ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕКОНСТРУКЦИИ
Озеленение
Регулирование ветрового режима
Обеспечение инсоляции жилых помещений
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕКОНСТРУКЦИИ
План лекции
Лекция 16. Оптимизация городской среды в условиях реконструкции жилого фонда
16.2. Разделение промышленных и жилых зон
16.3. Учет санитарно-гигиенических требований при реконструкции существующего жилого фонда
16.3.1. Снижение концентрации вредных выбросов и шума от автотранспорта
16.4. сохранение архитектурно-градостроительного наследия
Одним из важнейших направлений преобразования крупнейших и крупных городов являются улучшение гигиенических качеств исторически сложившихся районов жилой застройки, создание в них здоровой среды проживания. Эта проблема получает эффективное разрешение в процессе комплексной реконструкции города на основе согласованного по этапам реализации решения всей совокупности задач, связанных с обеспечением комфортных условий труда, быта, отдыха населения и совершенствованием архитектурно-планировочной структуры старых районов в свете современных социальных, градостроительных и экологических требований.
Реконструкция городов в современном градостроительстве приобретает все большее значение. Деятельность, связанную с реконструкцией городов, было бы неправильно сводить лишь к ликвидации качественно устаревших зданий и сооружений и замене их новыми. Реконструкция — это более сложное и комплексное понятие. Главная задача реконструкции — устранить несоответствие между ранее сложившейся планировочной структурой и новыми требованиями развития общества. Реконструкция предусматривает последовательное преобразование всей жизненной городской среды с целью повышения ее качества.
На основе комплексной оценки состояния окружающей городской среды и общей концепции перестройки планировочной структуры города выявляются основные требования по оптимизации городской среды. Эти требования дифференцируются в соответствии с уровнями проектирования: генеральный план города, проект детальной планировки района и проект застройки кварталов — жилых комплексов с выделением определенного круга задач на каждом уровне (табл. 16.1).
Таблица16. 1
Градостроительные мероприятия по оздоровлению реконструируемых районов
Уровень территории | Учет основных факторов окружающей среды | Градостроительные мероприятия по оздоровлению реконструируемых районов |
Город | Комплексная оценка, включающая: оценку загрязненности воздушного и водного бассейнов и шумового режима города, обусловленного влиянием промышленных зон, от- дельных промышленных предприятий, ТЭЦ, аэропортов, плотностью улично-дорожной сети, характером движения и др. | Совершенствование планировочной структуры городских образований на основе четкого функционального зонирования — определение перспективного назначения района (жилой, смешанный, нежилой) |
Определение фоновых микроклиматических различий, обусловленных относительно крупными формами рельефа, крупными водоемами, характером массивов застройки и т. п. | Создание комплексных промышленных узлов и районов, обеспечивающих рациональное использование городской территории, а также наиболее экономически эффективную утилизацию и комплексную переработку производственных отходов | |
Ландшафтно-экологический анализ территории с учетом имеющихся крупных зеленых массивов, элементов рельефа, водоемов и т. д. | Совершенствование систем внутригородского и внешнего транспорта, направленное на снижение его негативного воздействия на шумовой режим и загрязненность воздушного бассейна города. Формирование единой системы озелененных территорий города и прилегающих к нему пригородных территорий на основе выявления оптимальных соотношений застроенных и озелененных пространств | |
Жилой район | Определение показателей состояния окружающей среды (загрязненность атмосферного воздуха, микроклиматические условия, акустический режим и др.) на основе данных комплексной оценки состояния окружающей среды города и его отдельных районов (зонирование территории города по «проблемным ситуациям») | Организация санитарно-защитной зоны между жилым районом и промышленными предприятиями (при ее наличии — совершенствование планировочной организации, озеленение и благоустройство). Вынос из жилого района мелких предприятий, складов, баз в городские промышленные районы и коммунально-складские зоны. |
Упорядочение сети магистралей (трассировки скоростных и грузовых дорог в обход жилых районов, минимальное число пересечений жилых районов магистральными улицами непрерывного и регулируемого движения и др.). Формирование развитой системы озелененных территорий, связывающих общественную и жилую застройку, жилые районы с зонами отдыха и др. | ||
Группа кварталов (жилой комплекс) | Детальный анализ распространения вредных автотранспортных выбросов и шума от прилегающих автомобильных улиц и магистралей. Детальный анализ ветрового и температурного режима жилой территории, обусловленного приемами и элементами планировки, застройки и озеленения. Определение инсоляционного режима жилой территории и помещений обусловленного ориентацией зданий и их внутренней планировкой, а также размещением элементов озеленения и благоустройства. | Обновление планировки и застройки кварталов (упорядочение сети улиц и пешеходных связей, системы застроенных и озелененных территорий, приемов архитектурно-пространственной организации застройки). Модернизация жилого фонда (перепланировка квартир, изменение назначения зданий, снос малоценного в гигиеническом и архитектурном отношении жилого фонда и др.) |
16.2. Разделение промышленных и жилых зон
Разработка комплекса мероприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды в застройке старых районов, находится в прямой зависимости от типов рассматриваемых жилых районов (центральные, промышленно-селитебные, новые периферийные районы, пригородные населенные места).
