Отечественное искусство.
Западное искусство.
Пейзажный фон на картинах и фресках в европейской традиции встречается со времен Древнего Рима. Элементы пейзажа можно обнаружить в росписях храмов, дворцов, богатых домов, в иконах, миниатюрах, гобеленах на протяжении всего средневековья. Идеальные ландшафты были обычным фоном живописи Возрождения, и именно в эпоху позднего Ренессанса, появились самые ранние примеры абсолютно самостоятельных, не связанных с каким-либо сюжетом пейзажей. Альбрехта Дюрер, Джорджоне, Альбрехт Альтдорфер.
16 век(П.Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии)
17 век - эпоха расцвета пейзажа. Именно в это время произошло выделение из общей целостной ренессансной картины мира и оформление в систему основных жанров изобразительного искусства. Сформировались и различные направления пейзажа, отразившие характерные философские и эстетические искания эпохи. Во Франции и Италии сложились типы исторического,героического,мифологического пейзажей.
Голландия (Якоб ван Рейсдаль, Рембрандт Харменс ван Рейн, Ян Вермер Делфтский)
Фландрия (Питер Пауль Рубенс)
Франция (Пуссен Никола, Клод Лорре́н)
18 векознаменовался расцветом итальянской ведуты - разновидности городского пейзажа, имеющего целью максимально точное воспроизведение архитектурного облика города.
Италия (Антонио Каналетто, Франческо Гварди)
Франция (Гюбер Робер, Антуан Ватто, Жан Оноре́ Фрагона́р)
Англия (Уильям Тёрнер)
Романтические веяния.
19 векздесь мы находим уже все типы пейзажа - лесного, речного, сельского, городского, архитектурного, индустриального; в особое направление пейзажной живописи выделились марины - изображения моря в разное время дня и в различном состоянии природы.
Франция (Теодор Руссо, Камиль Коро, Гюста́в Курбе, Жан Франсуа Милле, Эже́н Буде́н,
Жюлъ Дюпре - барбизонская школа)
Германия (А́дольф Ме́нцель)
Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции, детально разрабатывали светотеневые отношения. Важнейшим достижением европейского и русского пейзажа второй половины 19 века стало завоевание пленэра (от франц. Plein air - буквально открытый воздух) - живописи естественной природной среды, изучающей всё богатейшее многообразие происходящих в природе изменений. Кульминацией всех исканий в этой области несколькими поколениями художников стала живопись импрессионизма.
Франция (Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей)
Рубеж 19-20 века пейзажная живопись включается в эстетические системы и философские концепции мироздания новейшего искусства. Импрессионизм.
Франция (Поль Сеза́нн, Жорж Сера, Поль Гоген, Пьер Ренуа́р, Анри́ Мати́сс)
Нидерланды (Винсе́нт Ван Гог)
Норвегия (Эдвард Мунк)
Крупные мастера пейзажной живописи конца 19 и 20 века строят свои концепции пейзажа на основе философских онтологических концепций мироздания, расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи, включают ее в эстетические системы новейшего искусства.
В 20 веке в Европе и Америке получил широкое распространение индустриальный пейзаж, нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, непреодолимо враждебную людям
США (Чарльз Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер, Эдвард Хоппер, Рокуэлл Кент)
Франция (Морис Утрилло)
18 век(А.Ф. Зубов, М.И. Махаев, Ф.Я. Алексеев)
Начало 19 век (С. Ф. Щедрин, М. И. Лебедев)
19 век (В русском пейзаже романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Воробьёва М. Н. и И. К. Айвазовского. На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа А. Г. Венецианова, Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы которой отличаются особой монументальностью и эпическим размахом в произведений И.И. Шишкина. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирическая насыщенность, свойственная творчеству А.К. Саврасова, обретает драматически-напряжённый оттенок у Ф.А. Васильева. Позднеромантические веяния проявляются в произведениях А.И. Куинджи, сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В конце XIX в. линия эмоционально-лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения; к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В.Д. Поленова и особенно полотна И.И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов.
20 век В русском пейзаже рубежа 19-20 вв. реалистические традиции второй половины XIX в. переплетаются с влияниями импрессионизма и "модерна" (В.В. Кандинский, К.А. Коровин, А.А. Рылов, исторический или литературный момент играет важную роль у А.М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н.К. Рериха, а также в "героическом" пейзаже К. Ф. Богаевского. возникли проникнутые элегическими нотами историко-архитектурные виды (А.Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичного для художников "Голубой розы", выделяются ориенталистские композиции П.В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, а также картины Н.П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористических и композиционных решений.