Тема: Роль стандартизации в национальном хозяйстве

Экологическая сертификация в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

Сертификация компетентности персонала в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

Сертификация систем менеджмента качества в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

Сертификация услуг в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

Сертификация и порядок декларирования соответствия продукции в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

 

Сущность сертификации продукции. Сертификацию отечественной продукции проводят аккредитованные органы по сертификации продукции, а продукции серийного производства зарубежных изготовителей и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - орган по сертификации по согласованию с Госстандартом, Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь.

Инспекционный контроль - это периодический и оперативный контроль за соответствием продукции, прошедшей подтверждение соответствия, требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, осуществляемый аккредитованными органами по сертификации.

В рамках Системы подтверждения соответствия продукции требованиям ТНПА проводится обязательная и добровольная сертификация продукции.

Обязательная сертификация проводится в отношении продукции, включенной в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, для которой предусмотрена такая форма подтверждения соответствия.

Она проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также на соответствие другим показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя на сертификацию, который самостоятельно выбирает ТНПА и определяет номенклатуру показателей, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для данной продукции.

Сертификация продукции в рамках международных или региональных систем подтверждения соответствия, к которым присоединилась Республика Беларусь и с которыми заключено соглашение о взаимном признании результатов подтверждения соответствия, проводится на соответствие требованиям документов, принятых в этих системах и не вступающих в противоречие с ТНПА, действующими в Республике Беларусь.

Схемы сертификации, применяемые в Системе, основаны на схемах, принятых в Международной организации по стандартизации - ИСО (см. таблицу 2.1).

Орган по сертификации выбирает схемы, применяемые при сертификации продукции, в соответствии с таблицей 2.1 с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования продукции, а также требуемого уровня доказательности.

 

Таблица 2.1 - Схемы сертификации продукции

 

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение аналогичной схемы сертификации, принятой в ИСО Применение схемы сертификации
Орган по сертификации проводит идентификацию продукции, выдает заявителю сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контроль посредством испытаний образцов продукции. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания партии продукции (выборки из партии)   Для продукции, поставляемой по контракту периодически малыми партиями в течение одного года с проведением инспекционного контроля по решению органа по сертификации

 

Продолжение таблицы 2.1

 

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение аналогичной схемы сертификации, принятой в ИСО Применение схемы сертификации
Орган по сертификации проводит анализ состояния производства, выдает заявителю сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией посредством испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) анализа состояния производства. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания образцов или типовых образцов продукции Для продукции серийного и массового производства
Орган по сертификации рассматривает декларацию о соответствии, проводит идентификацию продукции. Проводит анализ представленных заявителем документов, в том числе копии сертификата на систему менеджмента качества, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь и протоколов (приемочных, периодических, квалификационным или др.) испытаний продукции, выдает заявителю сертификат соответствия. Орган по сертификации системы менеджмента качеством осуществляет инспекционный контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента качества Для продукции серийного и массового производства при наличии сертифицированной в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь системы менеджмента качества
Орган по сертификации проводит идентификацию продукции, выдает заявителю сертификат соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания партии продукции (выборки из партии) Для партии продукции  
Орган по сертификации: выдает заявителю сертификат соответствия Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания каждой единицы продукции Для изделий, представляющих большую опасность для жизни человека, или для изделий, выход из строя которых может привести к катастрофе, а также единичных образцов уникальных изделий  

 

 

Продолжение таблицы 2.1

 

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение аналогичной схемы сертификации, принятой в ИСО Применение схемы сертификации
Орган по сертификации рассматривает декларацию о соответствии, проводит анализ представленных заявителем документов, проводит идентификацию продукции, выдает заявителю сертификат соответствия   Для единичных изделий и опытных образцов, а также малых партий изделий, подлежащих обязательной сертификации, в том числе приобретаемых для собственных нужд предприятия, если безопасность заявленной продукции подтверждается документами, предусмотренными в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь  

 

Схемы добровольной сертификации определяются органом по сертификации продукции по согласованию с заявителем.

В Системе подтверждения соответствия проводится признание сертификатов, выданных в системах подтверждения соответствия (системах сертификации) страны - участницы соглашения о взаимном признании сертификатов на продукцию.

Продукция отечественного и импортного производства должна иметь информацию согласно законодательству Республики Беларусь о защите прав потребителя, а также ТНПА, определяющих требования к информации.

Правила и порядок проведения сертификации продукции. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

Сертификация продукции в зависимости от схемы сертификации включает:

- подачу заявки на сертификацию и представление документов, прилагаемых к ней;

- принятие решения по заявке;

- анализ ТНПА, конструкторской и технологической документации на продукцию;

- идентификацию продукции и отбор образцов продукции;

- испытания образцов продукции;

- анализ состояния производства;

- анализ результатов испытаний, анализ состояния производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- регистрацию и выдачу сертификата соответствия, а также заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);

- разработку заявителем корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции и (или) условий производства и хранения установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

Подача заявки и принятие решения по заявке па сертификацию. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации.

Вместе с заявкой заявитель представляет документы, которые могут быть конкретизированы в порядке сертификации групп однородной продукции. К заявке для серийного производства прилагаются: ТНПА на продукцию, сертификат на систему менеджмента качества (при наличии), протоколы испытаний (при наличии), другие имеющиеся документы - удостоверение о качестве, лицензия, разрешение и пр. Для партии продукции обычно представляют: товаросопроводительные документы, документ о качестве продукции, если таковой имеется, прочие документы.

