Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС

Вступления России в ВТО

 

Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стан­дартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуали­зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с осно­вополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономиче­ской, социальной и коммуникативной функций стандартиза­ции, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Концепция определяет основные исходные предпосылки раз­вития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

• необходимость государственного регулирования эконо­мики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

• обеспечение в стандартах баланса интересов самостоя­тельных хозяйственных субъектов и государства;

• обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с |мировой экономикой;

• сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономи­ческом и научно-техническом партнерстве;

• постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;

• обеспечение опережающего характера научно-техничес­кой интеграции с развитыми странами.

Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе;

• установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;

• совершенствование законодательных основ, а также ак­тивизацию формирования необходимого технического законодательства;

• оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

• перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;

• реформирование системы управляющих и исполнитель­ных органов по стандартизации;

• внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и не­посредственно в процедуры разработки стандартов.

Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходимость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации, что прежде всего отразилось на актуализации задач стандартизации. В новой редакции они представляются следующим образом:

- при обеспечении безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества - использовать наряду со стандартами законодательные формы регулирования вопросов безопасности;

- при обеспечении технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции - учитывать интеграционную составляющую, т.е. совмес­тимость и взаимозаменяемость с продукцией, произве­денной не только в стране, но и за рубежом;

- при обеспечении качества продукции, работ и услуг в соответствии с достижениями науки, техники и технологии - переходить к добровольному статусу применения стандартов;

-приобеспечении единства измерений — применять международно признанные методы и методики измерений, учитывая достижения отечественной фундаментальной метрологии;

- при обеспечении безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций -ориенти­роваться на стандарты на мониторинг и прогнозирование, а также организационные меры предупреждения ка­тастроф;

- при обеспечении обороноспособности и мобилизационной готовности страны - обеспечить единые организа­ционные и методические подходы для оборонной и гра­жданской продукции.

Успешная реализация этих задач требует комплексного ха­рактера стандартизации по отношению как к жизненному цик­лу, так и к сырью, комплектующим материалам и готовым из­делиям. А это в значительной степени связано с совершенство­ванием системы информационного обеспечения работ в облас­ти стандартизации, сертификации и метрологии.

В Концепции национальной системы стандартизации выде­лены главные направления, которые должны быть актуализи­рованы и (или) гармонизованы с международными правилами:

• выполнение условий присоединения России к ВТО;

• сближение статуса отечественных и зарубежных стандар­тов;

• формирование технического законодательства;

• методология и организация работ по стандартизации;

• международное сотрудничество в области стандартизации;

. • стандартизация оборонной продукции;

• информационное обеспечение стандартизации;

• классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;

• разработка и применение технических условий;

• государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов;

подготовка кадров.

По выполнению условий присоединения России к ВТОКон­цепция определяет две главные задачи стандартизации:

1) создание условий для гармонизации отечественных стан­дартов и других нормативных документов с международ­ными стандартами;

2) обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами—членами ВТО.

Решение первой задачи сопряжено с проведением сравни­тельного анализа действующих в РФ всех видов нормативных документов с международными по содержанию, структуре и оформлению для выявления различий. Это дает возможность поэтапно осуществить гармонизацию в соответствии с приня­той Программой гармонизации, рассчитанной на 2—3 года.

Концепция предусматривает приоритетность гармонизации нормативных документов, обеспечивающих международные торгово-экономические отношения, что обусловлено сложной финансовой ситуацией в России. Реализация такого приоритета связана с постоянным обновлением международных стандартов, результатом чего является ежегодная публикация 500—800 новых стандартов. В 1998 г. в России действовало более 22 тыс. стандартов. Из них в 1998 г. было принято 480 ГОСТ Р, причем только 50% из них включают требования международных стан­дартов ИСО и МЭК. Очевидно, что России необходимо более оперативно и гибко вводить международные стандарты в национальную систему стандартизации. Концепция предлагает определять форму их применения на стадии голосования по проекту стандартов в международной организации.

