваются как основа установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество – одна из главных целей системного управления качеством. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы, являясь фактором, определяющим

 

 

телей на техническое обслуживание, а также частые отказы из­делий. Фирмы проигрывают и в том случае, когда рассмотре­ние судебного иска покупателя в связи с. плохим качеством то­вара решается в пользу изготовителя. Потеря доброжелательно­сти покупателя приравнивается к непредвиденным расходам на качество. Сюда же относятся и непосредственные затраты на подготовку к судебному делу, гонорар адвокату, оплата экспер­тизы и др.

Затраты на аппаратуру и приборы, обеспечи­вающие информацию о качестве, очень возросли в связи с ав­томатизацией контроля качества и использованием ЭВМ. Обычно при планировании этих расходов выясняется возмож­ность снижения расходов на качество в результате внедрения микропроцессоров и ЭВМ, а также увеличение срока службы аппаратуры (т.е. окупаемость расходов на дорогостоящее обо­рудование).

Расходам на качество, связанным с потреб­лением товара, фирмы уделяют много внимания, так как в конечном итоге они отражаются на объеме сбыта продукции. Информация о расходах у потребителя служит основанием для внесения соответствующих изменений в систему обеспечения качества. На фирмах разрабатываются специальные программы по снижению затрат на качество на стадии потребления товара.

Фирмы планируют общие затраты на качество. Разработка программы затрат, как правило, начинается с определения статьи расходов на качество в рамках рассмотренной выше классификации. По каждой статье предусматривается ведение отчетности на основе анализа и контроля. Для осуществления разработанной программы необходимы накопление банка данных и обработка их на ЭВМ; представление сведений на все уровни управления фирмой; проведение анализа тенденций изменения расходов на качество и установление их оптимального уровня; выявление тех звеньев производства, где необходимо усилить контроль. Должны быть осуществлены анализ эффективности бухгалтерской ревизии затрат на качество, разработка корректирующих мер и анализ их эффективности, а также обязательное информирование потребителя о расходах на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позво­ляет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.

Следующей принципиальной особенностью системы управ­ления качеством является усиленное внимание к обеспечению качества при проектировании и разработке технических условий. Назначение этого элемента в том, чтобы добиться соответствия качества товаров запросам потребителя. Результатом этой рабо­ты должно стать производство таких товаров, которые не толь­ко отвечают требованиям покупателей, но и реализуются по доступной для них цене, а производителю обеспечивают оку­паемость расходов и прибыль.

При разработке проекта должны быть гарантированы безо­пасность изделия и его экологическая безвредность. На стадии проектирования необходимо предусмотреть критерии приемки изделий и их отбраковки, профилактические меры, предохра­няющие товар от повреждений вследствие неумелого с ним об­ращения.

Для снижения степени риска появления брака на стадии производства в системе предусматриваются периодическая оценка и проверка соответствия проекта требованиям, предъ­являемым к качеству товара. Для этого необходимо анализиро­вать как последствия возможных отказов изделий ("диаг­ностическое дерево" отказов), так и периодически сам проект. Периодическому анализу подлежат:

• требования потребителя и возможности их удовлетворения;

• технические условия на продукцию и требования к каче­ству услуг;

• требования к производству и техническому обслужива­нию.

Определяя степень удовлетворения требований покупателей в разрабатываемом проекте, следует сравнивать запросы потребите­лей (краткое описание продукции) с техническими требованиями к продукции, технологическому процессу и материалам. Преду­смотрены также испытания опытного образца, оценка безопасно­сти и совместимости с окружающей средой, соответствия на­циональным и международным стандартам и т.д.

Анализ технических условий на продукцию и требований к ка­честву услуг включает оценку надежности, удобство монтажа и сборки, сохранности и возможности утилизации. Должны быть проверены требования к маркировке, этикетированию, инст­рукциям по использованию и пр.