Информацию об органах по сертификации и о порядке сертификации групп однородной продукции заявитель может получить в Национальном органе по оценке соответствия или в территориальных организациях Госстандарта. При наличии нескольких органов по сертификации конкретной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

В течение не более пяти рабочих дней орган по сертификации проводит анализ заявки и прилагаемых к заявке документов, а также их проверку. При отрицательных результатах анализа заявителю сообщается, что необходимо представить к заявке или исправить в ней, при положительных результатах - орган по сертификации направляет заявителю решение.

Решение должно содержать все основные условия сертификации продукции, в том числе:

- схему сертификации;

- указания по отбору образцов продукции;

- перечень ТНПА, на соответствие которым проводится сертификация;

- наименование аккредитованной испытательной лаборатории (центра);

- исполнитель анализа состояния производства;

- условия оплаты работ по сертификации.

Одновременно с решением заявителю направляется проект договора на проведение работ по сертификации продукции.

Стоимость сертификационных работ определяется в соответствии с трудоемкостью выполнения работ, утвержденной Госстандартом.

В случае если безопасность заявленной на сертификацию продукции не может быть подтверждена только органом по сертификации, принявшим заявку на сертификацию, данный орган по сертификации:

- привлекает к работам по сертификации продукции на договорной основе соответствующий компетентный орган по сертификации;

- принимает решение по заявке с учетом работ, проведенных привлекаемым органом по сертификации;

- несет ответственность за полноту проведенных работ.

При завершении работ орган по сертификации направляет заявителю акт сдачи-приемки выполненных работ.

Анализ документов на продукцию. Анализ документов, представленных с заявкой на сертификацию продукции, предусматривает:

- сопоставительный анализ требований законодательных актов Республики Беларусь и ТНПА с требованиями документов на заявленную продукцию;

- определение достаточности приведенной в эксплуатационной (сопроводительной) документации характеристик продукции, необходимой для безопасной ее эксплуатации;

- определение достоверности и анализ документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям.

Отбор образцов для испытаний. Испытания в целях сертификации продукции проводятся на образцах или типовых образцах продукции, представленной на сертификацию, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у сертифицируемой продукции.

Предложение по выбору типового образца оформляется заявителем в произвольной форме и представляется в орган по сертификации.

Орган по сертификации или его представитель принимает и оформляет решение с обоснованием выбора типового образца для проведения его испытаний.

Отбор образцов производится в соответствии с ТНПА на продукцию в присутствии заявителя с оформлением акта отбора образцов.

Одновременно с отбором образцов проводится идентификация партии продукции. Идентификация продукции предусматривает проверку соответствия представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции:

- наименование и местонахождение изготовителя;

- наименование продукции;

- штриховой код;

- дата изготовления;

- срок годности (срок хранения);

- обозначение ТНПА на продукцию;

- объем представленной партии;

- вид упаковки, тары;

- тара;

- масса;

- иная информация, указанная в товаросопроводительных документах.

При отборе образцов и идентификации продукции проверяются также условия хранения продукции. Результаты идентификации партии продукции отражаются в акте отбора образцов. Результаты проверки условий хранения учитываются при принятии решения о выдаче сертификата соответствия.

При отсутствии на пищевой, сельскохозяйственной и парфюмерно-косметической продукции даты изготовления, срока годности и (или) срока хранения отбор образцов не производится и продукция к сертификации не принимается. В этом случае орган по сертификации письменно уведомляет заявителя о прекращении (приостановлении) работ по сертификации.

Доставку образцов продукции в испытательную лабораторию (центр) для проведения испытаний осуществляет заявитель.

Проведение испытаний для сертификации продукции. Испытания в целях сертификации проводятся в аккредитованных в Системе аккредитации Республики Беларусь испытательных лабораториях (центрах).

При сертификации продукции используются методы испытаний, приведенные в ТНПА на продукцию, или методики испытаний, аттестованные в установленном порядке.

Для проведения испытаний могут быть привлечены несколько испытательных лабораторий (центров) согласно их области аккредитации.

При отсутствии на момент сертификации аккредитованной испытательной лаборатории (центра) по данному виду продукции определяется возможность, а также место и условия испытаний, обеспечивающие объективность их результатов.

Испытания продукции проводятся на основании договоров.

При оформлении договора с испытательной лабораторией (центром) орган по сертификации должен включить в него вопросы конфиденциальности и разрешения конфликтных ситуаций.

Заявитель представляет в испытательную лабораторию (центр) отобранные в установленном порядке образцы (образец) продукции и техническую документацию на нее (при необходимости), акт отбора образцов.

В случае если на момент проведения испытаний сертифицируемой продукции введены новые ТНПА, орган по сертификации обязан включить в программу испытаний их требования.

Допускается совмещение сертификационных испытаний с квалификационными, приемочными, периодическими при соблюдении следующих условий:

- установочная серия или опытная партия должны быть изготовлены на технологическом оборудовании серийного производства;

- отбор образцов для испытаний должен быть проведен представителем органа по сертификации, которому поручен отбор образцов;

- квалификационные, приемочные или периодические испытания должны проводиться в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). Если испытательная лаборатория (центр) аккредитована только на техническую компетентность, испытания проводятся с участием представителя органа по сертификации данной продукции, с которым согласовано проведение этой работы.

Протокол испытаний направляется органу по сертификации и заявителю независимо от результатов испытаний.

При отрицательных результатах испытаний работы по сертификации прекращаются. Заявителю направляется заключение с обоснованием отказа от дальнейшего проведения работ по сертификации продукции. Возможность возобновления работ и их объем определяется органом по сертификации в каждом конкретном случае.

