Стандарты, регламентирующие управление проектированием программного обеспечения

К стандартам, регламентирующим управление проектированием ПО, относятся:

· ANSI/IEEE 983-1986. Руководство по планированию обеспечения качества программных средств;

· ISO 9126:1991. ИТ. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению;

· ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения;

· ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения;

· ГОСТ 19781-90. Обеспечение систем обработки информации. Термины и определения;

· ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании АС;

· ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

Содержание планирования и управления проектами состоит в поэтапном прогнозировании характеристик ПО, создании рациональных планов работ в соответствии с реальной достоверностью доступной исходной информации, в выявлении и устранении отклонений реальных процессов разработки ПО от запланированных. Для любого прогнозирования и управления используются исходные данные двух типов: характеристики самого прогнозируемого объекта, для которого необходимо спланировать процессы разработки, и характеристики прототипов, о которых известны характеристики аналогичных процессов. Совместная корректная обработка исходных данных этих двух типов позволяет получать новые, прогнозируемые характеристики процессов создания ПО.

Исходные данные первого типа отражают характеристики конкретного объекта, доступные методы и средства автоматизации труда при его создании. Программное средство как объект разработки уточняется и детализируется, последовательно проходя путь от идеи и концепции через разработку спецификаций требований, предварительный и детальный проект до окончательно сертифицированного программного продукта. Соответственно уточняется и детализируется информация о его характеристиках и возможности их прогнозирования.

Второй тип исходных данных для планирования разработки составляют обобщенный опыт и характеристики прототипов ПО. Для достоверного планирования и управления необходимы накопление, изучение и обобщение конкретных данных о завершенных разработках ПО в различных аспектах. Эти данные целесообразно разделить на две группы:

· технико-экономические показатели (ТЭП), отражающие трудоемкость, длительность, число специалистов и другие наиболее общие экономические характеристики процесса разработки ПО;

· сведения о детальных реализованных планах разработки ПО, характеристиках выполненных частных работ, их исходных и результирующих документах.

· На основе исходных данных о текущем проекте ПО и его прототипах с учетом их последовательной детализации может быть реализована технология планирования, которая базируется на следующих принципах:

· последовательная, иерархическая детализация и уточнение планов в соответствии с повышением достоверности и полноты исходных данных, получаемых в процессе разработки ПО;

· автоматизированный выбор варианта первичного перечня работ, адекватного исходным данным проектируемого ПО, и возможность его уточнения пользователем;

· унификация и преемственность форм исходных данных и отчетных документов с постепенным расширением их номенклатуры и углублением содержания;

· комфортный диалог пользователя со средством автоматизации планирования на базе системы меню, графических схем и многооконной детализации результатов анализа.

Регистрация и хранение прогнозов и рабочих планов проведения работ для их использования при управлении конкретным проектом и при планировании аналогичных разработок носит рекомендательный характер и их целесообразно адаптировать к условиям и объектам конкретного проекта. Они охватывают широкий круг задач и могут служить хорошими методическими пособиями при организации разработки и сертификации различных классов ПС.

В стандарте DOD-STD-2167 А процесс испытаний регламентируется рядом документов, а также определено содержание отчетов, завершающих частные процессы проверок. Подчеркивается необходимость привлечения независимых специалистов для проведения официальных квалификационных испытаний на каждой фазе жизненного цикла ПС. Этому должно предшествовать тестирование программ разработчиками, подтверждающее их готовность к официальным (сертификационным) проверкам, а также подготавливаться средства автоматизации тестирования, методики испытаний и анализа результатов. В части тестирования стандарт систематизирует описания тестов, план и набор Тестов проверки интегрированной системы, описания процедур тестирования компонентов и ПО в целом, методику выполнения корректировок ПС. В стандарте DOD STD 2167 А около 30% требований, документов и соответствующих им процессов непосредственно связаны с тестированием и испытаниями программ.

Отдельный раздел в стандарте регламентирует процедуры испытаний интегрированной системы, включающей, кроме программ, весь комплекс реальных технических средств. Тестирование должно завершаться отчетом и актом о результатах комплексных приемо-сдаточных испытаний заказчиком. В стандарте не используется термин «сертификация», однако регламентированные официальные квалификационные испытания ПС в системе с независимыми от разработчика специалистами, контролируемыми заказчиком, по существу соответствуют понятию сертификации. Следует подчеркнуть, что в отличие от описанных ранее данный стандарт является обязательным при выполнении заказов министерства обороны США.