При анализе требований к производству и техническому об­служиванию оцениваются возможность изготовления продукции по этому проекту и проведения технического контроля проекта, готовность поставщиков и технические условия на поставляе­мые ими материалы и комплектующие изделия. Проверяются также требования к упаковке, сроку годности при хранении, погрузочно-разгрузочным операциям.

Проверка проекта, которая может проводиться одновременно с периодическим анализом или независимо от него, базируется на альтернативных расчетах, испытаниях опытного образца по четкой программе с фиксированием полученных данных. Может быть также предусмотрена проверка проекта третьей стороной.

Система обеспечения качества на стадии проектирования должна включать анализ готовности производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции. При этом проверяется наличие инструкций по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, использованию изделия, а также запасных частей, организации обслуживания у потребителя. Должны быть предусмотрены обучение персонала грамотному использо­ванию (эксплуатации) продукции и проведение проверки пер­вых образцов изделий, их упаковки и этикетирования.

В системе управления качеством необходимо также предусмат­ривать обратную связь с потребителем, так как его опыт эксплуа­тации товара и опыт, накопленный в процессе производства, служат основой для внесения соответствующих изменений в про­ект. Последствия этих изменений, их влияние на качество товара также подлежат оценке.

В системе обеспечения качества предусмотрена такая форма обратной связи, как надзор самого производителя за качеством продукции. С этой целью создается механизм раннего обнару­жения отклонений от качества, позволяющий получать данные об отказах и возврате продукции и своевременно принимать меры корректирующего воздействия. Обратная связь должна существовать на протяжении всего срока службы изделия, что дает возможность постоянно контролировать степень удовлетворе­ния потребностей покупателя качеством товара или услуги.

В конечном итоге сведения о рекламациях, отказах, про­блемах потребителя, возникающих при пользовании товаром, нужны для работы по трем направлениям: периодический анализ проекта, осуществление корректирующих мероприятий, реализа­ция продукции.

Особенностью рассматриваемой системы обеспечения каче­ства продукции является также возможность выбора поставщи­ков, что широко используется в практике зарубежных фирм.

В экономически развитых странах существует конкурс суб­поставщиков, а процедура и методы выбора поставщиков в миро­вой практике хорошо отработаны. Работа с выбранными субпос­тавщиками организуется, на долгосрочной основе, поскольку стабильность деловых отношений позволяет обеспечить высо­кое качество товаров. Составляются специальные программы по работе с поставщиками, в которых предусмотрены финансовая помощь, изучение производственных возможностей, обуче­ние кадров и т.п. В процессе сотрудничества устанавливается атмосфера доверия, а уверенность в надежности партнера дает возможность отказаться от входного контроля и значительно сэкономить средства и время.

Фирмы США широко используют практику оценки систем обеспечения качества продукции у поставщиков, а также оцен­ку самого поставщика. Эта процедура получила название сер­тификация поставщика. Фирма-потребитель разрабатывает стандарты для фирмы-поставщика на качество поставляемого сырья и исходных материалов и в течение года контролирует соблюдение этих стандартов. Если нарушения не обнаружива­ются, поставщик считается сертифицированным и с ним за­ключают долгосрочный контракт.

Используются и другие методы — привлечение поставщика сырья к участию в разработке и изготовлении готовой продук­ции, наблюдение за технологическими процессами у поставщи­ков и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Принято также вести учет данных о качестве и соблюдении сроков поставок сырья и исходных материалов, на основании чего составляется шкала оценки поставщиков. Если возникает необходимость привлечения нового поставщика, то критерием выбора служит состояние системы обеспечения качества на его предприятии. Поэтому фирмы — поставщики сырья, комплек­тующих изделий и т.п. стремятся быть сертифицированными, что облегчает им возможность реализовывать свою продукцию и позволяет выжить в конкурентной борьбе.

В работе с выбранными поставщиками используется метод штрафных очков за отклонения в качестве поставляемого сы­рья, нарушения сроков поставки и т.п. В случае большого коли­чества штрафных баллов за год от поставщика отказываются.