Образцы продукции после проведения испытаний подлежат возврату заявителю, что должно быть оговорено в договоре на проведение испытаний (если они не подвергаются разрушению).

Сведения о возврате образцов заявителю указываются в акте сдачи-приемки работ или в акте отбора образцов, хранящемся в испытательной лаборатории (центре) и заверенным подписью заявителя.

Для продукции, подвергнутой разрушающему контролю, в том числе пищевой, списание образцов подтверждается актом на списание, утвержденным руководителем испытательной лаборатории (центра), проводившей испытания.

Анализ состояния производства. Способность заявителя стабильно выпускать продукцию, соответствующую требованиям ТНПА, контролируемым при сертификации, оценивается при проведении анализа состояния производства. При этом используется схема 3а для сертификации продукции.

Анализ состояния производства проводится комиссией, назначенной органом по сертификации, проводящим сертификацию продукции. Комиссию возглавляет эксперт-аудитор по качеству.

При анализе состояния производства проверяются следующие элементы производственной системы:

- порядок постановки продукции на производство;

- состояние технической документации;

- компетентность персонала;

- взаимодействие с потребителями;

- идентификация продукции и прослеживаемость;

- техническое обслуживание и ремонт оборудования;

- соблюдение технологии производства;

- входной контроль сырья, материалов и комплектующих изделий;

- контроль и проведение испытаний;

- управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, маркировка, консервация, поставка;

- управление регистрацией данных о качестве.

Типовая программа анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в порядке сертификации однородной продукции, при необходимости может дополняться органом по сертификации с учетом специфики сертифицируемой продукции.

По результатам анализа состояния производства составляют акт по типовой форме с указанием выводов о способности производства стабильно выпускать продукцию, соответствующую требованиям ТНПА, контролируемым при сертификации, которые учитываются при выдаче сертификата. Один экземпляр акта направляется заявителю. По результатам анализа состояния производства орган по сертификации может приостановить или прекратить работы по сертификации продукции.

Решение о приостановлении или прекращении работ по сертификации сообщается в письменном виде заявителю, а также заинтересованным органам.

Решение о приостановлении работ по сертификации принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные несоответствия. Если устранить несоответствия невозможно, работы по сертификации продукции прекращаются.

После проведения корректирующих мероприятий заявитель представляет в орган по сертификации справку (отчет) об устранении отмеченных несоответствий, па основании которой орган по сертификации в случае необходимости проводит повторную проверку и возобновляет работы по сертификации продукции.

Сертификация на основании декларации о соответствии продукции проводится для продукции отмеченной в схемах 6а и 9. На основании декларации о соответствии орган по сертификации проводит следующие работы:

- анализ декларации о соответствии;

- анализ представленных документов (сертификат на систему менеджмента качества, протоколы испытаний испытательных лабораторий (центров), другие документы, подтверждающие качество и безопасность продукции);

- проверку документов, подтверждающих качество продукции, непосредственно на предприятии (при необходимости);

- проведение идентификации продукции;

- принятие решения о возможности (невозможности) признания декларации о соответствии продукции и выдачи сертификата соответствия.

При сертификации по схеме 6а представляются:

- копия сертификата на систему менеджмента качества;

- протоколы приемочных, квалификационных, периодических или других испытаний, проведенных по всем показателям, контролируемым при сертификации продукции, если с момента их проведения прошло не более одного года, а для пищевой продукции - не более 6 мес.

При сертификации по схеме 9 могут быть представлены:

- протоколы испытаний продукции, проведенных в испытательной лаборатории изготовителя или независимой испытательной лаборатории (центре);

- сертификаты, выданные в системах подтверждения соответствия (системах сертификации) государств - участников СНГ;

- сертификаты, выданные уполномоченными органами Европейского Союза по подтверждению соответствия продукции требованиям европейских норм по безопасности;

- протоколы испытаний заявленной продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

- сертификат на систему менеджмента качества изготовителя, сертифицированную на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, систему качества на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР), сертификат соответствия производства принципам надлежащей производственной практики (GMP) и др.

Схема 9 может применяться также для проведения сертификации продукции в магазинах беспошлинной торговли.

Выдача сертификата соответствия. По результатам проведенных процедур в соответствии с принятой схемой сертификации орган по сертификации принимает решение о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия.

Основанием для принятия решения могут быть:

- протоколы испытаний;

- результаты идентификации;

- результат анализа состояния производства;

- сертификат на систему менеджмента качества;

- информация от государственных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью сертифицируемой продукции;

- другие документы, подтверждающие качество и безопасность сертифицируемой продукции.

Сертификат соответствия выдается на продукцию серийного и массового производства, на партию продукции или на каждое изделие в зависимости от схемы сертификации.

В сертификате соответствия указываются ТНПА, на соответствие которым выдан сертификат соответствия.

Если по какому-либо показателю (показателям) уже имеется сертификат соответствия на продукцию, то испытания по этому показателю (показателям) могут не проводиться, а этот сертификат указывается в выдаваемом сертификате соответствия.

По результатам обязательной и добровольной сертификации на продукцию, выдаются сертификаты установленного образца с разным обозначением знаков соответствия.

Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие.

Сертификат соответствия и приложение (при наличии) оформляются на специальных бланках, подписываются руководителем органа по сертификации и экспертом-аудитором по качеству. Подписи закрепляются печатью органа по сертификации. Также подписываются руководителем органа по сертификации и экспертом-аудитором по качеству копии сертификата соответствия и приложения, хранящиеся в органе по сертификации.

Срок хранения копий сертификатов соответствия на предприятиях оптовой и розничной торговли - один год после реализации продукции.

Срок действия сертификата соответствия на продукцию устанавливается от года до трех лет с учетом ее особенностей.

Срок действия сертификата соответствия на продукцию серийного и массового производства по схеме 6а может быть отличным от срока действия сертификата на систему менеджмента качества, тогда в соглашении по сертификации должно быть указано, что изготовитель обязан своевременно продлить срок действия сертификата на систему менеджмента качества, а в случае если сертификат па систему менеджмента качества не будет продлен, действие сертификата соответствия на продукцию отменяется.

Сертификат соответствия на продукцию серийного и массового производства, срок действия которого закончился, считается действительным для продукции, выпущенной в период действия сертификата соответствия, до окончания срока годности или срока хранения этой продукции

Внесение изменений и дополнений в сертификат соответствия осуществляется в соответствующих графах сертификата соответствия с указанием в графе «Особые отметки» даты внесения изменений и дополнений, которые заверяются подписью руководителя и печатью органа по сертификации.

При отрицательных результатах работ орган по сертификации выдает заявителю письменное заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата соответствия.

Применение знака соответствия. На сертифицированную продукцию на основании соглашения по сертификации могут наноситься знаки соответствия. При этом знак соответствия проставляется на изделие и (или) этикетку (ярлык), тару, потребительскую упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Нанесение на продукцию знака соответствия осуществляется изготовителем (продавцом). Способ и место его нанесения на конкретную продукцию при необходимости устанавливается в соглашении по сертификации. Применением знака соответствия считается также использование его в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия в период срока действия сертификата не реже одного раза в год.

Программа инспекционного контроля должна устанавливать объем инспекционного контроля.

Критериями для определения периодичности и процедур инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, наличие системы менеджмента качества и др.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к качеству от потребителей, торговых организаций, а также государственных органов, осуществляющих контроль безопасности и качества продукции, на которую выдан сертификат соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества (схема 6а) осуществляет орган, проводивший сертификацию системы менеджмента качества по разработанной им программе.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в общем случае включает:

- создание комиссии;

- разработку программы инспекционного контроля;

- анализ представленной заявителем информации о проверках качества и безопасности сертифицированной продукции государственными органами, осуществляющими контроль;

- анализ протоколов периодических испытаний или разработку программы испытаний сертифицированной продукции;

- анализ претензий потребителей;

- отбор образцов и их испытания;

- контроль за состоянием производства;

- анализ результатов проведенных работ;

- оформление акта по результатам инспекционного контроля;

- принятие решения.

Допускается совмещение испытаний, предусмотренных инспекционным контролем с периодическими испытаниями.

Контроль за состоянием производства предусматривает проверку:

- состояния технической документации;

- компетентности персонала;

- взаимодействия с потребителем;

- идентификации продукции на всем пути товародвижения;

- технического обслуживания и ремонта оборудования;

- соблюдения технологии производства;

- входного контроля сырья, материалов и комплектующих изделий;

- контроля и проведения испытаний;

- управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

- корректирующих и предупреждающих действий;

- погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, маркировки, консервации, поставки;

- управления регистрацией данных о качестве;

- маркировки и нанесения знака соответствия;

- информации о качестве продукции (рекламации, информации от государственных органов, осуществляющих контроль).

Результаты инспекционного контроля в течение одной недели после окончания проверок оформляются актом, в котором приводится оценка результатов испытаний образцов, проведенного контроля за состоянием производства, других проверок в соответствии с программой инспекционного контроля и делается заключение о возможности подтверждения (продления) срока действия выданного сертификата соответствия.

Акт утверждается руководителем органа и хранится в органе по сертификации, а его копия направляется заявителю, а при внеплановом инспекционном контроле - в государственные органы, осуществляющие контроль качества и безопасности продукции,

Положительные результаты инспекционного контроля могут учитываться органом по сертификации для продления срока действия сертификата соответствия в течение полугода после проведения инспекционного контроля.

Приостановление или отмена действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации. Приостановление или отмена действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации производится при отрицательных результатах инспекционного контроля и (или) при поступлении претензий к качеству продукции от государственных органов, осуществляющих контроль качества и безопасности продукции, либо в случае отсутствия у изготовителя доказательств производства продукции изготовителем, указанным в маркировке продукции.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и соглашение по сертификации в случае несоответствия продукции требованиям ТНПА, сокрытия изготовителем (продавцом) отрицательной информации о проверках качества и безопасности продукции государственными органами, осуществляющими контроль, а также в случаях:

- изменения ТНПА на продукцию или метода (методик) испытаний;

- изменения конструкции (состава), комплектности продукции;

- изменения организации и (или) технологии производства, если перечисленные изменения могу вызвать несоответствие требованиям, контролируемым при сертификации.

Отказ заявителя от оплаты инспекционного контроля также является основанием для приостановления срока действия сертификата соответствия.

Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в случае опасности применения (эксплуатации) продукции и (или) несоответствия сертифицированной продукции требованиям ТНПА, а также при невыполнении заявителем корректирующих мероприятий в установленный период.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до сведения заявителя и регистрируется в специальном реестре.

Мероприятия при приостановлении действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации. Проведение мероприятий при приостановлении действия сертификата соответствия:

а) орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия:

- приостанавливает действие сертификата соответствия и временно запрещает применять знак соответствия;

- информирует заинтересованных участников сертификации данной продукции;

- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

- контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий;

б) изготовитель (продавец):

- определяет масштаб выявленных несоответствий (количество произведенной продукции, модель, номер и размер партии с несоответствиями);

- разрабатывает мероприятия по устранению выявленных несоответствий и согласовывает их с органом по сертификации;

- обеспечивает выполнение корректирующих мероприятий по устранению несоответствий в производстве продукции;

- уведомляет потребителей, общественность и заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции и порядок устранения выявленных несоответствий или обмен продукции;

- устраняет несоответствия продукции в процессе эксплуатации или обеспечивает ее возврат и доработку на предприятии или в специально отведенных местах, заменяет продукцию у потребителя, если устранение выявленных несоответствий невозможно или нецелесообразно;

- письменно информирует орган по сертификации о завершении выполнения корректирующих мероприятий и их эффективности.

После выполнения заявителем мероприятий с положительным результатом орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия:

- письменно информирует заинтересованных участников сертификации данной продукции о возобновлении действия сертификата соответствия;

- письменно информирует заявителя о возобновлении действия сертификата соответствия, указывает па необходимость изменения маркировки для отличия продукции до и после проведения корректирующих мероприятий и контролирует эту процедуру.

Информация о результатах сертификации. Документы и материалы, подтверждающие результаты сертификации продукции, хранятся в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия и направляют информацию о них и своей деятельности в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь в установленные сроки и при необходимости другим заинтересованным организациям.

При отрицательных результатах сертификации серийно выпускаемой продукции орган по сертификации должен уведомить об этом территориальный центр стандартизации, метрологии и сертификации по месту расположения изготовителя (продавца) продукции для своевременного оформления запрета на реализацию данной продукции.

При отрицательных результатах сертификации партии продукции орган по сертификации продукции проставляет на сопроводительной документации штамп «Не соответствует требованиям безопасности» и сообщает об этом в государственные органы, осуществляющие контроль качества и безопасности продукции.

Срок хранения документов, подтверждающих результаты сертификации продукции, устанавливается в порядке сертификации конкретной продукции, но не менее пяти лет после окончания срока действия сертификата соответствия.

Признание иностранных сертификатов соответствия на продукцию. Признание иностранных сертификатов соответствия на продукцию включает:

- подачу заявки на признание иностранного сертификата и документов, прилагаемых к ней;

- анализ полученных материалов;

- идентификацию продукции;

- принятие решения о возможности признания иностранного сертификата или обоснование отказа и изложение предлагаемых процедур сертификации;

- переоформление иностранного сертификата на национальный сертификат соответствия и его регистрацию.

Все прилагаемые документы, изданные на иностранном языке, должны сопровождаться аутентичным переводом на белорусском или русском языке. Состав и содержание документов устанавливается в порядке сертификации конкретной продукции.

Рассмотрение всех документов, полученных органом по сертификации, и идентификация продукции проводится в срок до 5 дней. По результатам рассмотрения документов принимается решение, которое доводится до заявителя (в случае отрицательного решения - письменно с обоснованием отказа или изложением предлагаемых процедур сертификации).

Условием признания иностранного сертификата является правильное и достаточное отражение требований безопасности и других требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в ТНПА на ввозимую продукцию, указанных в иностранном сертификате, а также положительные результаты идентификации продукции.

Переоформление иностранного сертификата на национальный сертификат соответствия на продукцию серийного и массового производства, а также выпускаемую партиями, осуществляется при условии подачи заявки на признание изготовителем продукции.

Сертификат соответствия распространяется только на продукцию, поставляемую по прямым договорам с изготовителем либо по договорам с его официальным уполномоченным представителем в Республике Беларусь.

Признание иностранного сертификата соответствия на отечественную продукцию серийного и массового производства включает и проведение инспекционного контроля.

Порядок продления срока действия сертификата соответствия. Не менее чем за полтора месяца до окончания срока действия сертификата соответствия на серийную продукцию заявитель направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат, письмо о продлении срока действия сертификата соответствия. К письму прилагаются:

- протоколы последних периодических испытаний, содержащие все показатели, контролируемые при сертификации продукции;

- справка, подписанная руководством изготовителя, о наличии претензий и рекламаций за период действия сертификата соответствия, их причинах и принятых мерах;

- акты проверок качества и безопасности продукции, ее производства уполномоченными на это органами в период действия сертификата соответствия.

Орган по сертификации рассматривает и анализирует полученные материалы, а также акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если с момента его проведения не прошло 6 месяцев), и принимает решение о продлении срока действия сертификата или проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, о чем письменно сообщает заявителю не позднее 10 дней со дня получения письма о продлении срока действия сертификата соответствия.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия. Действие сертификата соответствия на серийную (массовую) продукцию продлевается на три года.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата соответствия и письменно информирует об этом заявителя.

Для продления срока действия сертификата соответствия, выданною на партию продукции, нереализованной полностью до окончания действия сертификата, заявитель за две недели до окончания срока действия сертификата соответствия направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат, письмо о продлении срока действия сертификата с указанием точного количества нереализованной продукции, оставшейся на момент отправки письма, срока ее годности.

Запись о продлении срока действия сертификата соответствия производится органом по сертификации на подлиннике сертификата соответствия и на соглашении по сертификации (на серийную продукцию) в экземплярах органа по сертификации и изготовителя (продавца) и заверяется подписью руководителя органа по сертификации и печатью. Аналогичная запись производится также на копии сертификата соответствия, входящей в комплект документов, хранящийся в органе по сертификации, проводившем сертификацию, и вносится в журнал регистрации выдачи сертификатов соответствия органа по сертификации.

Продление срока действия сертификата соответствия по заявке торговой организации осуществляется на копии сертификата соответствия, находящейся у продавца. Сведения о продлении отдельных позиций для торговых организаций находятся в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия.

Копирование сертификатов соответствия. Копирование сертификатов соответствия производится только с подлинника сертификата соответствия и с использованием специально защищенных бланков для копий установленного образца органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, и заверяется его печатью.

Бланки копий сертификатов соответствия являются документами, подлежащими учету в установленном порядке.

Копии сертификатов соответствия на продукцию изготавливаются по заявке владельца подлинника сертификата соответствия или другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, реализующего указанную в сертификате соответствия продукцию, которому владелец подлинника сертификата соответствия временно передал права на оформление копий сертификата соответствия.

Неотъемлемой частью заявки является обоснование заказываемого количества копий сертификата соответствия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие продукцию (для которой наличие сертификата соответствия должно подтверждаться представлением его копий), передают покупателю вместе с продукцией, подлежащей дальнейшей продаже, необходимое количество копий сертификатов соответствия с указанием на свободном поле копий следующих сведений:

- наименование покупателя (последующего продавца);

- объем партии продукции;

- номер товарно-транспортной накладной или другого товаросопроводительного документа на партию продукции.

Указанные продавцом на копиях сертификатов соответствия сведения заверяются подписью ответственного лица, юридическою лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при ее наличии) с указанием даты их занесения.

При нарушении порядка передачи копий сертификатов соответствия сертификаты отменяются. Об этом уведомляется владелец сертификата соответствия, а по сертификатам, оформленным по процедуре признания иностранного сертификата на официального представителя изготовителя продукции, уведомляется об отмене сертификата соответствия изготовитель.

Выдача дубликата сертификата соответствия. Выдача дубликата сертификата соответствия производится при утере (порче) заявителем подлинника сертификата соответствия.

В этом случае заявитель информирует об утере (порче) сертификата соответствия орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, и направляет заявку в произвольной форме на выдачу дубликата сертификата соответствия.

Орган по сертификации рассматривает заявку на выдачу дубликата, а также информацию о качестве и безопасности продукции за период действия утерянного сертификата соответствия, и не позднее 7 дней со дня получения заявки принимает решение о выдаче дубликата или проведении внепланового инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, письменно информируя об этом заявителя.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о выдаче дубликата сертификата соответствия.

На бланке дубликата сертификата соответствия в графе «Особые отметки» указывается дата выдачи дубликата.

При отрицательных результатах внепланового инспекционного контроля принимается решение об отмене сертификата соответствия, письменно информируя об этом заявителя и направляя ему акт внепланового инспекционного контроля. После устранения обнаруженных в ходе внепланового инспекционного контроля несоответствий заявитель может подать заявку па проведение повторной сертификацию продукции.

Дубликат сертификата соответствия регистрируется под тем же номером, что и подлинник, при этом в правом верхнем углу бланка сертификата соответствия проставляется штамп «ДУБЛИКАТ».

Дубликаты сертификатов соответствия продлению не подлежат. На остатки партии оформляется новый сертификат соответствия.

Информация о выдаче дубликата сертификата соответствия вносится в реестр Системы подтверждения соответствия.

Рассмотрение жалоб (апелляций). При наличии спорных вопросов жалобы (апелляции) на деятельность органа по сертификации, проводившего сертификацию продукции, рассматривает Национальной орган по оценке соответствия Республики Беларусь или Апелляционный Совет. Срок рассмотрения жалоб и апелляций - две недели со дня получения.

Апелляционный Совет устанавливает срок решения спорных вопросов и в случае необходимости назначает проверку специально сформированной для этой цели независимой комиссией.

Декларирование - одна из форм обязательного подтверждения соответствия. Оно во многом аналогично сертификации продукции, осуществляется заявителем (изготовителем или продавцом продукции) по следующей схеме (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Порядок проведения декларирования соответствия

 

Вопросы для самоконтроля

1 С какой целью сертифицируют продукцию?

2 Каков механизм сертификации продукции?

3 В чем сущность декларирования соответствия продукции?

4 Какой документ выдается по результатам сертификации?

5 Каковы действия заявителя по утере сертификата?

6 Каков порядок сертификации иностранной продукции?

7 Как решаются споры по сертификации продукции?

8 Каков порядок продления срока действия сертификата?

 

Сертификацию услуг проводят органы по сертификации услуг или Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь.

Сертификация услуг может быть обязательной (согласно требований законодательства и утвержденного перечня) или добровольной (по инициативе заявителя согласно выбранной им схемы).

Этапы проведения сертификации услуг включают (рисунок 2.3).


Рисунок 2.3 - Порядок проведения сертификации услуг

 

Технология работы по выделенным этапам повторяет этапы по сертификации продукции, рассмотренные выше в пункте 2.3.

Остановимся лишь на некоторых особенностях - проведении проверки услуг.

Проверка услуг проводится по специально разработанным программам на соответствие требованиям ТНПА или иных нормативных правовых актов.

Проведение проверки услуг включает:

- оценку исполнителя услуг;

- оценку процесса предоставления услуг;

- проверку результата предоставления материальных и социально-культурных услуг.

Оценка исполнителя услуги предусматриваем проверку наличия документов, подтверждающих профессиональную подготовку персонала, наличие соответствующей квалификации и практической подготовки, профессионализма, мастерства, знание требований ТНПА, технологических документов на услуги, этичность поведения, точность и своевременность, полноту исполнения услуг.

