ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕКОНСТРУКЦИИ

Озеленение

Регулирование ветрового режима

Обеспечение инсоляции жилых помещений

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕКОНСТРУКЦИИ

План лекции

Лекция 16. Оптимизация городской среды в условиях реконструкции жилого фонда

16.2. Разделение промыш­ленных и жилых зон

16.3. Учет санитарно-гигиениче­ских требований при реконструкции существующего жилого фонда

16.3.1. Снижение концен­трации вредных выбросов и шума от автотранспорта

16.4. сохранение ар­хитектурно-градостроительного на­следия

 

 

Одним из важнейших направ­лений преобразования крупнейших и крупных городов являются улучше­ние гигиенических качеств историчес­ки сложившихся районов жилой заст­ройки, создание в них здоровой среды проживания. Эта проблема получает эффективное разрешение в процессе комплексной реконструкции города на основе согласованного по этапам реализации решения всей совокупности задач, связанных с обеспечением ком­фортных условий труда, быта, отдыха населения и совершенствованием ар­хитектурно-планировочной структуры старых районов в свете современных социальных, градостроительных и эко­логических требований.

Реконструкция городов в современ­ном градостроительстве приобретает все большее значение. Деятельность, связанную с реконструкцией городов, было бы неправильно сводить лишь к ликвидации качественно устаревших зданий и сооружений и замене их но­выми. Реконструкция — это более сложное и комплексное понятие. Глав­ная задача реконструкции — устранить несоответствие между ранее сложив­шейся планировочной структурой и но­выми требованиями развития общества. Реконструкция предусматривает после­довательное преобразование всей жиз­ненной городской среды с целью по­вышения ее качества.

 

На основе комплексной оценки сос­тояния окружающей городской среды и общей концепции перестройки плани­ровочной структуры города выявляются основные требования по оптимизации городской среды. Эти требования диф­ференцируются в соответствии с уров­нями проектирования: генеральный план города, проект детальной плани­ровки района и проект застройки кварта­лов — жилых комплексов с выделением определенного круга задач на каждом уровне (табл. 16.1).

Таблица16. 1

Градостроительные мероприятия по оздоровлению реконструируемых районов

 

Уровень территории   Учет основных факторов окружающей среды     Градостроительные мероприятия по оздоровлению реконструируемых районов
  Город   Комплексная оценка, включающая: оценку загрязненности воздушного и водного бассейнов и шумового режима города, обусловленного влиянием промышленных зон, от- дельных промышленных предприятий, ТЭЦ, аэропортов, плотностью улично-дорожной сети, характером движения и др.     Совершенствование планировочной структуры городских образований на основе четкого функционального зонирования — определение перспективного назначения района (жилой, смешанный, нежилой)
  Определение фоновых микроклиматических различий, обусловленных относительно крупными формами рельефа, крупными водоемами, характером массивов застройки и т. п.   Создание комплексных промышленных узлов и районов, обеспечивающих рациональное использование городской территории, а также наиболее экономически эффективную утилизацию и комплексную переработку производственных отходов
  Ландшафтно-экологический анализ территории с учетом имеющихся крупных зеленых массивов, элементов рельефа, водоемов и т. д.   Совершенствование систем внутригородского и внешнего транспорта, направленное на снижение его негативного воздействия на шумовой режим и загрязненность воздушного бассейна города. Формирование единой системы озелененных территорий города и прилегающих к нему пригородных территорий на основе выявления оптимальных соотношений застроенных и озелененных пространств
  Жилой район   Определение показателей состояния окружающей среды (загрязненность атмосферного воздуха, микроклиматические условия, акустический режим и др.) на основе данных комплексной оценки состояния окружающей среды города и его отдельных районов (зонирование территории города по «проблемным ситуациям»)     Организация санитарно-защитной зоны между жилым районом и промышленными предприятиями (при ее наличии — совершенствование планировочной организации, озеленение и благоустройство). Вынос из жилого района мелких предприятий, складов, баз в городские промышленные районы и коммунально-складские зоны.
  Упорядочение сети магистралей (трассировки скоростных и грузовых дорог в обход жилых районов, минимальное число пересечений жилых районов магистральными улицами непрерывного и регулируемого движения и др.). Формирование развитой системы озелененных территорий, связывающих общественную и жилую застройку, жилые районы с зонами отдыха и др.
  Группа кварталов (жилой комплекс) Детальный анализ распространения вредных автотранспортных выбросов и шума от прилегающих автомобильных улиц и магистралей. Детальный анализ ветрового и температурного режима жилой территории, обусловленного приемами и элементами планировки, застройки и озеленения. Определение инсоляционного режима жилой территории и помещений обусловленного ориентацией зданий и их внутренней планировкой, а также размещением элементов озеленения и благоустройства.   Обновление планировки и застройки кварталов (упорядочение сети улиц и пешеходных связей, системы застроенных и озелененных территорий, приемов архитектурно-пространственной организации застройки). Модернизация жилого фонда (перепланировка квартир, изменение назначения зданий, снос малоценного в гигиеническом и архитектурном отношении жилого фонда и др.)

