Лекция № 7 Территории внешнего транспорта
Примеры компоновки жилых групп
- Открытая(Кресто- и Т-образные дома – жилые группы), г. Вильнюс
2, 3,4 Полузамкнутая(С.-Петербург, Васильевский остров)
5 . Замкнутая(г. Эребру, Швеция)
Железнодорожный транспорт.
Правильный выбор транспортной зоны имеет большое значение для дальнейшего развития территории города. Разделение селитебной территории на отдельные районы" железной дорогой является нежелательным. Поэтому, решая вопрос размещения полосы отвода железной дороги, необходимо стремиться расположить ее на периферии селитебной территории, касательно к ней с той стороны, в направлении которой не предусматривается дальнейшее развитие селитьбы.
Такое размещение железной дороги позволит соединить пассажирскую станцию железнодорожными путями с грузовой станцией, непосредственно обслуживающей городское население и промышленность, не пересекая жилых районов.
Пассажирские станции и вокзалы располагают по возможности недалеко от центральной части города, грузовые — на его периферии, но с учетом равномерного обслуживания всех районов (радиус обслуживания 2,5—5 км).
Малым населенным местам присущи небольшие пассажирские и товарные станции, часто совмещенные в одном комплексе. Обычно все они проходного типа, но не исключена возможность устройства в отдельных случаях тупиковых или тупиково-проходных железнодорожных станций.
Все железнодорожные станции располагаются на горизонтальных и прямых участках железнодорожных путей. В затруднительных случаях допускается уклон продольного профиля станций не более 2,5%0 и кривые (в одну сторону) радиусом не менее 600 м. (для линий III категории). Длина полосы отвода железнодорожных станций в зависимости от назначения последних колеблется от 1200 до 1600 м, ширина —в пределах 100—300 м.
Ширина полосы отвода для устройства железнодорожных путей на подходах к станциям в пределах населенных мест должна быть не менее 16 м, вне населенных — не менее 25 м.
Обслуживание промышленных районов или групп предприятий производится промышленными железнодорожными станциями общего пользования. Продольный уклон электрифицированных подъездных путей к промышленным предприятиям допускается до 40, при других видах тяги — до 30%0.
Трасса железнодорожных путей в пределах города должна быть, по возможности, наименьшей протяженности с радиусом на закруглениях не менее 1000 м в легких условиях рельефа, и 400—500 м — в трудных условиях.
Железнодорожные пути следует отделять от жилой застройки зеленой полосой шириной не менее 50 м. Вдоль железной дороги в необходимых случаях устраивают городскиепроезды.
Водный транспорт. При расположении населенного места у судоходной реки, на берегу моря или озера предусматривается возможность устройства сооружений водного транспорта (вокзал, причальные линии, склады, мастерские и др.). При этом учитывают, что прибрежная полоса портовых устройств должна быть шириной не менее 150—200 м.
Портовые сооружения и устройства целесообразно размещать за пределами селитебной территории и отделять от жилых районов озелененной санитарно-защитной зоной.
От характера и размеров грузооборота и пассажирских перевозок зависят размеры портовой территории, распределенной на отдельные зоны по назначению — пассажирская, грузовая, отстой и ремонт судов и др.
-Площадь береговой части порта рассчитывается по нормам— 150—250 м2 на 1 пог. м причальной линии для морских портов и 150—200 м2—для речных портов. Для небольших городов с населением до 50 тыс.,> чел. можно считать достаточной территорию порта в пределах 30—50 га.
Необходимо предусмотреть автодорожную связь порта с центром города, а также устройство подъездной железнодорожной ветки, соединяющей порт с железнодорожной станцией общего пользования, с обходом жилых районов.
Пассажирский район портовых сооружений размещается ближе к центральной части города. Остальные сооружения порта размещаются на периферии или за пределами города с подветренной стороны и ниже по течению с учетом возможности подведения к ним железнодорожных путей и автомобильных дорог.
Все части порта должны иметь удобную транспортную связь с городом. Вокзал должен быть хорошо связан с основными городскими магистралями, в частности с магистралями, соединяющими порт с центром города и железнодорожным вокзалом.
Портовую территорию следует окружить полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м.
Автомобильный транспорт. Из сооружений внешнего автомобильного транспорта предусматривают автовокзалы, станции обслуживания, грузовые автостанции, гаражи и заправочные пункты.
Трассу автомагистралей внешнего транспорта транзитного характера предпочтительно размещать вне пределов населенного места. При этом связь города с автомагистралями обеспечивается подъездными автодорогами.
Для автовокзала требуется территория 0,3—0,5 га. Для станций обслуживания и грузовых автостанций, располагаемых на периферии города, необходима территория от 1 до 5 га. Заправочные пункты вписываются в габариты уличной сети или кварталов.
Автовокзалы междугородных автомобильных линий в малом городе целесообразно размещать вблизи центра города. Допускается расположение автовокзала смежно с железнодорожным вокзалом. В случае расположения автомобильного и железнодорожного вокзалов в различных концах города они должны быть связаны городскими магистралями друг с другом.