Кроме того, необходимо предусматривать гармонизацию российских нормативных документов с национальными стандартами развитых стран, тем более что нередко эти стандарты приобретают статус международных "де факто". Реализация Программы гармонизации невозможна без информационного взаимодействия со странами—членами ВТО, обязывает выполнять определенные требования:

• опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации;

• направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах;

• представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;

• обеспечение функционирования системы информацион­ного обеспечения в режиме электронного обмена дан­ными, что может быть достигнуто в рамках реализации проекта "Развитие стандартизации" в России: по госу­дарственным стандартам — в течение ближайшего года; по нормативным документам иных органов государст­венного управления — в течение 2—3 лет.

По сближению статуса отечественных и зарубежных стандар­тов (т.е. по переходу от обязательных стандартов к их рекомен­дательному характеру) Концепция предусматривает тактику по­этапного создания надлежащих условий:

• расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;

• более широкое использование государственными заказ­чиками, а также субъектами хозяйствования практики ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации, а также использование стандартов в качестве арбитражных документов при рас­смотрении в судах и арбитражных судах соответствующих исков;

• наработка экспериментального массива добровольных государственных стандартов и анализ конкретной практики их применения в России.

Законодательными и нормативно-правовыми актами, на ос­новании которых требования стандарта считаются обязатель­ными, выступают законы РФ и указы Президента РФ, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, постановле­ния Госстандарта, постановления и приказы иных органов фе­деральной исполнительной власти.

Чтобы при этом выполнялись условия ГАТТ (п. 2.9), необ­ходима своевременная нотификация секретариата ВТО о разра­ботке стандарта и о Документе, определяющем его обязатель­ный статус. В российской практике чаще всего статус стандарта (или его конкретных требований) устанавливается постановле­нием Госстандарта, которое публикуется одновременно с вновь принятым или пересмотренным ГОСТ Р.

В части формирования технического законодательства Кон­цепция определяет направления развития на усиление при­кладного характера основных положений Законов РФ "О стан­дартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сер­тификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей":

- разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);

- разработка законодательных актов, устанавливающих ко­личественные нормы допустимых воздействий на окру­жающую среду производственных процессов и техноло­гий предоставления услуг.

Практическое выполнение законодательных актов должны обеспечивать технические регламенты и обязательные стандар­ты. Стандарт приобретает статус обязательного, если законода­тельный акт ссылается на данный стандарт либо текст законо­дательного акта непосредственно содержит его требования.

Приоритетность направлений и объектов стандартизации для России Концепция определяет исходя из принятых на между­народном уровне направлений. Так, в области безопасности и экологии приоритетной должна быть стандартизация детского питания; пищевых продуктов, потенциально токсичных для че­ловека; условий хранения и транспортировки взрывчатых ве­ществ, газов и нефтепродуктов; производства и хранения ра­диоактивных веществ и утилизации отходов, машин, оборудо­вания и приборов, признанных потенциально опасными, хими­ческой продукции, в том числе бытового назначения; безопасности оборонной продукции для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды в мирное время.

В области информационных технологий и содействия научно-техническому сотрудничеству для России особенно актуально:

• формирование государственного профиля взаимодейст­вия отдельных систем;

• обеспечение электромагнитной совместимости в условиях реального для России распределения частного сектора;

• обеспечение безопасности для пользователей средств отображения информации;

• обеспечение внедрения СALS-технологий.

В международной и зарубежной практике стандартизации определении приоритетов используется метод респондентского опроса широкого круга специалистов по стандартизации, ученых, инженеров и бизнесменов. Таким образом в свое время удалось спрогнозировать реализуемую в настоящее время повышенную социальную направленность стандартизации, увеличение объемов работ по стандартизации информационных технологий и т.п. В Концепции отмечается целесообразность про­ведения систематических респондентских опросов для определения приоритетов и в российской стандартизации.

В области методологии и организации работ по стандартиза­ции в Концепции отмечается, что общие принципы стандарти­зации, на которых основана российская ГСС, гармонизованы с международными правилами. Но практические методы разра­ботки нормативных документов нуждаются в дальнейшем со­вершенствовании и актуализации путем электронизации про­цесса создания стандарта. Поскольку в этой области Россия за­метно отстает, процедура разработки остается прежней, однако электронизация повлечет за собой полный отказ от традицион­ных стадий и этапов, а также изменит состав участников, ускорит темпы работ и увеличит их объем. Все это не может не ска­заться на организационной структуре отечественной стандарти­зации. Вместе с тем технические комитеты, как основное рабо­чее звено, сохранят свою роль. Но для повышения эффектив­ности их работы в Концепции признается необходимым:

• сближение оргструктуры российских технических комитетов со структурой ТК международных организаций (прежде всего ИСО и МЭК);

• расширение практики совместной работы технических комитетов по смежным объектам стандартизации;

• усиление степени участия ТК в технических комитетах международных организаций по стандартизации.