 

 

16.2. Разделение промыш­ленных и жилых зон

 

Разработка комплекса мероприя­тий, способствующих оздоровлению окружающей среды в застройке ста­рых районов, находится в прямой за­висимости от типов рассматриваемых жилых районов (центральные, промышленно-селитебные, новые перифе­рийные районы, пригородные насе­ленные места).

Особенно неблагоприятные усло­вия складываются в жилых районах, расположенных смежно с промышлен­ной зоной, где дискомфортные усло­вия, вызываемые чрезмерной плотно­стью жилой застройки и как следствие отсутствием нормальной инсоляции и проветривания (аэрации) жилых поме­щений и территорий, усугубляются от­рицательным воздействием рядом рас­положенных промышленных предприя­тий (загрязнение атмосферы вредными выбросами, шум, вибрации и др.).

В соответствии с этим на первом этапе исследований следует выяснить, возможно ли в данных условиях сосу­ществование промышленности и жилья, и если возможно, то в какой форме. Оптимальное решение выбирается из нескольких вариантов: или из райо­на полностью выносят промышленные предприятия и он становится чисто жилым, или выносят главным образом жилье и развивается промышлен­ность, или оказывается допустимым в определенной форме и определенных пропорциях сосуществование жилья и промышленности. В различных райо­нах, имеющих смешанную структуру, решение этого вопроса будет само­стоятельным, зависящим от конкрет­ных условий.

При реконструкции смешанных по своей функциональной структуре цент­ральных районов крупного города осо­бое значение имеет решение вопроса упорядочения размещения промыш­ленности и улучшения планировки про­мышленных зон. Это может быть до­стигнуто:

· вынесением за пределы рассмат­риваемого района предприятий с вред­ным в санитарном отношении и шум­ным производством, требующих боль­ших зон санитарного разрыва, а также предприятий с малоценными фондами, в реконструкцию которых предполага­ется вложить значительные средства; благоустройством промышленных зон и крупных участков промышлен­ных предприятий с упорядочением се­ти подъездных дорог, инженерных коммуникаций, созданием санитарно-защитных зон и различных видов озе­ленения;

· уменьшением вредных выбросов в атмосферу и снижением уровня шума в результате модернизации техноло­гии производства.

К основным положениям рекон­струкции собственно застройки в гра­ницах жилой зоны относятся:

· вынесение из жилой зоны всех объектов, оказывающих неблагопри­ятное воздействие на окружающую среду: складские промышленные пред­приятия, гаражи, коммунально-склад­ские зоны, транзитные транспортные магистрали и др.;

· снижение существующего высокого процента застройки до оптимального, определенного санитарно-гигиениче­скими требованиями.

Особенно трудные задачи по улуч­шению окружающей среды возникают на стадии комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки, где основной целью является преобра­зование старой переуплотненной за­стройки в современные жилые обра­зования, обеспечивающие комфортные условия проживания.

16.3. Учет санитарно-гигиениче­ских требований при реконструк-ции существующего жилого фонда

К основным санитарно-гигиениче­ским требованиям при реконструкции существующего жилого фонда отно­сятся: обеспечение инсоляции жилых помещений и территорий; улучшение условий аэрации территории; обеспе­чение нормативных уровней шума в жилых помещениях и на территории застройки; защита жилой территории от загрязнения выбросами автомо­бильного транспорта прилегающих улиц и магистралей; рациональное озе­ленение и благоустройство жилой тер­ритории.

В случаях, когда возможен значи­тельный снос сложившейся малоцен­ной застройки, приемы обновления планировки и застройки в наибольшей степени могут быть согласованы с са­нитарно-гигиеническими требовани­ями. Но, когда исторически сло­жившиеся районы сформированы многоэтажной капитальной застройкой, проведение реконструктивных и оз­доровительных мероприятий сопряже­но с известными трудностями.

В случае уникальности историче­ской планировки и высокой ценности жилого фонда, представленного много­этажными домами, основополагающим принципом комплексной реконструк­ции является переход от маломерного квартала, как первичного элемента ис­торически сложившейся планировки, к более крупному структурному образо­ванию, а именно группе взаимосвязан­ных кварталов, расположенных в пре­делах одной межмагистральной тер­ритории, подлежащей единовременной реконструкции.