Особенно неблагоприятные условия складываются в жилых районах, расположенных смежно с промышленной зоной, где дискомфортные условия, вызываемые чрезмерной плотностью жилой застройки и как следствие отсутствием нормальной инсоляции и проветривания (аэрации) жилых помещений и территорий, усугубляются отрицательным воздействием рядом расположенных промышленных предприятий (загрязнение атмосферы вредными выбросами, шум, вибрации и др.).
В соответствии с этим на первом этапе исследований следует выяснить, возможно ли в данных условиях сосуществование промышленности и жилья, и если возможно, то в какой форме. Оптимальное решение выбирается из нескольких вариантов: или из района полностью выносят промышленные предприятия и он становится чисто жилым, или выносят главным образом жилье и развивается промышленность, или оказывается допустимым в определенной форме и определенных пропорциях сосуществование жилья и промышленности. В различных районах, имеющих смешанную структуру, решение этого вопроса будет самостоятельным, зависящим от конкретных условий.
При реконструкции смешанных по своей функциональной структуре центральных районов крупного города особое значение имеет решение вопроса упорядочения размещения промышленности и улучшения планировки промышленных зон. Это может быть достигнуто:
· вынесением за пределы рассматриваемого района предприятий с вредным в санитарном отношении и шумным производством, требующих больших зон санитарного разрыва, а также предприятий с малоценными фондами, в реконструкцию которых предполагается вложить значительные средства; благоустройством промышленных зон и крупных участков промышленных предприятий с упорядочением сети подъездных дорог, инженерных коммуникаций, созданием санитарно-защитных зон и различных видов озеленения;
· уменьшением вредных выбросов в атмосферу и снижением уровня шума в результате модернизации технологии производства.
К основным положениям реконструкции собственно застройки в границах жилой зоны относятся:
· вынесение из жилой зоны всех объектов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду: складские промышленные предприятия, гаражи, коммунально-складские зоны, транзитные транспортные магистрали и др.;
· снижение существующего высокого процента застройки до оптимального, определенного санитарно-гигиеническими требованиями.
Особенно трудные задачи по улучшению окружающей среды возникают на стадии комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки, где основной целью является преобразование старой переуплотненной застройки в современные жилые образования, обеспечивающие комфортные условия проживания.
16.3. Учет санитарно-гигиенических требований при реконструк-ции существующего жилого фонда
К основным санитарно-гигиеническим требованиям при реконструкции существующего жилого фонда относятся: обеспечение инсоляции жилых помещений и территорий; улучшение условий аэрации территории; обеспечение нормативных уровней шума в жилых помещениях и на территории застройки; защита жилой территории от загрязнения выбросами автомобильного транспорта прилегающих улиц и магистралей; рациональное озеленение и благоустройство жилой территории.
В случаях, когда возможен значительный снос сложившейся малоценной застройки, приемы обновления планировки и застройки в наибольшей степени могут быть согласованы с санитарно-гигиеническими требованиями. Но, когда исторически сложившиеся районы сформированы многоэтажной капитальной застройкой, проведение реконструктивных и оздоровительных мероприятий сопряжено с известными трудностями.
В случае уникальности исторической планировки и высокой ценности жилого фонда, представленного многоэтажными домами, основополагающим принципом комплексной реконструкции является переход от маломерного квартала, как первичного элемента исторически сложившейся планировки, к более крупному структурному образованию, а именно группе взаимосвязанных кварталов, расположенных в пределах одной межмагистральной территории, подлежащей единовременной реконструкции.