Относительно методологии стандартизации: Концепция вносит коррективы в состав фонда государственных стандартов и в планирование работ по стандартизации с учетом междуна­родной практики. Это сопряжено с анализом, пересмотром и в некоторых случаях с изменением статуса отраслевых стандар­тов, а также с усилением роли Федеральной целевой иннова­ционной программы "Стандартизация и метрология", задачи которой должны органично входить в федеральные целевые специализированные программы, касающиеся различных об­ластей экономики.

В области международного сотрудничества главной задачей Концепция считает активизацию участия России в работе руко­водящих и технических органов международных и региональ­ных организаций по стандартизации. Приоритетными направ­лениями участия должны стать обеспечение возможности при­нятия российских стандартов в качестве международных и ве­дение секретариатов в технических комитетах и рабочих группах.

Задачи по стандартизации оборонной продукции, определяе­мые Концепцией, вытекают из закона РФ "О стандартизации", федеральных законов "О государственном оборонном заказе" и "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Проблемы, характерные для данной области стандарти­зации, во многом связаны с реформированием Вооруженных Сил РФ, с одной стороны, и необходимостью сближения орга­низационных и методологических принципов стандартизации гражданской и оборонной продукции — с другой. На этой ос­нове определены приоритетные задачи стандартизации обо­ронной продукции:

• установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам;

• обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время;

• обеспечение создания продукции и технологий двойного применения;

• содействие безопасной утилизации оборонной продукции;

• внедрение на предприятиях оборонного комплекса сис­тем качества на основе требований стандартов ИСО се­рии 9000;

• активизация работы по межгосударственной стандарти­зации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохране­ния и развития кооперации предприятий оборонного комплекса.

Определяя задачи по информационному обеспечению стандартизации, основной базой которой является Федеральный фонд стандартов, Концепция выделяет проблему эффективности его работы. Повышение эффективности должно обеспечиваться:

• доступностью информации для заинтересованных поль­зователей;

• полнотой, актуальностью, оперативностью предоставле­ния и стоимостью;

• исключением дискриминации заказчиков (это одно из
условий присоединения РФ к ВТО);

• льготным характером услуг для непосредственных участ­ников формирования Федерального фонда стандартов.

Перспективная и весьма актуальная задача информацион­ного обеспечения - создание государственной системы ката­логизации продукции. Банк данных этой системы формируется на основе каталожных листов, которые предприятия-изгото­вители представляют в территориальные органы Госстандарта. Концепция придает важное значение банку данных создавае­мой системы каталогизации, поскольку она будет способство­вать более эффективному и оперативному информационному обеспечению органов государственной власти всех уровней, субъектов хозяйственной деятельности, органов по стандарти­зации для выбора приоритетных объектов, контролирующих органов по созданию обязательных требований государствен­ных стандартов.

Классификация и кодирование технико-экономической и соци­альной информации связаны с информационным обеспечением.

Концепция выделяет основные объекты классификации и кодирования, способы гармонизации процесса с международ­ными принципами и направления дальнейшего развития этой деятельности в РФ. Основными объектами классификации и кодирования должны быть: продукция, основные фонды, пред­приятия и организации, занятия, специальности, профессии, валюты, услуги, изделия, конструкторские документы, другие объекты технико-экономической и социальной информации.

Гармонизация может быть достигнута прямым применением международного классификатора либо косвенным. Последнее мо­жет быть связано с необходимостью включения в текст междуна­родного классификатора информации, отражающей специфику российский экономики или производства. Но это не должно на­рушать коды и названия позиций международного кода.

Перспективные задачи классификации и кодирования ка­саются:

• оптимизации состава и структуры системы общероссий­ских классификаторов;

• обеспечения информационной совместимости продукции, включая импортную;

• охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т.д.;

• постоянной актуализации общероссийских классифика­торов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним;

• обеспечения требований Всемирной торговой организа­ции и прежде всего к использованию классификатора ус­луг этой организации.

