Тема: ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ

Лекция №23

Охрана поверхностных вод

Программой намечалось выполнение 91 мероприятия по охране поверхностных водных объектов. Среди наиболее значимых мероприятий – реконструкция и строительство очистных сооружений канализации (далее – ОСК) в городах Верхнем Уфалее, Карабаше, Юрюзани, Сатке, Бакале, Златоусте, Катав-Ивановске, Кыштыме, Чебаркуле, Челябинске, Южноуральске, Копейске.

При выполнении запланированных мероприятий в полном объеме общее сокращение сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод ожидалось не менее 32 млн м3 в год. Основной экологический эффект ожидался от ввода второй очереди левобережных очистных сооружений хозбытовых сточных вод с комплексом доочистки в г. Магнитогорске (сокращение сброса недостаточно очищенных сточных вод на 25,5 млн м3 в год в р. Урал), от реализации мероприятий в ОАО «Уфалейникель», ОАО «Златоустовский металлургический завод».

В отчетный период выполнялись 56 мероприятий по сокращению сбросов загрязненных сточных вод в водоемы на территориях 25 муниципальных образований.

Расходы на реализацию водоохранных мероприятий составили 383,3 млн руб. (7 % от объема капитальных расходов Программы). Из них 23 % составили расходы областного бюджета, 30 % – местных бюджетов, 40 % – средства предприятий.

Работы велись на предприятиях Златоуста, Миасса, Троицка, Трехгорного, а также на 26 объектах муниципальной собственности – очистных сооружениях хозяйственно-бытовой канализации.

В основном за счет местного бюджета выполнено проектирование для 18 ОСК. Полностью или в объеме отдельных узлов ОСК выполнены работы в городах Еманжелинске, Верхнеуральске, Миассе, Миньяре, Озерске, Чебаркуле, Челябинске, Южноуральске; с. Фершампенуаз. На остальных объектах в основном за счет местного бюджета и средств предприятий выполнялись подготовительные работы и текущий ремонт.
С участием областного бюджета велись строительство или реконструкция очистных сооружений канализации с. Фершампенуаз, городов Верхнеуральск, Миасс, Челябинск, Южноуральск; канализационных коллекторов Миасса, курорта Кисегач, п. Увельский, п. Лазурный, Красноармейского района; строительство тоннеля самотечного коллектора в городе Златоусте.

С целью снижения влияния загрязненного стока на качество воды Аргазинского водохранилища за счет областного бюджета разработан технический проект реабилитации р. Сак-Элга, Рыжего ручья и р. Аткус с устройством трассы переброски части стока р. Сак-Элга в водный бассейн озер Б. и М. Барны и далее в р. Б. Киалим, станции нейтрализации кислых вод Рыжего ручья, аккумуляционного фильтра для доочистки воды Рыжего ручья до нормативов водоемов рыбохозяйственного назначения, а также созданием гидроботанической площадки с целью снижения загрязнения атмосферы в пойме р. Сак-Элга. Проект является основой для разработки рабочего проекта и последующей реализации реабилитационных мероприятий.

В Федеральное агентство водных ресурсов направлены предложения о включении в заявку на федеральное финансирование разработки рабочей документации реабилитации р. Сак-Элга и строительства сооружений в 2007–2010 гг.

Технический проект находится на стадии прохождения государственной экологической экспертизы. В настоящее время проводятся работы по организации общественных слушаний в целях ознакомления с проектом реабилитации населения г. Карабаша, представителей администрации и заинтересованных организаций и обсуждения проектных решений.

Выполнены следующие водоохранные мероприятия и введены следующие объекты (в сумме 35), в т.ч. в 2005 г. – один объект:

– на Приборостроительном заводе (г. Трехгорный) введены локальные установки для очистки гальванических стоков, выполнены мероприятия по увеличению доли оборотного водоснабжения;

– в ОАО «Троицкая ГРЭС» закончена реконструкция системы гидрозолоудаления (ГЗУ) на оз. Шубаркуль;

– в ОАО «УралАЗ-Энерго» выполнена реконструкция системы гидрозолоудаления;

– в ОАО «ММК» окончена реконструкция системы промливнестока на территории коксохимического производства и выполнено дооборудование блока очистных сооружений, что позволяет повысить надежность оборотного водоснабжения;

– в ОАО «Тургоякское рудоуправление» (г. Миасс) сданы в эксплуатацию очистные сооружения; – в г. Южноуральске завершено строительство блока доочистки второй очереди городских очистных сооружений, пуск блока доочистки планируется в 2006 г.;

– в г. Златоусте внедрена разработанная технология утилизации гальваностоков на 21 предприятии;

– в г. Еманжелинске велись работы по реконструкции городских очистных сооружений;

– в с. Фершампенуаз, Нагайбакского района, в 2005 г. закончена реконструкция очистных сооружений канализации мощностью 1100 м3 в сутки;

– в г. Челябинске выполнена реконструкция здания решеток с заменой оборудования, реконструкция аэрационной системы минерализатора на очистных сооружениях канализации;

– в п. Нязепетровске выполнена реконструкция иловых площадок на ОСК;

– в г. Миассе выполнены работы по замене аварийной нитки напорно-канализационного коллектора длиной 3500 м;

– в п. Лазурный, Красноармейского района, выполнены работы по замене аварийной нитки напорного коллектора длиной 1200 м;

– в п. Увельский, Увельского района, завершены работы по строительству напорного коллектора квартала «Восточный» протяженностью 1830 м, что позволило направить стоки на реконструированные ОСК г. Южноуральска и не строить в поселке станцию биологической очистки;

– на курорте «Кисегач» выполнены реконструкция канализационного коллектора протяженностью 1552 м и строительство канализационных насосных станций № 1, 2.

В результате снижены сбросы загрязненных сточных вод в реки Миасс, Уй, Урал и Юрюзань на млн м3; сбросы загрязняющих веществ в реки Миасс, Ай, озеро Большой Сарыкуль – на 1,2 тыс. т в год.
Не выполнялось 35 мероприятий. Причины – отсутствие средств у муниципальных образований, потеря актуальности мероприятия.
Так, на реконструкцию и строительство 45 ОСК муниципальной собственности было запланировано направить более 1,0 млрд руб., в т.ч. из областного бюджета – около 170,0 млн руб., остальные – из местного бюджета и средств предприятий. Фактически направлено около 180 млн руб. из всех источников (федеральный составляет 10 %, областной – 38 %, местный – 38 %, средства предприятий – 14 %). Недостаток средств не позволил выполнить мероприятия в намеченном объеме. В результате планируемый эффект по снижению сбросов недостаточно очищенных стоков в водные объекты области не достигнут.

Охрана природной среды от загрязнения отходами

В Программу включено 28 мероприятий по разработке и внедрению малоотходных технологий, вовлечению в оборот вторичных ресурсов, упорядочению приема, размещению и утилизации различных видов отходов, сокращению площадей, занятых отходами, рекультивации мест размещения отходов. Среди наиболее значимых:

– строительство девяти полигонов твердых бытовых отходов (далее – ТБО);

– рекультивация 23,2 га земель; сокращение площадей под складирование отходов производства;

– строительство в г. Челябинске мусоросжигательного завода мощностью 150 тыс. т в год ТБО.

Фактически выполнялось 20 мероприятий.
Расходы на реализацию мероприятий по обращению с отходами составили 180 млн рублей (3 % от объема капитальных расходов Программы). Из них 8 % составили расходы областного бюджета, 25 % – местных бюджетов, 67 % – средства предприятий.

Велось строительство и благоустройство полигонов в городах Златоусте, Копейске, Озерске, Сатке, Трехгорном, Южноуральске. Выполнены проекты полигонов в городах Бакале, Карабаше, Усть-Катаве, Аргаяшском районе, проведены проектно-изыскательские работы по строительству полигона по захоронению неутилизированного остатка ТБО для г. Челябинска.

С привлечением средств областного бюджета велись работы по полигонам городов Бакала, Карабаша, Копейска, Сатки, Челябинска, Южноуральска, Аргаяшского района; строительство мусоросортировочной линии в г. Челябинске.

В отчетный период за счет областного бюджета организованы работы по утилизации особо опасных, в т.ч. радиоактивных отходов. В целях снижения и предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления организован вывоз и уничтожение партии пришедших в негодность и бесхозных пестицидов на полигоне в г. Сергиев Посад, Московской области. Оставшиеся на территории области данные отходы планируется уничтожить в 2006–2010 гг.
Введены в эксплуатацию четыре объекта по обращению с отходами, в т.ч. в 2005 г. два объекта:

– ЗАО «Южуралзолото» выполнено наращивание дамб хвостохранилища;

– в Курчатовском районе г. Челябинска построена мусоросортировочная станция мощностью 10000 т в год;

– в г. Озерске в 2005 г. построен могильник для захоронения биологических отходов: оборудованы на городском полигоне железобетонные колодцы емкостью 65,9 м3;

– в г. Сатке в 2005 г. введена в эксплуатацию одна карта полигона ТБО мощностью 21,8 тыс. т в год, рассчитанная на 8 лет эксплуатации.В результате выполнения мероприятий Программы:– рекультивировано 61,0 га нарушенных земель в Варненском районе, предприятиями Южноуральская ГРЭС, ОАО «ММК», в т.ч. в 2005 г. – 6,3 га;– захоронено с соблюдением санитарных норм 60 тыс. м3 ТБО;

– утилизировано 110 тыс. т отходов;

– на специальное хранение отправлено 48 % от общего количества накопленных в учреждениях бюджетной сферы источников ионизирующего излучения с истекшим сроком эксплуатации;

– уничтожено 37 т бесхозных, пришедших в негодность пестицидов, в т.ч. в 2005 г. – 12 т.

Анализ выполненных мероприятий по обращению с ТБО выявил следующие проблемы.

1) При стоимости проекта полигона от 0,8 до 4,5 млн руб. стоимость строительства полигона ТБО мощностью до 70 тыс. м3 в год оценивается в 20–40 млн руб. В 2001–2005 гг. в основном за счет средств местных бюджетов выполнено проектирование полигонов для городов Бакал, Карабаш, Копейск, Озерск, Сатка, Усть-Катав, проектные работы начаты еще для пяти полигонов. С долевым участием областного бюджета начато строительство полигонов в семи муниципальных образованиях области. Без поддержки области для небольших городов и муниципальных районов это практически невыполнимая задача.

Строительство первых очередей мусоросжигательного завода оценивается в 400 млн руб.

2) За размещение отходов на свалках, не отвечающих экологическим требованиям, не начисляются экологические платежи. Природопользователи, в т.ч. муниципалитеты, не платят за загрязнение окружающей среды вследствие незаконного размещения отходов. Тем самым нарушается экономический механизм природопользования, а природопользователи, не имея потребности сокращать расходы за загрязнение окружающей среды отходами, не создают объекты сортировки, переработки, утилизации отходов и санкционированного складирования отходов.

Губернатором Челябинской области поставлена задача: разработать в 2006 г. концепцию обращения с ТБО на территории Челябинской области и мероприятия по ее реализации, начиная с 2007 г. В концепции и перечне мер планируется учесть названные проблемы.