Тема 12. Современные стили

Модерн

Ампир

Рококо

Классицизм

Классический стиль

В практике дизайна понятие классического интерьера может иметь два значения. Классика как "классицизм" опирается на античное наследие и архитектуру Древнего Рима. Это так называемая историческая интерпретация классического стиля. Вторая версия классики объединяет в себе сразу несколько направлений - барокко, собственно классицизм, рококо, ампир и др.

Классический стиль нравится людям спокойным и консервативным. Классическая мебель покупается надолго и передается по наследству. Ее изготовляют вручную из натурального дерева (ореха, вишни и пр.), украшают позолотой, перламутром, резьбой, поэтому мебель становится произведением искусства. Такую мебель создают специальные фирмы, по желанию клиентов. Строго и изящно смотрятся узкие вертикальные витрины.

Классический стиль неоспоримо подходит людям с высоким социальным статусом. Его интерьер это светлое, спокойное помещение правильной формы, не перегруженное деталями. Украшения классического стиля - колонны, полуколонны, скульптуры, лепнина (иногда с позолотой), камины, отделанные мрамором. Пол кроют художественным паркетом из дорогого дерева. В комнатах присутствует много зеркал, которые зрительно расширяют помещение.

Цветовые оттенки этого стиля - белая мебель, которая сочетается с пастельными тонами обивки стен и позолотой. Другой вариант - мебель цвета натурального дерева, отделанная бронзой, при этом обивка и шторы выполнены в пастельном или сине-зеленом тоне. Вообще для классического стиля используют благородные тона: кремовые, бледно-желтые, чуть зеленоватые для стен, тепло-коричневые - для пола и мебели. Окна этого стиля украшают портьеры и драпировка сложной изящной формы, используют и кисти.

Для освещения комнат на потолки вешают люстры из хрусталя или дорогого стекла, также неплохо смотрятся люстры с позолоченными плафонами в виде свеч.

В гостиных комнатах французского стиля много света, там находятся мягкие ковры ручной работы и светильники, похожие на ювелирные украшения, столы и стулья с резными ножками, посуда из тонкого фарфора с позолотой и скромным рисунком.

Ванная комната выглядит очень торжественно в классическом стиле. Она выполнена в теплых тонах бежевого цвета. Стены и пол сделаны из мрамора, краны отделаны позолотой.

В сегодняшние дни невозможно из квартиры сделать замок, но современная эпоха вносит свои изменения, появляются новые синтетические материалы, мебель становится технологичной и рациональной. Вы можете оформить квартиру в классическом стиле и без особых затрат. Дворцовый стиль можно создать с помощью розеток, потолочной лепнины из гипса, декоративных бордюров - все эти элементы придадут квартире антикварный вид.

Если покрасить потолок в белый цвет, он зрительно увеличит высоту стен и расширит пространство. Над обеденным столом прекрасно будет смотреться люстра с хрустальными подвесками. На комодах антикварные аксессуары, старинные фарфоровые супницы, чаши с посаженными в них цветами превратят комнаты в великолепные художественные композиции. Для спальни подойдет кровать с балдахином из тонкой вуали в сочетании со стенами царственно красного тона.

Классическое жилье должно удовлетворять и современным требованиям, ведь телевизор и другая техника должны присутствовать в квартире. Дизайнеры стараются придать классической мебели современные свойства - разнообразные ящики для кассет, выдвижные блоки для телевизоров. Техника может находиться в специальной нише в стене. Так достигается комфорт классического стиля. Сегодняшний классический стиль - спокойный, без нагромождений и суеты. Дизайнеры сочетают благородное дерево с металлом и стеклом. В современном классическом интерьере присутствуют светлые стены, паркет из дерева с матовым блеском, шторы на окнах пастельных цветов, стеклянные столешницы и зеркала в тонких позолоченных рамах. Таким образом, в этом стиле сохраняется благородство, и он не смотрится, как собрание экспонатов в музее.

Интерьер, оформленный в классическом стиле - это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Такой интерьер не чрезмерен, не перегружен деталями, не "бьет в глаза", исполнен сдержанного достоинства, вкуса и респектабельности. "Классика" покупается надолго и передается по наследству. У качественной классической мебели есть особенность: как и талантливая живопись, такая мебель со временем возрастает в цене, становясь раритетом. Ведь, как правило, это мебель из натурального дерева: ореха, вишни, карельской березы. А ручная работа, резьба, позолота, инкрустация редкими породами дерева, перламутром, бронзой делают такую мебель настоящим произведением искусства.


(от латинского classicus - образцовый, норма, порядок). Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - нач. XIX вв. (последний часто именуется неоклассицизмом).