В ГСС России действует нормативный документ "Технические условия" (ТУ), которого нет в международной практике стандартизации. С целью устранения этого несоответствия, которое как бы препятствует полной гармонизации российских принципов стандартизации с международными, возможно, следовало бы изменить название на "Техническая спецификация". В зарубежной практике этот вид нормативного документа разрабатывается изготовителем по согласованию с заказчиком, в основном в ситуациях прямых поставок или производства това­ра по заказам (как вариант — по спецификации заказчика). Но, как следует из Концепции (раздел "Разработка и применение технических условий"), не предусмотрена замена принятого у нас термина ТУ, хотя отмечается идентичность технических условий и технической спецификации. Концепция намечает в перспективе более широко использовать ТУ в решении вопро­сов обеспечения качества и безопасности тех видов (групп) Продукции, которые относятся к более опасным, а также вновь разрабатываемой потенциально опасной продукции в период, пока государственные стандарты на нее не разработаны. При этом потребуются обязательное согласование ТУ с органами, го­сударственного надзора, предоставление аутентичного экземп­ляра для фонда стандартов, государственная регистрация ТУ на продукцию для государственных нужд.

В Концепции предусматривается также применение ТУ в качестве нормативного документа при добровольной сертификации продукции и услуг.

В области государственного контроля и надзора за соблюдени­ем стандартовуже произошли и предвидятся в перспективе зна­чительные изменения. Концепция отмечает, что дальнейшее развитие государственного контроля и надзора должно базироваться на совокупности основополагающих принципов как отечественной, так и зарубежной практики.

По мере перехода России на полностью добровольный статус стандартов государственный контроль и надзор должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по всей номенклатуре устанавливаемых ими обязательных для соблюдения субъектами хозяйствования требований.

В связи с планируемой либерализацией системы обязательной сертификации предлагается восстановить на определенный период осуществление госнадзора за соблюдением всей номенклатуры требований государственных стандартов в случаях, когда субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям ГОСТ. Эти положения потребуют правового обеспечения при определении ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоблюдение требований технических регламентов и государственных стандартов.

Повышение эффективности госнадзора зависит от того, как определится его статус в ближайшем будущем, какая атмосфера возникает на предприятиях в результате введения декларации о соответствии, изменится ли их философия. Последнее очень важно прежде всего в плане действительного приближения и гармонизации принципов российской системы сертификации с международной практикой. Однако Концепция заостряет внимание на увеличении объемов работ по госнадзору, чтобы создать атмосферу напряженности перед проверками: каждый субъект хозяйственной деятельности несмотря на выборочный характер проверок должен ощущать себя потенциальным субъектом госнадзора.

В то же время рынок, конкуренция, стремление к выживанию, сохранению своей рыночной доли и другие естественные для рыночной экономики факторы должны обязывать пред­приятие обеспечивать полное соответствие выпускаемой про­дукции декларации о соответствии. Имидж поставщика — это его собственная проблема. Если философия предприятия дале­ка от этого, то никакое усиление госнадзора не приведет к же­лаемому результату.

Концепция уделяет должное внимание подготовке и повы­шению квалификации кадров, выделяя такие важнейшие пер­спективные задачи, как: разработка квалификационных требо­ваний; внедрение в учебный процесс активных форм обучения и современных информационных технологий; профессиональ­ный отбор способной молодежи и более ранняя ориентация на потребности предприятия; привлечение к учебному процессу видных специалистов организаций Госстандарта, активное ис­пользование передового зарубежного опыта.

Разработка и публикация Концепции Национальной системы стандартизации способствует усилению степени прозрачности ГСС, что является одним из требований ГАТТ/ВТО.

Кроме того, этот документ может рассматриваться как программа дальнейшего развития системы стандартизации в Росии в целях интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, а не в целях решения задач в условиях командно-административного характера экономики. В этой связи ус-коряются темпы гармонизации российских стандартов с международными: в 1997 г. гармонизованных нормативных документов было 16%, в 1998 г. - 50%, к 2000 г. планируется 75%.