Объединение обособленных кварта­лов во взаимосвязанную группу име­ет следующие преимущества:

- появляется возможность исключить транзит транспорта через межмаги­стральную территорию путем органи­зации транспортного движения по ма­гистрали, ограничивающей группу квар­талов. Укрупнение сети магистралей значительно улучшает условия прожи­вания, так как уменьшается шум и снижается загазованность от транс­порта в жилой застройке;

- при увеличении общих размеров территории (иногда в 10 и более раз) можно добиться более рациональной функциональной организации нового структурного элемента путем соответ­ствующего распределения функций ме­жду отдельными кварталами в преде­лах всей группы, совмещенного ис­пользования территорий и выделения достаточных по площади озелененных участков для отдыха детей и людей пожилого возраста. В итоге будет лик­видировано недопустимое в санитарно-гигиеническом отношении «соседство» различных функциональных участков и создана озелененная среда с доста­точно высоким оздоровительным эф­фектом;

- в пределах группы кварталов по­является большая, по сравнению с ма­ломерным кварталом, возможность для упорядочения сложившейся, как правило размельченной, сети обслу­живающих учреждений на основе укрупнения объектов, кооперирования функций обслуживания между квар­талами и использования под обслужи­вающие учреждения помещений пер­вых этажей домов (или в целом зда­ний), проживание в которых нежела­тельно по санитарно-гигиеническим ус­ловиям;

- при условии исключения транзита транспорта через межмагистральную территорию возможно использовать сеть местных улиц, отдельных озе­лененных дворов и участков для ор­ганизации непрерывных трасс пеше­ходного движения в отдалении от напряженных транспортных потоков на городских магистралях;

- на основе развития планировочных и функциональных взаимосвязей в пределах группы кварталов и с окружаю­щей средой района в соответствии с единым композиционным замыслом может быть значительно улучшена объемно-пространственная организа­ция жилой среды старых районов.

Реконструкция подобных районов осуществляется методом разуплотне­ния кварталов путем сноса малоцен­ной внутридворовой застройки и мо­дернизации жилых домов в соответ­ствии с современными нормами.

В связи с необходимостью сохра­нения ценного капитального фонда, формирующего сплошную кулису за­стройки вдоль улиц и магистралей, практически невозможно «раздвинуть» красные линии и создать вдоль квар­талов защитные полосы озеленения. Поэтому представляется целесообраз­ным, как правило, использовать первые этажи домов или целиком здания вдоль магистралей для размещения культурно-бытовых учреждений. Это положение согласуется с общими прин­ципами развития линейно-узловой си­стемы обслуживания как части обще­городской системы, рекомендуемой для условий реконструкции старых районов.

На рис. 16.1 приведен пример рекон­струкции центрального района крупно­го города.

Вдоль транспортно-напряженных магистралей используется в качестве сплошного газошумозащитного барьера сложившийся фронт многоэтажных (6—8 этажей) капи­тальных зданий, усиленный пристрой­кой отдельных корпусов, а также до­полнительным строительством протя­женных многоэтажных зданий. За ними размещается основная жилая за­стройка в виде сложных комплексов многоэтажных жилых домов, находя­щихся преимущественно вне зоны про­никания шума и вредных автотранс­портных выбросов. Одновременно пре­дусматриваются: укрупнение шага ма­гистралей с 50—100 м до 550 м; неко­торое снижение интенсивности движе­ния по одной из магистралей за счет перераспределения транспортных по­токов и повышения уровня обслужи­вания района общественным транс­портом; преобразование поперечных профилей магистрали общегородского значения непрерывного движения (устройство на ней озелененного буль­вара шириной 65 м) и прокладка тон­неля по жилой улице. Эти мероприятия позволяют в сложной градостроитель­ной ситуации существенно улучшить условия окружающей среды: коэффи­циент загазованности территории сни­жается со 100 до 25 %, а процент территории с недопустимым уровнем шума — с 40 до 15.

16.3.1. Снижение концен­трации вредных выбросов и шума от автотранспорта

 

Одно из основополагающих усло­вий при реконструкции сложившихся районов — совершенствование их планировочно-транспортной структуры, что приводит к улучшению состояния окружающей среды по таким важней­шим факторам, как снижение концен­трации вредных выбросов и шума от автотранспорта. На рис. 16.2 приведен экспериментальный проект рекон­струкции одного из старых районов центральной части Будапешта. Основ­ная идея заключалась в выводе транс­порта из зоны жилой застройки, ис­пользовании местных улиц и озеле­ненных территорий для организации пешеходных трасс, пешеходных тор­говых центров (пассажей) в отдалении от транспортных магистралей.

 

 

Рис. 16.1. Схема реконструкции центрального района крупного города. а — существующее положение; б — проектное предложение; 1 — зона акустического дискомфорта; 2—зона загрязнения воздуха окисью углерода выше ПДК.

 

Рис. 16.2. Схема транспортных магистралей реконструируемого района Будапешта (проектное предложение): 1 — главные городские магистрали; 2 — городские магистрали; 3 — магистрали районного значения; 4 — пешеходная улица (торговая); 5 — пересечение транспорта с регулируемым движением; 6 — пересечение транспорта пешеходными тоннелями; 7 — реконструируемые кварталы; 8 — улицы местного значения.