Фирмы США считают действенным способом обеспечения высокого качества поставляемого сырья и материалов проведение регулярной аттестации поставщика и оценки качества его 'работы. Прямые и тесные контакты с поставщиками сырья — важнейшее условие обеспечения высокого и стабильного качества готового товара.

Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется заключать с поставщиками соглашения о методах проверки соответ­ствия качества продукции предъявляемым требованиям заказ­чика. Спорные вопросы, касающиеся качества, должны разре­шаться на основе разработанных и согласованных процедур.

Стандарт ИСО 9004-1 содержит также положения по подго­товке кадров. Предполагается, что подготовка персонала охва­тывает все уровни от руководства до рабочих. Для руководящих кадров важно прежде всего понимание принципов системы обеспечения качества и критериев ее эффективности. Среднему звену необходим более широкий круг знаний. В программе обучения целесообразно предусмотреть такие дисциплины, как «Маркетинг", "Материально-техническое снабжение", "Разработка и подготовка технологического процесса" и т.д. Рабочие и контролеры должны владеть навыками пользования инстру­ментами, оборудованием, механизмами. Им необходимо научиться правильно понимать документацию, знать технику безо­пасности, основы статистических методов контроля. Полезно предусмотреть аттестацию этой категории работников. Офици­альная аттестация нужна для специалистов, занятых контролем и испытаниями проекции.

Важна роль стимулирования качественного труда в подготовке квалифицированных кадров, причем стимулирующие меры эффективны при условии, если персонал понимает задачи, стоящие перед ним, и знает о преимуществах хорошей работы и последствиях плохой. Не менее важно проникнуться пониманием необходимости удовлетворения требований покупателя, знать экономическое положение фирмы. Следует постоянно добиваться осознания всеми работниками важности повышения качества. Этому могут способствовать специальные программы, которые содержат рекомендации по применению разного рода корректирующих мер в процессе работы. Причем эти програм­мы должны быть дифференцированы для начинающих и опыт­ных работников.

Полезно также установить градации качества, что позволяет определять квалификацию работника, помогает ему реально оценивать свои возможности и в то же время стимулирует его к более качественному труду. Такая мера может быть эффективна при гласном признании руководством высоких результатов ра­боты.

Еще одна принципиальная особенность современной сис­темы управления качеством состоит в обеспечении возможно­сти снижения риска юридической ответственности за качество. С этой целью должны быть предусмотрены:

• разработка и внедрение стандартов безопасности (и на их основе - технических условий на товары или услуги);

• проведение испытаний с целью оценки опытного образца и проекта на безопасность;

• составление и анализ инструкций для покупателей, этикетирование и т.п.;

• разработка специальных способов слежения для своевре­менного выявления характеристик изделия, не соответст­вующих требованиям безопасности; проведение плано­вых исследований качества продукции и услуг с целью обнаружения и устранения риска нарушения требований безопасности.

В рассматриваемом международном стандарте подчеркива­ется также, что условием успешной работы по управлению ка­чеством является применение статистических методов на всех стадиях петли качества: при анализе рынка, проектировании товара, определении требований к надежности, долговечности и сроку службы, управлении технологическими процессами, определении уровня качества, составлении планов техниче­ского контроля, анализе дефектов и оценке эксплуатационных характеристик изделия. Из статистических методов наиболее часто применяются планирование эксперимента и факторный анализ; дисперсионный и регрессионный анализ; оценка безопасности и анализ рисков; карты контроля качества, выбороч­ный статистический контроль и др.

Таким образом, в рассмотренных стандартах ИСО серии 9000 уделяется особое внимание удовлетворению запросов по­купателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ. Несомненно, что включение в систему обеспечения качества на предприятии рассмотренных выше составляющих будет способствовать ее эффективности.

 

6.2. Совершенствование стандартизации систем обеспечения качества

 

На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны |т1рактически всеми странами мира, приняты в качестве нацио­нальных и внедрены множеством фирм.