Оценка процесса предоставления услуг предусматривает проверку наличия и состояния ТНПА, технологической документации, необходимых для предоставления услуг; наличие соответствующего технологического оборудования: наличие соответствующей МТБ; наличие соответствующего персонала; обеспечение условий обслуживания потребителей и пр.

Проверка результата предоставления материальных услуг основывается на оценке образцов, которые отбираются согласно установленных правил и оформляются протоколом.

Проверку результата предоставления социально-культурных услуг проводят посредством экспертных оценок, социологических обследований, по результатам которых оформляется протокол.

По итогам проверки услуг составляется акт, в котором указываемся о соответствии или несоответствии услуги установленным требованиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какова цель сертификации услуг?

2 Каков механизм сертификации услуг?

3 Какой документ выдастся по результатам сертификации?

4 Каковы действия сторон по утере сертификата?

5 Как проводится оценка исполнителя услуги?

6 Как оценить процесс предоставления услуг?

7 В чем сущность процедуры проверки результата услуг?

 

 

Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Сертификация систем менеджмента качества в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон, что организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции, соответствующей требованиям потребителей и обязательным требованиям. Кроме того, она проводится с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

Сертификация систем менеджмента качества осуществляется органами по сертификации систем менеджмента качества, аккредитованными в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Беларусь, и проводится по инициативе организации или в случае, когда это предусмотрено схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.

При проведении сертификации систем менеджмента качества должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну организации.

По желанию организации перед сертификацией системы менеджмента качества органом по сертификации проводится предварительный аудит системы менеджмента качества.

Результаты предварительного аудита системы менеджмента качества могут быть учтены органом сертификации в случае проведения аудита системы менеджмента качества при ее сертификации позднее чем через шесть месяцев после проведения предварительного аудита.

Сертификация систем менеджмента качества включает:

- представление заявки на сертификацию; а анализ документов системы менеджмента качества;

- аудит системы менеджмента качества;

- рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче сертификата;

- инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества;

- иные действия, вытекающие из предыдущих.

Представление заявки на сертификацию. Организация, претендующая па сертификацию системы менеджмента качества, направляет орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку, исходную информацию, анкету-вопросник, руководство по качеству, документы системы менеджмента качества.

Состав документов системы менеджмента качества определяется органом по сертификации.

При наличии нескольких органов по сертификации с требуемой областью аккредитации организация вправе обращаться в любой из них. При отсутствии органа по сертификации с соответствующей областью аккредитации организация должна обратиться в Госстандарт, который примет решение по проведению сертификации системы менеджмента качества данной организации.

Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение пяти дней после ее регистрации.

Принятие решения по заявке включает:

- принятие заявки к исполнению при совпадении заявленной области деятельности заявителя с областью аккредитации органа по сертификации;

- отказ в принятии заявки и направление ее в Госстандарт (с извещением заявителя) при несовпадении заявленной области деятельности заявителя с областью аккредитации органа по сертификации.

При принятии заявки к исполнению орган по сертификации должен ее зарегистрировать.

Анализ документов системы менеджмента качества. Для проведения сертификационных работ орган по сертификации должен назначить приказом группу по аудиту, состоящую из руководителя группы и экспертов-аудиторов. В состав группы по аудиту не должны входить специалисты, которые оказывали данной организации консалтинговые услуги по созданию системы менеджмента качества в течение последних двух лет.

В группу по аудиту должен входить эксперт-аудитор с подтвержденной компетентностью в оцениваемой области деятельности организации. К работе при необходимости могут привлекаться внештатные эксперты-аудиторы и технические эксперты в оцениваемых областях деятельности. В группу по аудиту могут включаться стажеры, но они должны проводить работы под руководством экспертов-аудиторов.

В состав группы по аудиту не включаются представители заявителя, проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

Заявитель должен быть заблаговременно проинформирован о составе группы по аудиту, которая будет проводить оценку системы менеджмента качества, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них.

Заявитель имеет право требовать замены членов группы по аудиту по объективным причинам (член группы по аудиту работал ранее в проверяемой организации, оказывал ей услуги по консалтингу, неэтичное поведение при проведении аудитов). Отказ от кого-либо из членов группы по аудиту должен быть аргументирован и обоснован.

Анализ документов системы менеджмента качества должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита и включать:

- рассмотрение и анализ заявки;

- анализ исходной информации и анкеты-вопросника;

- анализ руководства по качеству;

- анализ обязательных документированных процедур, документов организации, необходимых для управления процессами (описаний процессов и др.).

В обоснованных случаях анализ документов системы менеджмента качества может быть отложен до момента начала проведения аудита непосредственно в организации, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита.

Если документы системы менеджмента качества признаются неадекватными требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, то руководитель группы по аудиту информирует об этом заявителя. Руководитель группы по аудиту должен принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока несоответствия в документации будут устранены.

Результаты анализа документов системы менеджмента качества оформляются в акте по результатам экспертизы документов системы менеджмента качества, в котором отражаются результаты анализа заявки, исходной информации, анкеты-вопросника и документов системы менеджмента качества и делается заключение по результатам анализа.

В акте по результатам экспертизы документов системы менеджмента качества устанавливаются сроки устранения замечаний к документам, но не более шести месяцев. Акт утверждается руководителем органа по сертификации, подписывается руководителем и членами группы по аудиту.

Акт составляется в двух экземплярах: один остается в органе по сертификации, второй передается заявителю.

