Планировочная организация селитебной зоны

Тема 5. Селитебная зона города

 

Важнейшим элементом города является его селитебная территория — зона размещения жилой застройки, общественных центров и зон отдыха населения. Задачи градостроительной организации селитебной зоны исходят из понимания жилища как развитой материально-пространственной системы, являющейся средой непроизводственной деятельности населения. Жилая среда организуется в градостроительных проектах на всех уровнях: в районной планировке осуществляется выбор площадок для жилищного строительства, в генеральном плане решаются вопросы комплексной организации селитебной зоны города или сельского поселения, в проектах детальной планировки и застройки разрабатываются архитектурно-планировочные предложения по формированию жилых комплексов, определяются приемы застройки, типы жилых и общественных зданий.

Планировочная структура селитебной зоны предусматривает рациональную организацию и взаимное размещение ее элементов. Структура зависит от величины города, природных условий его размещения, народнохозяйственного профиля, темпов роста города, строительной базы и т. д.

Общим принципом формирования селитебной территории является обеспечение максимальных удобств населению в реализация его социально-культурных и бытовых потребностей при рациональном использовании ресурсов и городских земель. При организации селитебной зоны учитываются факторы: организации функциональных процессов в жилой среде (бытовые процессы, отдых, обслуживание, хозяйственные функция); обеспечение удобной транспортной и пешеходной доступности зон труда, общественных центров, территорий отдыха, остановок общественного транспорта; создания среды, благоприятной по санитарно-гигиеническим показателям; создание эстетически полноценной среды.

Эти цели реализуются в формировании жилых комплексов разного территориального уровня. В зависимости от размеров и общей планировочной структуры города селитьба формируется как один или несколько планировочных районов. Целесообразно формирование планировочных (городских) районов как комплексных трудоселитебных образований, обеспечивающих сбалансированность численности проживающего населения и мест приложения труда. Размеры и структура планировочных районов зависят от величины и структуры города (компактный, расчлененный).

Основное звено в структуре селитьбы — жилые комплексы, формируемые на основе функционального и пространственного объединения групп жилых домов по обслуживанию и совместному использованию территории. В качёстве таких единиц в настоящее время проектируют микрорайоны и жилые районы. Иерархия этих комплексов диктуется общим принципом минимизации затрат времени населением при осуществлении многообразных функций на жилой территории и при посещении учреждений обслуживания. При этом элементы повседневного посещения приближаются к дому, формируя первую структурную единицу селитьбы — микрорайон, а элементы периодического пользования концентрируются в большей степени, формируя жилой район.

Жилые районы, состоящие из микро- районов, объединенных общественным центром, формируются в пределах селитебной территории средних и больших городов и в пределах планировочных районов крупных и крупнейших городов. Размеры и структура жилых районов зависят от величины города и его планировочной организации, от этажности застройки. Согласно градостроительным нормам жилой район может иметь население 25—40 тыс. в средних и больших городах, 40—80 тыс. жителей в. крупных и крупнейших городах.

Общественно-торговый и культурный центр жилого района занимает территорию 2—5 га. Он должен находиться в пределах пешеходной доступности населения (радиус до 1500 м). Через территорию жилого района и его центр проходит городской общественный транспорт. В районе предусматривается система пешеходных путей, обеспечивающих удобный подход населения к общественным центрам и остановкам общественного транспорта.

Планировочное построение и композиция жилого района определяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой (в условиях реконструкции).

Микрорайонпредставляет собой структурную единицу селитьбы, связанную с повседневным обслуживанием населения. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий. Численность населения микрорайонов составляет 4—6 тыс, жителей в малых городах, 6—12 в больших и средних, до 20 тыс, в крупных и крупнейших городах. Внекоторых случаях предусматривается формирование жилых групп (2—3 тыс. жителей) с первичными пунктами обслуживания, а в многоэтажной застройке домов-комплексов с первичным обслуживанием.

В микрорайоне размещают детские учреждения и школу (с участком 2—4 га в зависимости от вместимости и градостроительных условий), общественно- торговый центр (0,5—1,5 га).

Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее на межмагистральные жилые территории сетью городских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируют в соответствии со структурой межмагистральных территорий. При этом, чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транспорта для ее обслуживания и тем больше членится территория.

Характерна динамика представлений о жилом комплексе. На определенном этапе жилой комплекс отождествлялся с понятием квартала, затем — микрорайона. В настоящее время его трактовка шире и относится к жилым образованиям разной величины, часто он понимается как межмагистральная территория, включающая несколько микрорайонов.

Многообразие процессов, осуществляемых населением в жилой, среде и в городе, определяет сложное сочетание иерархических уровней организации селитьбы, определяемое различием потребностей и моделей поведения разных групп населения и семей разных типов. Так, приближения к дому требуют такие функции, как отдых детей и людей старшего возраста, занятия физкультурой и спортом, некоторые коммунально-бытовые функции. Организация культурно-бытового обслуживания осуществляется в двух формах: «из дома» (характерно для больших семей сложного состава) и «из города» (характерно для работающего населения и соответствующих по составу семей). С учетом этих двух моделей иерархическая (ступенчатая) организация жилых комплексов усложняется, и предусматривается фокусированное размещение ряда учреждений обслуживания в системе городских центров. Это позволяет для определенного контингента населения перенести часть функций с жилых территорий в зоны общественных центров.

Таким образом, ступенчатая организации жилых комплексов и центров обслуживания — общий принцип организации селитебной территории, требующий конкретизации с учетом всех условий формирования города и демографической структуры его населения.

Определяя перспективы развития структуры селитебных зон городов. ЦНИИЭП жилища рассматривает во взаимосвязи показатели интенсивности использования и селитебной емкости территории. При этом выделяется три типа жилых комплексов — малой, средней и высокой селитебной емкости. Жилые комплексы малой селитебной емкости будут формироваться в условиях низкой интенсивности освоения территории — преимущественно в малых городских и сельских поселениях. Они формируются застройкой малой этажности, в ряде случаев с приусадебными участками. Формирование таких комплексов связано также с решением проблемы второго жилища (дачные и садово-огородные жилые комплексы).
Жилые комплексы средней селитебной емкости — включают весь диапазон жилых образований, в которых не используется подземное пространство. Прогнозируется многообразие вариантов застройки по этажности — от двух- трехэтажных до многоэтажных домов с лифтами. В таких комплексах возможны варианты разделения и совмещения центров периодического и повседневного обслуживания.

Жилые комплексы высокой селитебной емкости характеризуются плотностью нетто 7000—8000 м2/га, концентрацией сетей обслуживания, подземным размещением транспортных устройств, минимальной площадью незастроенных участков. Примерами таких комплексов могут служить микрорайоны 1 и 2 Чертаново, Ивановское в Москве. Модуль сетки дорог приблизился в этом случае к минимальному (до 500 м), территория жилых комплексов составит 15-25 га. Компактность жилой застройки позволяет стандартное обслуживание по транспортным магистралям. В соответствии с этим организуется пешеходное движение.

Важная задача планировочной организации жилых комплексов — разделение пешеходного и транспортного движения. Одним из приемов такого разделения является планировочная сетка, построенная по «перекрестно-узловой» схеме. В этой сетке соседние ареалы обслуживания как бы накладываются, перекрывают друг друга на половину радиуса пешеходной доступности. На транспортных магистралях и узлах размещаются торгово-общественные центры, к которым сходятся пешеходные пути из прилегающих кварталов. Эти центры совмещаются с местами пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. К ним примыкает застройка высокой плотности, удобная для семей со значительным числом работающих.

На пересечении главных пешеходных путей в середине межмагистралъной территории размещаются школы, детские учреждения, озелененные территории отдыха. Вокруг таких внутренних общественных зон группируется застройка с квартирами для многодетных и сложных (трехпоколенных) семей. В ряде случаев она может быть более низкой этажности.

Непрерывность пешеходных связей межмагистральных территорий желательно при пересечении с транспортным магистралями обеспечивать устройством тоннелей или мостов для пешеходов. Есть ряд приемов разделения пешеходов и транспорта в одном уровне: параллельное их размещение (Чаидигарх , трассировка под углом (,Тулуз ла Мирай), планировочная организация типа «гребенки» (Рэдбери). Трассировка пешеходных путей должна отвечать направлениям потоков, числу пешеходов, цикличности движения. Планировка пешеходных путей имеет «ветвистый» характер—по направлению к цели преобладающего движения отдельные дорожки сливаются в широкие аллеи и бульвары. В условиях реконструкции организация пешеходного движения решается в ряде случаев путем закрытия проезда по улице и превращения ее в чисто пешеходную.
другой путь — пробивка новых пешеходных улиц через модернизируемые кварталы.