В России приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р 'ИСО 9002-96 и ГОСТ Р 9003-96, которые представляют собой идентичные тексты стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субпоставщиков обязательного внедрения на их производст­венных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000.

О распространении в мире этих стандартов свидетельствуют цифры, характеризующие динамику сертификации систем качест­ва на соответствие их требованиям. Так, если в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 000 систем, в 1995—100 000, то к началу 1997 - 250 тыс.

Осознав, что получение сертификата на систему качества ало хотя и не вполне достаточным, но весьма необходимым условием цивилизованного существования в современном мире, российские предприятия также внедряют стандарты ИСО серии 9000. Правда, их пока несколько сотен. Причин такого отстава­ния, по мнению специалистов, несколько. Во-первых, еще яв­но заметен на предприятиях "след", оставленный прежней оте­чественной экономикой (да и политической системой) как в понимании (концепции) качества, так и в методах управления.

Отечественные системы управления качеством были жестко зашорены строго обязательными требованиями государствен­ных стандартов и должны были обеспечивать их выполнение. Современные подходы к управлению качеством, да и сама кон­цепция этого понятия, связанная с рыночной экономикой, не сразу осознаются руководителями предприятий. Те немногие предприятия, которые внедрили стандарты ИСО серии 9000 и получили сертификаты на систему качества, как правило, так или иначе вынуждены были это сделать под давлением зару­бежных партнеров, т.е. это участники внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, внедрение и сертификация системы качества — дело дорогостоящее и в сегодняшних условиях не по карману многим российским предприятиям.

Конечно, есть и другие причины, характерные для каждого отдельного предприятия. По всей видимости, требуется эффек­тивное стимулирование участников хозяйственной деятельности к внедрению международных стандартов на системы качества. Такая работа в России началась в 90-е годы и проводится по не­скольким направлениям. Прежде всего это учреждение премии Российской Федерации за качество. Премия за качество сущест­вует на международном, региональном, национальном и корпора­тивном уровнях. Среди критериев оценки предприятия-претендента — состояние функционирующей системы управления качеством продукции. Для России это новый вид деятельности в области государственного регулирования качества продукции, и положение о премии за качество создавалось на базе накоп­ленного международного опыта. По мнению специалистов, российские критерии оценки предприятия близки к европей­скому положению о премиях за качество.

Предприятие должно знать критерии оценки его работы. В этом плане достоин внимания опыт США, где в конкурсе на национальную премию за качество ежегодно участвуют более 100 предприятий, а брошюра с перечнем критериев оценки расходится тиражом 200 тыс. экземпляров. Оказалось, что предприятия, не участвующие в конкурсе, стремятся узнать критерии и использовать их для самооценки. Это дает возмож­ность предприятиям не только оценить себя, но и сравниться с лидерами, причем по конкретным направлениям, т.е. устано­вить для себя определенные направления улучшения работы. Такая самооценка стала настолько популярной, что многие фирмы требуют от субподрядчиков не только сертификат на систему качества, но и доказательство применения ими меха­низма самооценки.

Другим способом стимулирования российских предприятий можно считать конкурс на звание "Лучший менеджер по каче­ству". По-видимому, главным критерием здесь должно быть именно состояние системы качества, а значит внедрение стан­дартов ИСО серии 9000 и сертификация системы.

Стандартизация системы качества не должна превращаться в формальность, иначе она станет препятствием на пути совершенствования управления качеством на предприятии. Так, 40-й конгресс Европейской организации по качеству, прохо­дивший под девизом "Управление качеством — стимул к ново­введениям", принял решение о необходимости пересмотра не­которых положений стандартов ИСО серии 9000.