Организация обязана представить в орган по сертификации документы, подтверждающие устранение выявленных в документации системы менеджмента качества несоответствий. Подтверждающие документы анализируются членами группы по аудиту.

Аудит системы менеджмента качества. Началом работ по аудиту системы менеджмента качества организации является разработка плана аудита, который разрабатывает руководитель группы по аудиту.

План аудита системы менеджмента качества должен содержать:

- цели аудита;

- критерии аудита и ссылочные документы;

- область аудита, включая идентификацию подразделений и процессов, которые будут проверяться;

- дату и место проведения аудита;

- временной график аудита (предполагаемое время начала и продолжительность аудита, совещаний с руководством и совещаний группы по аудиту);

- распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;

- список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту (при необходимости);

- требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению (при необходимости).

План аудита системы менеджмента качества должен допускать внесение в него изменений в ходе аудита, а также обеспечивать эффективное использование квалификации членов группы по аудиту с учетом их компетентности.

План аудита системы менеджмента качества должен быть утвержден руководителем органа по сертификации, подписан руководителем группы по аудиту и согласован с ответственным за проведение аудита в организации (руководителем проверяемой организации или ответственным за функционирование системы менеджмента качества).

План аудита должен быть согласован и представлен проверяемой организации до начала аудита.

Группа по аудиту должна подготовить рабочие документы для регистрации результатов аудита. Рабочие документы должны содержать:

- контрольные листы;

- формы протоколов несоответствий;

- формы протоколов совещаний.

Контрольные листы должны обеспечивать получение выводов (наблюдений аудита) на основании сопоставления свидетельств аудита с критериями аудита.

Аудит системы менеджмента качества включает:

- предварительное совещание;

- сбор и верификацию информации;

- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;

- подготовку заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание.

Предварительное совещание проводится с целью:

- представления членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации;

- рассмотрения цели, области и критериев аудита;

- предоставления краткого обзора плана аудита;

- ознакомления с методами аудита, составления отчетов, включая классификацию несоответствий;

- определения официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемой организации;

- определения необходимых средств, предоставляемых в распоряжение группы по аудиту;

- ознакомления с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности для группы по аудиту;

 

 

- предоставления возможности проверяемой организации обсудить вес вопросы, относящиеся к аудиту. Предварительное совещание проводится с ведением протокола.

Во время аудита информация, относящаяся к целям, области и критериям аудита, включая информацию о взаимодействии подразделений, деятельности и процессах, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Обследование должно проводиться методом опроса работников организации, наблюдения за деятельностью, анализа документов. Информация, полученная в процессе сбора, должна быть верифицирована путем сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчетов и др.).

Свидетельством аудита является только верифицированная информация. Для получения выводов (наблюдений аудита) свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть зарегистрированы в контрольных листах. Группа по аудиту должна проанализировать свидетельства аудита, решить, какие из них должны быть представлены как свидетельствующие о несоответствиях, и определить значимость несоответствий.

При разделении несоответствий на категории группа по аудиту учитывает их вид. Влияние па качество, а также является ли несоответствие единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.

Несоответствия могут быть существенными и несущественными. Существенное несоответствие - это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо требования (критерия) системы менеджмента качества либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, длительного времени или которое существенно повлияет на качество продукции.

Несущественное несоответствие - это упущение в выполнении установленных требований (критериев) либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого не связано с изменением организационной структуры организации, большими материальными затратами и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение месяца с момента выявления.

Окончательное решение о категориях несоответствий принимает руководитель группы по аудиту.

Существенные и несущественные несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, в которых обнаруженные несоответствия идентифицируются с требованиями, установленными в ТНПА или документах на систему менеджмента качества организации.

Протоколы несоответствий должны быть рассмотрены руководителем группы по аудиту совместно с руководителем организации или представителем руководства организации, ответственным за функционирование системы качества.

Протокол несоответствий должен содержать следующую информацию:

- проверяемое структурное подразделение организации или должностное лицо;

- требование ТНПА на систему менеджмента качества или документа системы менеджмента качества;

- установленное несоответствие и его категория;

- содержание корректирующего действия и срок проведения;

- отметка о проведенных корректирующих действиях;

- подписи руководителя организации и руководителя группы по аудиту.

На основании результатов анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества.

В результате аудита системы менеджмента качества возможны следующие выводы:

- система менеджмента качества соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит;

- система менеджмента качества не соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит.

Система менеджмента качества признается соответствующей TIII1А на систему менеджмента качества, если:

- несоответствия отсутствуют;

- имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления;

- обнаружены менее трех существенных и несущественные несоответствия.

В этом случае руководитель группы по аудиту совместно с руководителем организации определяют сроки устранения несоответствий в системе менеджмента качества (не более шести месяцев).

Система менеджмента качества признается не соответствующей ТНПА, если она содержит три и более существенных и несущественные несоответствия. В этом случае оценка системы менеджмента качества организации осуществляется после устранения всех несоответствий (не ранее чем через шесть месяцев).

На заключительное совещание руководству проверяемой организации доводятся несоответствия, выявленные при аудите, в порядке их значимости, предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, аспекты, нуждающиеся в улучшении.

Заключительное совещание должно проводиться с ведением протокола.

По результатам аудита системы менеджмента качества с учетом результатов заключительного совещания составляется акт установленной формы, который подписывается руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами, утверждается руководителем органа по сертификации и представляется для ознакомления руководству организации. Заявитель ставит отметку об ознакомлении с актом.