Объединение обособленных кварталов во взаимосвязанную группу имеет следующие преимущества:
- появляется возможность исключить транзит транспорта через межмагистральную территорию путем организации транспортного движения по магистрали, ограничивающей группу кварталов. Укрупнение сети магистралей значительно улучшает условия проживания, так как уменьшается шум и снижается загазованность от транспорта в жилой застройке;
- при увеличении общих размеров территории (иногда в 10 и более раз) можно добиться более рациональной функциональной организации нового структурного элемента путем соответствующего распределения функций между отдельными кварталами в пределах всей группы, совмещенного использования территорий и выделения достаточных по площади озелененных участков для отдыха детей и людей пожилого возраста. В итоге будет ликвидировано недопустимое в санитарно-гигиеническом отношении «соседство» различных функциональных участков и создана озелененная среда с достаточно высоким оздоровительным эффектом;
- в пределах группы кварталов появляется большая, по сравнению с маломерным кварталом, возможность для упорядочения сложившейся, как правило размельченной, сети обслуживающих учреждений на основе укрупнения объектов, кооперирования функций обслуживания между кварталами и использования под обслуживающие учреждения помещений первых этажей домов (или в целом зданий), проживание в которых нежелательно по санитарно-гигиеническим условиям;
- при условии исключения транзита транспорта через межмагистральную территорию возможно использовать сеть местных улиц, отдельных озелененных дворов и участков для организации непрерывных трасс пешеходного движения в отдалении от напряженных транспортных потоков на городских магистралях;
- на основе развития планировочных и функциональных взаимосвязей в пределах группы кварталов и с окружающей средой района в соответствии с единым композиционным замыслом может быть значительно улучшена объемно-пространственная организация жилой среды старых районов.
Реконструкция подобных районов осуществляется методом разуплотнения кварталов путем сноса малоценной внутридворовой застройки и модернизации жилых домов в соответствии с современными нормами.
В связи с необходимостью сохранения ценного капитального фонда, формирующего сплошную кулису застройки вдоль улиц и магистралей, практически невозможно «раздвинуть» красные линии и создать вдоль кварталов защитные полосы озеленения. Поэтому представляется целесообразным, как правило, использовать первые этажи домов или целиком здания вдоль магистралей для размещения культурно-бытовых учреждений. Это положение согласуется с общими принципами развития линейно-узловой системы обслуживания как части общегородской системы, рекомендуемой для условий реконструкции старых районов.
На рис. 16.1 приведен пример реконструкции центрального района крупного города.
Вдоль транспортно-напряженных магистралей используется в качестве сплошного газошумозащитного барьера сложившийся фронт многоэтажных (6—8 этажей) капитальных зданий, усиленный пристройкой отдельных корпусов, а также дополнительным строительством протяженных многоэтажных зданий. За ними размещается основная жилая застройка в виде сложных комплексов многоэтажных жилых домов, находящихся преимущественно вне зоны проникания шума и вредных автотранспортных выбросов. Одновременно предусматриваются: укрупнение шага магистралей с 50—100 м до 550 м; некоторое снижение интенсивности движения по одной из магистралей за счет перераспределения транспортных потоков и повышения уровня обслуживания района общественным транспортом; преобразование поперечных профилей магистрали общегородского значения непрерывного движения (устройство на ней озелененного бульвара шириной 65 м) и прокладка тоннеля по жилой улице. Эти мероприятия позволяют в сложной градостроительной ситуации существенно улучшить условия окружающей среды: коэффициент загазованности территории снижается со 100 до 25 %, а процент территории с недопустимым уровнем шума — с 40 до 15.
16.3.1. Снижение концентрации вредных выбросов и шума от автотранспорта
Одно из основополагающих условий при реконструкции сложившихся районов — совершенствование их планировочно-транспортной структуры, что приводит к улучшению состояния окружающей среды по таким важнейшим факторам, как снижение концентрации вредных выбросов и шума от автотранспорта. На рис. 16.2 приведен экспериментальный проект реконструкции одного из старых районов центральной части Будапешта. Основная идея заключалась в выводе транспорта из зоны жилой застройки, использовании местных улиц и озелененных территорий для организации пешеходных трасс, пешеходных торговых центров (пассажей) в отдалении от транспортных магистралей.
Рис. 16.1. Схема реконструкции центрального района крупного города. а — существующее положение; б — проектное предложение; 1 — зона акустического дискомфорта; 2—зона загрязнения воздуха окисью углерода выше ПДК.
Рис. 16.2. Схема транспортных магистралей реконструируемого района Будапешта (проектное предложение): 1 — главные городские магистрали; 2 — городские магистрали; 3 — магистрали районного значения; 4 — пешеходная улица (торговая); 5 — пересечение транспорта с регулируемым движением; 6 — пересечение транспорта пешеходными тоннелями; 7 — реконструируемые кварталы; 8 — улицы местного значения.