Особенно актуальным признано некоторое ослабление жест­окой формализации отдельных правил и процедур в управлении ка­чеством, необходимых для получения сертификата соответствия на систему качества. Важно, чтобы предприятие (фирма), которое приняло решение о внедрении системы управления качеством, осознало, что стандарты ИСО серии 9000 — своего рода методическая инструкция о том, что следует делать, но вопрос о |том, как это делать, должно решить руководство. Зарубежные специалисты отмечают, что фирмы, выбравшие стандарт ИСО 9001 из чисто формальных соображений, чтобы "помахать ли­стком бумаги перед потребителем", разделяют мнение тех, кто не считает стандарты ИСО серии 9000 гарантией высокого ка­чества. Но если фирма выбирает этот комплекс нормативных документов по стратегическим соображениям, то она рассмат­ривает систему управления качеством как средство для совер­шенствования не только продукции, но и всей своей деятельности. Сторонников такой идеи большинство. Практика показала необходимость дальнейшего совершен­ствования стандартов ИСО серии 9000 в направлении их конкретизации и даже некоторого упрощения изложения. Это бы­ло сделано в 1994 г. (редакция ИСО серии 9000-94), а теперь готовится новый вариант — ИСО семейства 9000 версии 2000 г. Решение об этом было принято после того, как в 1997 г. силами ИСО/ТК 176 проводился опрос более тысячи пользователей-компаний, внедривших эти стандарты. В рассылаемой анкете предлагалось указать; - отношение к действующим стандартам,

- требования по пересмотру стандартов,

- взаимосвязь ИСО 9000 с окружающей средой.

Анализ ответов показал, что большинство потребителей считают, что стандарты ИСО серии 9000 должны совмещаться со стандартами ИСО серии 14000; иметь общую структуру, ос­нованную на модели процесса управления качеством; стандарт ИСО 9001 должен включать требования, обеспечивающие улучшение качества и быть ориентированным на запросы и предпочтения потребителей; стандарт ИСО 9004 должен обес­печивать общую эффективность работы организации и способ­ствовать взаимной заинтересованности потребителей, изготови­телей, поставщиков и общества в целом.

Учитывая эти и другие пожелания и замечания, оценив их значимость и целесообразность принятия к действию, ИСО в лице ТК 176 пришло к следующим заключениям:

1. Семейство стандартов ИСО серии 9000 будет состоять из четырех основных стандартов: <

• ИСО 9000 "Системы управления качеством. Понятия и словарь" (вместо ИСО 8402);

• ИСО 9001 "Системы управления качеством. Требова­ния";

• ИСО 9004 "Система управления качеством. Руководя­щие указания";

• ИСО 10011 "Руководящие указания по проверке сис­тем качества.

2. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 войдут в единый пересмотренный стандарт ИСО 9001, причем его структура будет базироваться на процессах, а не на 20 элементах, как сейчас. Предполагается, что основными разделами стандарта ИСО 9001 будут:

- ответственность руководства (политика, цели, плани­рование, система управления качеством, анализ со стороны руководства);

- управление ресурсами (людскими, информационными, инфраструктурой);

- управления процессами (удовлетворенность потребите­лей, проектирование, закупки, производство);

- измерения, анализ, улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение).

В названии стандарта ИСО 9001 новой версии отсутствует термин "обеспечение качества". Это объясняется ориентацией стандарта на требования к системе управления качеством, ко­торые доказывают возможность выполнения предпочтений по­требителей.

Предусмотрена и совместимость со стандартами ИСО серии 14000, например в части цикла Plan-Do-Check-Act (планиро­вание — выполнение — контроль— корректировка).

Предусмотрено использование стандартов действующей версии ИСО 9001 и ИСО 9004 как "согласованной пары" после их пересмотра. Это означает, что их можно будет применять как отдельно, так и совместно, поскольку структура их будет идентична, а области применения разные. Стандарт ИСО 9004 будет по-прежнему методическим и применяться для разработ­ки системы управления качеством, охватывающей все стадии петли качества. Новая версия этого стандарта будет базировать­ся на восьми принципах управления качеством:

- ориентация на потребиля,

- роль руководства,

- вовлечение работников,

- подход к управлению качеством как процессу,

- системность подхода,

- постоянное улучшение,

- принятие решений на основании фактов,

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Рассмотрим подробнее содержание этих принципов.