Автомобильные станции технического обслуживания располагаются на периферии города, вблизи выходящих из него автомобильных дорог.
Грузовые автомобильные станции должны располагаться вблизи основных потребителей грузов, перевозимых автотранспортом. Поэтому местом расположения грузовой автостанции может быть промышленный район, складской район или грузовая станция железной дороги (в случае перевалки грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно). Грузовая станция должна быть удобно связана с автомобильными дорогами, чтобы внешний грузовой автомобильный транспорт при движении на станцию и со станции не проходил через селитебную территорию.
Гаражи внешнего автомобильного транспорта располагаются вне селитебной территории. Гаражи грузового транспорта наиболее целесообразно размещать в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и складов.
Воздушный транспорт. Сооружения воздушного транспорта размещаются за пределами застройки города, на расстоянии не ближе 5 и не далее 15 км. В связи с этим аэропорт в большинстве случаев не показывается на генеральном плане.
Территория аэропорта большого города велика—• от 100 га и более, а при пользовании реактивными самолетами достигает 600 га; длина взлетно-посадочных полос—1200—1500 м и более. Помимо площади, необходимой непосредственно для летной и наземной служебной части аэропорта, нужна также территория для строительства жилых и общественных зданий служебного персонала. Надо обеспечить автодорожную связь аэропорта с городом, установить пределы и высоту застройки на подходах к аэропорту.
В небольших населенных пунктах, где аэропортов нет, но возможно устройство аэродромов для самолетов и вертолетов местных авиалиний или для учебных надобностей, выбирают площадки с подветренной стороны и с уклонами от 5 до 30%.
Дли использования вертолетного транспорта в центральной части города следует наметить площадку для взлета и посадки вертолетов. Такие же площадки могут быть размещены и вблизи железнодорожного и аэровокзалов. Ориентировочные размеры площадок: постоянных—1 —1,5 га, временных — 0,5— 1,0 га. Наиболее желательная форма площадок — круг или квадрат.
Проектирование сети магистральных улиц и размещение площадей
Определив положение общегородского центра населенного места и других наиболее посещаемых населением пунктов, приступают к проектированию магистральных улиц, прокладываемых в направлении ожидаемых наибольших потоков внутригородского транспорта и пешеходов.
Удачное решение генерального плана города заключается прежде всего в правильном начертании уличной сети и соответствии ее основных магистралей размерам движения не только в настоящем, но и в будущем (рис. 1).
Рис. 1. Схема сети городских улиц.
Рационально запроектированная уличная сеть должна:
а) обеспечивать наиболее удобную связь районов города между собой;
б) создавать условия наилучшей пешеходной доступности к главнейшим центрам притяжения (предприятиям, учреждениям, вокзалам, местам отдыха и т. п.);
в) обеспечить связь города с пригородной зоной и ее дорожной сетью.
Улицы в городе, в зависимости от их назначения, могут быть следующих категорий:
1) магистрали общегородского значения;
2) магистрали районного значения
3) жилые улицы местного значения;
Магистрали общегородского значения связывают друг с другом основные пассажиро- и грузообразующие и поглощающие пункты города: жилые районы, промышленные предприятия, городские и районные центры, железнодорожный и автомобильный вокзалы, складские территории и т. п.
Магистрали районного значения обслуживают движение внутри отдельных районов города и связывают микрорайоны между собой с районным центром или магистралью общегородского значения. Жилые улицы предназначены для местного движения, связанного с обслуживанием жителей микрорайона.
Рис. . Профили городских улиц.
Начиная проектировать уличную сеть города, следует выделить основные пункты тяготения населения и связать их между собой, по возможности, кратчайшим путем, избегая при этом сложных пересечений (пересечений двух улиц под острым углом, пересечения трех улиц в одной точке и т. п.). Следует проверить, не противоречат ли выбранные трассы улиц условиям рельефа и водоотвода.
Протяженность пешеходного подхода к трассам общественного транспорта принимается 300—500 м. Исходя из этого, магистральные улицы проектируют на расстоянии 600—1000 м одна от другой.
Некоторые магистральные улицы, проходящие через центр города или вливающиеся в центральную площадь, приобретают характер главных улиц, на которых, так же как и на центральной площади, размещают здания культурно-бытового обслуживания населения. Транзитное движение транспорта на главных улицах исключается. В связи с большим пешеходным движением в центральной части города здесь может быть организован пешеходный центр или отдельные пешеходные улицы, исключающие движение внутригородского общественного транспорта и автомашин индивидуального пользования. Выделяют магистрали, предназначенные для грузового движения, а также городские дороги, служащие продолжением внешних автомагистралей. Они отделяются от жилой застройки защитными полосами зеленых насаждений.
Намечая направление и ширину магистральных улиц, строго придерживаются общих правил проектирования городских улиц, дорог и площадей. Габариты улиц помещены в табл. 1
Таблица 1