А. Тип листа Б. Жилкование листа
Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ РОДИТЕЛЯМ
Лексическая тема недели:
«Огород. Овощи».
Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей. В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок, овощной магазин и посмотреть, какие овощи там продают.
Предметный словарь: Огород, грядка, овощи, картофель, огурцы, помидоры (томаты), свекла, лук, чеснок, капуста, редис, укроп, петрушка, кочан, горошинка, лопата, лейка, мешок, корзина, ящик, вредители, гусеницы, жуки, салат , суп, сок, овощевод, продавец.
Качественный: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться.
Глагольный: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.
Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Поиграйте с детьми дома
Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) Одна морковка, две морковки,... Один огурец, два огурца,….
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | Ритмичные удары ребром ладоней по столу. |
Перетерли, | Хватательные движения обеими руками. |
Посолили | Указательный и средний пальцы трутся о большой. |
И набили плотно в кадку. | Удары обеими руками по столу. |
Все теперь у нас в порядке. | Отряхивают руки. |
Упражнение «Исправь ошибку». (Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных.)
Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.
(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.И т. д.)
Упражнение «Назови ласково».(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе).
Огурец-огурчик – огурчики
Помидор – помидорчик – помидорчики
Картофель–картошечка–картошечки
Баклажан–баклажанчик- баклажанчики
Перец – перчик – перчики
Тыква – тыковка(тыквочка) –тыковки
Редис – редисочка – редисочки
Морковь –морковка (морковочка) – морковки
Свекла – свеколка (свеколочка) – свеколки
Чеснок –чесночок –чесночки
Лук (луковица) – лучок (луковичка) – луковички
Репа – репка (репочка) – репки Укроп – укропчик – укропчики
Капуста – капусточка – капусточки
Упражнение «Один – много». (Образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах).
Огурец - огурцы - много огурцов
Помидор – помидоры – много помидоров
Картофель – картофель – много картофеля (картошки)
Баклажан – баклажаны – много баклажанов
Перец – перцы – перцев Тыква – тыквы – тыкв
Морковь – моркови – моркови
Свёкла – свёклы - много свёклы (свёкол – в значении «много штук»)
Лук (луковица) – лук (луковицы) – много лука (луковиц)
Репа – репы – реп Петрушка – петрушка – много петрушки
Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]
Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотри на картинки. Что на них изображено?
Ребенок. Баклажан, салат, свекла, укроп.
Взрослый. Запомни эти названия. Сейчас ты закроешь глаза, а я уберу одну картинку. Ты должен будешь сказать, чего не стало.
Взрослый убирает одну из картинок.
Взрослый. Чего не стало?
Ребенок. Баклажана.
Взрослый. Верно.
(Аналогично: комплект – картошка, перец, петрушка, горох; огурцы, репа, лук, чеснок)
Развитие связной речи
Совместно с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
1. Что это?
2. Как назвать по-другому (например: помидор это овощ)
3. Где растет?
4. Какой имеет внешний вид: форма
5.цвет
6 размер
7. Какой на вкус?
8. Что из него готовят?
Работа по картинке-загадке «Помоги Пете». [Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]
Взрослый. Рассмотри картинку, назови и покажи все овощи, изображенные на ней. Так ты поможешь мальчику собрать урожай.
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА
Русская народная сказка «Вершки и корешки»,
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
Ю. Тувим «Овощи», Дж. Родари «Чиполлино», А. Пластов «Костер в поле»
1) черешковый 1) параллельное
2) сидячий 2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое