Производственная зона

Тема 8. Внеселитебные зоны города

 

Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе кооперирования предприятий, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений, а также связанных с ними общественных и научно-исследовательских центров. Планировочная структура промышленного района должна быть взаимосвязана со структурой всего города.

В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на основе объёдинения и кооперирования предприятий, однородных по отраслевым и технологическим характеристикам, по комплексному использованию транспортной и инженерной инфраструктуры. Объединение промышленных территорий в промышленные узлы и районы дает значительный экономический, социальный и градостроительный эффект, который соответственно выражается:

в снижении капиталовложений на освоение и эксплуатацию территории промышленного района за счет интенсификации ее использования, формирования единой инженерной и транспортной инфраструктуры внутри промышленного района, в городе в целом;

в снижении затрат времени населением на трудовые поездки за счет формирования мощных коммуникационных связей между крупными промышленными и селитебными зонами;

в возможности оптимального решения структуры транспортных коммуникаций города и промышленного района;

в обеспечении композиционного единства основных структурных элементов города.

Планировочная структура промышленных районов и их размещение в городе имеют различный характер в зависимости от природно-климатических факторов (рельеф, направление, скорости и повторяемость ветров, влажность воздуха и т.д.); инженерно-геологических: вредностей,. характеристик территории (уровень грунтовых вод, несущая способность горных пород, закарстованность, паводки и др.); характера водного баланса прилегающих водных систем, возможности удаления и обезвреживания сточных вод.

Определяющими при размещении промышленных предприятий являются санитарно-гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на условия формирования промышленных районов и всей структуры города. Промышленные районы, в зависимости от класса санитарной вредности и грузооборота прёдприятий, действующими нормами подразделяются на три типа.

Крупные металлургические, химические, нефтеперерабатывающие заводы, а также предприятия, связанные с разработкой полезных ископаемых создают большие концентрации производственных вредностей и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения. Расстояние от таких районов до селитебной территории устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от технологии, эффективности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасности производства.

К предприятиям, выделяющим незначительные производственные вредности и не требующим полной изоляции от селитебных зон, но связанным со значительным грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных путей, относятся строительные, текстильные, предприятия. Санитарно-защитная зона между ними и селитебной территорией может быть 50—1000 м. Из-за необходимости обслуживания железнодорожным транспортом такие районы целесообразно размещать на границе селитебной зоны.

К предприятиям, не оказывающим: вредного влияния на условия жизни населения и имеющим незначительный грузооборот, относятся заводы точной механики, приборостроения, оптики. Такие предприятия не требуют изоляции от селитебной зоны и могут располагаться в ее пределах. Роль санитарно-защитной зоны может выполнять озелененная транспортная магистраль. Планировка промышленных районов, располагаемых в удалении от селитебной зоны, в малой степени связана со структурой города. Их связь формируется только транспортными магистралями. Промышленные районы, непосредственно примыкающие к границам селитебной зоны, включаются в систему городских магистралей. Их структура должна решаться с учетом планировки и застройки прилегающих к ним районов города. Архитектурно-планировочная структура промышленных территорий, расположенных внутри города, определяется пространственной характеристикой окружающих жилых районов и формируется в тесной взаимосвязи с ними.

На территории промышленных районов размещают производственные предприятия (промышленные, энергетические, транспортные), проектные, научные и учебные центры, транспортные и инженерные устройства, дороги, учреждения обслуживания работающих в промышленном районе. Размеры промышленных районов зависят от характера производств и их территориальной группировки, условий транспортного обслуживания производства и обеспечения трудовых связей населения, В малых и средних городах целесообразно формирование единого промышленного комплекса. В больших, и тем более в крупных городах обычно формируется два или несколько промышленныхкомплексов.

Интенсификация использования территории промышленного района позволяет сэкономить ресурсы городских земель, а также обеспечивает рациональные внутрирайонные коммуникации. Эта цель достигается совершенствованием планировочной организации районов, ликвидацией мелких нерентабельных предприятий, совершенствованием технологических процессов.

Основными функциональными зонами промышленного района являются:

производственная зона, в которую включаются площади промышленных предприятий и связанных с ними объектов;

зона складского и энергетического хозяйства;

транспортная зона — территории подъездных путей сортировочных станций, погрузочно-разгрузочных сооружений;

зона общественных и обслуживающих центров, в которой размещаются учреждения культурно-бытового обслуживания, научно-исследовательских и административно-хозяйственных учреждений, объекты технического обслуживания общерайонного значения.

С целью защиты от производственных вредностей между промышленным районом и селитебными территориями формируется санитарно-защитная зона, планировочная организация которой основывается на зонировании ее территории с выделением зон припромышленного озеленения, приселитебного защитного озеленения и зоны, в пределах которой прокладывают транспортные и инженерные коммуникации, располагают коммунальные, административно-хозяйственные, инженерные объекты и сооружения, связанные с промышленным районом.

На границе промышленных районов и селитебной территории формируется предзаводская зона — узел контакта между ними, а также между промышленным районом и зоной влияния города, население которой занято в этом районе. В этой зоне размещают связанные с промышленностью инженерно-технические, научные, учебные и обслуживающие центры. Предзаводская зона — место прибытия и отправления мощных транспортных и пешеходных потоков, здесь пересекаются основные магистрали городского и внегородского значения, размещаются транспортные сооружения и автостоянки. Предзаводские территории служат контактными узлами между важнейшими структурными элементами города — промышленностью и селитьбой. На их основе формируются развитые композиционные узлы города.

Основными градостроительными требованиями при размещении промышленных территорий в структуре города являются:

организация связей с местами расселения трудящихся, с сырьевой базой, источниками энерго- и водоснабжения общегородского значения, внешними и внутригородскими транспортными магистралями;

обеспечение планировочной и композиционной связи с прилегающими районами города, включение их в композиционную структуру города;

кооперирование обслуживания промышленного района с общегородскими и районными системами культурно-бытового обслуживания;

исключение (или, в крайних случаях, сведение к минимуму) влияния производственных вредностей на селитебные территории города.

В настоящее время растущее значение приобретают задачи реконструкции сложившихся промышленных районов, интенсификация использования территории, комплексная организация подсобных предприятий, транспортного и складского хозяйства.