Классический стиль соответствует основательным людям. Он возник под влиянием работ итальянских мастеров эпохи Возрождения. Во дворцах появляется не характерная для прежнего времени роскошь внутреннего убранства. Во Франции наибольшего расцвета классицизм достиг в период правления Людовика XIV. В это время были построены самые известные архитектурные шедевры Франции. Французский классицизм отличается стройностью и симметричностью общей композиции. Классический стиль в этот период это четкие прямые линии, правильные симметричные формы, которые можно наблюдать не только в очертаниях мебели, но и в подстриженных кустах сада.

Во времена Наполеона французы создали стиль ампир, включив военную символику - золотые кисти, шпаги, шлемы. Другое ответвление - стиль барокко. Он характеризуется искривленными формами, мраморными витыми лестницами, арками, овальными залами. Отделка представляет собой разнообразный растительный мотив - листья, венки, цветы. Декор выглядит даже перегруженным из-за присутствия резьбы, позолоты, лепнины.

Английский классический стиль отличается некоторой сухостью. Ему присущи сдержанные и холодные формы. Особенность английского классического стиля - в наличии холла и украшении потолков плафонами.

Классицизм в России появляется в XVIII в. Русский классический стиль характеризуется спокойными прямоугольными формами.

Барокко


(итальян. Barocco – вычурный). Зародившись в конце XVI века, впервые в истории искусства соединил два понятия – стиля и образа жизни. Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают одновременное сосуществование двух основных стилей — барокко и классицизма, а также третьего, вне стилевого реалистического направления.

Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.

 

Данный стиль призван продемонстрировать богатство и престиж владельца.

В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Изменчивость, причудливая игра образов в интерьерах этого стиля была сравнима со сложностью настроения морской раковины – барокко, в честь которой он был назван.

Основные черты стиля: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками, вводят в декор золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, инкрустацию хрустальными пластинками. Сложный, иногда даже перегруженный декор. Сидения часто обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой.

принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте ассиметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Такие интерьеры изящны, декоративны, легки. Символ - рокайль - раковина. Основные черты стиля: прихотливый и усложненный вид. Утрачивается монументальность, подчеркивается грациозность, интимность. Идеал стиля: женщина-подросток. В интерьере господствуют резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Используется несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка сочетается с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). Новые виды мебели: шезлонг, канапе. Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатного и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки.

(от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества. Ампир должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Римская империя стала не просто идеалом красоты, но и программой к действию. Если до этого античные мотивы органично использовались, то теперь им прямо подражают. Ампир становится первым стилем, официально насаждаемым "сверху". Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Однотипные золочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон - фарфоровым или стеклянным. При этом мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выглядела как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце недалеко от Парижа камин служил хранилищем для передвижной ванны. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт. Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Посреди будуара ставили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир. Мебель ампира была далеко не такой удобной: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы служили, прежде всего, для презентации и напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод.

 

Модерн замечательно подчеркивает яркую индивидуальность хозяина. В этом стиле линии плавные и мягкие, напоминающие растительный орнамент. Ему присуще максимальное выявление своеобразия качества и возможностей материала.

Модерн, как движение в искусстве, возник на рубеже XIX и XX веков в развитых, с интенсивной духовной жизнью странах. Причем, модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль "ар-нуво", "либерти" - в Италии, "югендштиль" - в Германии, а в США - "стиль Тиффани". Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное "исцеление жизни красотой". Манифест модернистов - соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий, - вызвал переворот в прикладном искусстве и сформировал новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Примером может служить наш земляк М.А.Врубель: он пишет картины, создает скульптуру, майоликовые панно, театральные декорации и мебель. Вообще, трудно назвать художника того времени, который не создавал бы эскизы мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства интерьеров. Отличительной чертой восточно-европейского модерна является пластическая выразительность, изящество. В декоре фасадов и интерьеров применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастирующих, но дополняющих друг друга. Витражи применяются и в интерьерах в качестве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Дом в стиле модерн - это диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением "вьющихся растений" из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные, с тем же мотивом, двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала - в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах. Мебель добротная и респектабельная, из массива древесины с благородным декором из темной бронзы. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует "загадочному" духу модерна. Стены отделаны деревянными панелями, светильники создают уютный рассеянный свет. В гостиной хрустальная люстра со множеством "свечей", кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы - интерьеры в стиле модерн напоминают драгоценные шкатулки, изготовленные с отменным вкусом и чувством меры замечательным мастером.


Конструктивизм

Конструктивизм (от лат. constructio - построение), художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций. Для бывшего СССР идеи "конструирования" окружающей среды, активного влияния на нее, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Помимо творческого экспериментирования выдающиеся художники работали как универсалы в самых разных прикладных отраслях. Модели рабочей одежды разрабатывались конструктором, живописцем и театральным художником В.Е. Татлиным. Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели. Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи - идейный родственник развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.