ЭКСПЕРТИЗА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ПОРЯДОК ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

Градостроительная документация, обоснования инвестиций и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техниче­ское перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Россий­ской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат госу­дарственной экспертизе в федеральных органах исполнительной власти, а также в других специально уполномоченных государственных орга­низациях.

Экспертизу проектно-сметной документации проводят в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» № 1008 от 27 декабря 2000 г. Проектная документация на строительство подлежит государ­ственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности зданий и сооружений — объ­ектов недвижимости, за исключением технически несложных и не­больших по объему строений, таких как индивидуальные жилые, дач­ные и садовые дома, хозяйственные постройки, расположенные на дачных и садовых участках; торговые павильоны общей площадью до 100 м2; любые пристройки и надстройки к другим существующим зда­ниям площадью до 100 м2 и числом этажей не более двух, кроме обще­ственных зданий или объектов, финансируемых за счет государствен­ных бюджетных средств и бюджетов всех административных уровней.

Целью государственной экспертизы проектно-сметной докумен­тации является выявление соответствия принятых проектных реше­ний требованиям утвержденных норм и правил, выявление грубых нарушений, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности или устойчивости зданий и сооружений или создать предаварийные и аварийные ситуации.

Цель экспертизы инвестиционных проектов — предотвратить создание проектов, использование которых нарушает интересы госу­дарства, права физических и юридических лиц или не отвечает требо­ваниям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также оценить эффективность осуществляемых капиталь­ных вложений.

Порядок проведения государственной экспертизы, инвестицион­ных проектов определяется Правительством Российской Федерации. В законодательстве в основном развита нормативная база для экспер­тизы инвестиционно-строительных проектов.

Особенности и порядок экспертизы строительных проектов определяются комплексом законодательных документов, основным из которых является Градостроительный кодекс Российской Федера­ции, в котором предметом экспертизы определена градостроительная документация.

Градостроительная документация включает в свой со­став градостроительную документацию федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня. Каждому объекту градо­строительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемой в соответствии с гра­достроительными, экологическими и иными нормативами.

Законодательно установлено, что экспертиза является неотъемлемым и необходимым этапом проектного цикла. Основной проектной
стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании
утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая
документация.

Основные задачи экспертизы:

• проведение государственной экспертизы градостроительной документации на объекты градостроительной деятельности особого регулирова­ния федерального значения, в том числе:

1) документов о градостроительном планировании развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и сво­бодных экономических зон;

2) генеральных планов городов — административных центров субъ­ектов Российской Федерации; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения;

3) разрабатываемой за счет средств федерального бюджета и совме­стного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

4) градостроительных разделов федеральных целевых программ,
программ социально-экономического развития территории Российской Федерации;

5) схем проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства террито­рий Российской Федерации;

6) консолидированных схем градостроительного планирования;

• проведение государственной экспертизы предпроектной и про­ектной документации на объекты:

1) строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственным гарантиям;

2) находящиеся в государственной собственности;

3) строящиеся за границей при техническом содействии Российской Федерации;

4) находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций;

5) сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции; включенные в федеральные целевые программы социально-эко­номического развития регионов;

6) экспериментальные и базовые объекты, предназначенные для массового применения;

7) потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе ядерно-опасные и радиационно-опасные объекты; опасные производственные объекты, преду­смотренные Приложением № 1 к Федеральному закону «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов».