ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ
Участники рынка недвижимости
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОЧНУЮ СТОИМОСТЬ НЕДВИЖИМОСТИ
Как и в любых других механизмах ценообразования, стоимость недвижимой собственности зависит от набора объективных и субъективных факторов, из которых только последние, связаны с поведением конкретного продавца, покупателя и (или) посредника на стадии заключения сделки. К субъективным факторам относятся, например, темперамент, осведомленность, честность, терпеливость, личные симпатии и антипатии участников операции с недвижимостью и т.д. В рамках моего диплома эти факторы, относящиеся к области психологии, не рассматриваются, и главное внимание уделено объективным факторам и их влиянию на оценку объектов недвижимости.
Объективные факторы в основном являются экономическими, определяющими, в конечном счете, средний уровень цен конкретных сделок.
Экономические факторы подразделяются на макроэкономические и микроэкономические. К первым относятся факторы, связанные с общей конъюнктурой рынка: исходный уровень обеспеченности потребности в объектах недвижимости в регионе; объемы и структура нового строительства и реконструкции; факторы миграции; правовые и экономические условия сделок (налоги, пошлины и т.д.); уровень и динамика инфляции. К макроэкономическим относятся и долгосрочные факторы: различие в динамике цен на товары (услуги) и условий оплаты труда, влияющие на масштабы накопления денежных средств и величину отложенного спроса; темпы и масштабы формирования нового социального слоя «богатых людей», располагающих возможностями инвестирования средств в недвижимость; развитие системы иностранных представительств в регионе и т.д.
В центре находится собственник (инвестор), обладающий всеми правами на объект недвижимости. В первом (внутреннем) круге сосредоточены те участники рынка, которые в своей деятельности непосредственно связаны с собственником. Обитатели второго (внешнего) круга связаны с собственником только через участников первого круга. Под собственником (инвестором) подразумевается только такой субъект, для которого инвестиции в недвижимость являются бизнесом, т. е. использованне недвижимости для собственных нужд в данном случае не рассматривается.
Рис. 2.1. Схема взаимоотношений участников рынка коммерческой недвижимости
Основной целью собственника является получение прибыли от того или иного способа использования или распоряжения своим недвижимым имуществом. Прибыль может быть получена в результате:
1) текущей деятельности по управлению объектом (сдача его в аренду или лизинг).
2) продажи, причем в этом случае на сумму прибыли влияют, как объем произведенных инвестиций, так и изменения конъюнктуры рынка (например, общий ценовой рост);
Соответственно стратегия поведения собственника может быть различной. Например, он может организовать инвестиционный процесс, вкладывая собственный капитал и привлекая заемный для того, чтобы реконструировать или перепрофилировать объект.
Жизненный цикл объекта недвижимости в укрупненном виде (рис. 2) может быть представлен состоящим из следующих фаз:
- бизнес-идея;
- получение прав на недвижимое имущество;
- концепция;
- бизнес-план (проектирование и предварительное планирование строительства);
- проект (строительное планирование и проектирование);
- строительство или реконструкция;
- реазлизация проекта или сдача в аренду;
- содержание недвижимости (эксплуатация);
- перепозиционирование;
- снос (утилизация).
Все фазы этого жизненного цикла важны, однако особое значение имеют начальные этапы: бизнес-идея, получение прав на недвижимое имущество, концепция и бизнес-план. Даже небольшая ошибка на этих стадиях может обернуться в дальнейшем значительными убытками, связанными с затратами на реконцепцию, перестройку здания или же изменение прав. Например, ошибочная концепция торгового центра (из-за неверной оценки местоположения, неправильной «нарезки» помещений, неточного расчета человеко потоков) может привести к тому, что финансовые показатели проекта не будут достигнуты, что, в свою очередь, потребует существенных дополнительных затрат на перепозиционирование объекта. Недостаточно тщательная проверка прав продавца на объект может привести к тому, что сделка по приобретению этих прав может быть оспорена в суде, на объект будет наложен арест, и возможные убытки от этого окажутся весьма чувствительными для доходности всего проекта.
t, время |
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Влияние факторов внешней и внутренней среды приводит к существенным изменениям деятельности предприятий, изменяя характер развития этапов жизненного цикла объектов недвижимости.
Эти изменения влияют на характер функционирования девелоперской
компании и их эффективность на всех этапах жизненного цикла Н1 - Н6
В результате отрицательного воздействия внешней среды в экономической системе возникают следующие потери времени: + At / (этап строительства «Н3»), + At2/ (этап окупаемости «Н4»), что образует в системе большие убытки, связанные с инвестированием и возведением объектов, например: -ASу (этап строительства «Н3») и -AR3 (этап окупаемости «Н4») и т.д.
Попытки достичь «зону эффекта» за счет искусственного сокращения периода окупаемости инвестиций и увеличения цены конечной продукции (стоимость 1 кв. м. жилой площади и т.д.) (А2/ - В2/ - С - D2) для компании носит тупиковый характер, т.к. это существенно снижает рынки подрядных работ и заказов в регионах страны.
Для избежание образования возможных убытков предприятия должны в своей деятельности создавать защитные буферы и резервы, которые позволяют обеспечивать один из возможных вариантов инвестирования и возведения объектов недвижимости из «зоны рациональных значений», каждый из которых образует сокращения деятельности этапов жизненного цикла, а именно: - At/ (этап «НЗ»); - А1//(этап «Н4»); - /Ц//(этап «Н5»); и образуют дополнительные эффекты за счет сокращения суммарных затрат на +ASi/ (этап «Н3»); + Rэ (этап «Н4» и «Н5»).
Образование таких резервов способствует увеличению «зоны эффекта» с «Э,» до «Э2» («Э2» > «Эх»), уменьшению времени наступления этой зоны на величину - At2//, увеличению во времени этой зоны эффекта Xjl > t3, выполнению условий контракта при возведении объектов строительства ( т.е. tH и So6 ), невозможности получения зоны убытков (+А^/; + At2/; - AS. и т.д.).
Таким образом, обеспечение рациональных параметров деятельности девелоперской компании за счет эффективных вариантов инвестирования объектов недвижимости способствует увеличению их экономической устойчивости, существенно сокращает потери разных видов, образуют систему дополнительных эффектов в системе, что обеспечивает создания необходимых условий для развития компании.
Рассмотрим более подробно основные стадии жизненного цикла, включая начало разработки проекта, его реализацию, содержание (эксплуатацию, перепозиционирование и утилизацию).
А. Бизнес-идея
Главное, что необходимо сделать, прежде чем начнется долгий жизненный цикл любого объекта недвижимости, — это понять, чего же хочет инициатор проекта. Для этого он должен ответить для себя на два главных вопроса:
1) чем рынок коммерческой недвижимости привлекательнее других
рынков;
2) чего можно добиться, вкладывая средства в этот рынок.
Процедурой, помогающей ответить на первый вопрос, является SWOT-анализ, т.е. оценка плюсов и минусов проекта, его возможностей и рисков (табл. 2).
Ввиду жесткой привязки объектов недвижимости к географическому местоположению нужно очень хорошо знать особенности того или иного региона; экономическую основу его развития, особенности местной административной власти, ситуацию в бизнес-сообществе и т.д.
Достоинства | Недостатки |
Низкая волатильность Большой срок амортизации Большой срок существования актива | Низкая ликвидность Достаточно высокий порог вхождения в рынок Привязка актива к конкретному месту и т.д. |
Возможности | Риски |
Получение длительного стабильного дохода | Потеря собственности Неправильно выбранные партнеры Высокая стоимость исправления ошибок начальных этапов и др. |
Для оценки сценариев и возможностей развития рынка в целом необходимо представлять себе ситуацию и на зарубежных рынках недвижимости. Иными словами, прежде чем принимать решение о вхождении на рынок, нужно провести тщательное исследование этого рынка, его возможностей и опасностей, существующих диапазонов доходности, тенденций развития и основных факторов, оказывающих на него воздействие. После уяснения общих закономерностей нужно сделать поправку на особенности рынка в том регионе, куда планируется направить собственную активность и инвестиции. Для этого требуется узнать, насколько власти и местная бизнес-среда лояльны по отношению к представителям других регионов, как выстроены цепочки взаимоотношений между основными фигурантами рынка и властями, нужны ли сильные местные партнеры и каковы потребности локального рынка в тех или иных типах недвижимости.
В ходе такого исследования формируется ответ на второй вопрос: каковы цели конкретного инвестора? Ориентирован ли он на получение большей (по сравнению с другими рынками) доходности, на диверсификацию портфеля активов с целью снижения рисков, получение контроля над той или иной долей рынка, либо на достижение каких-то иных целей.
После того как получены ответы на два основных вопроса: какие цели преследует инвестор и почему он предпочел рынок коммерческой недвижимости, пора приступать к формированию бизнес-идеи. Например, инвестор определил дня себя, что его интересует офисная недвижимость в Санкт-Петербурге, потому что она имеет значительный потенциал роста и относительно низкие риски. Кроме того, он выяснил, что интервал до-ходностей на собственный капитал в этом секторе находится в пределах от 10 (готовый бизнес) до 22% (проект по строительству бизнес-центра «с нуля»). Теперь можно более точно определить, что же интересует инвестора. Скажем, его устраивает доходность в 17% при консервативном уровне рисков. Далее он выясняет, что под такую доходность можно приобрести готовый к сдаче межведомственной комиссии бизнес-центр категории В, находящийся вне исторического центра города, но в пределах 10-минутной пешеходной досягаемости от станции метро и не имеющий на момент покупки заключенных договоров аренды. Исходя из этой информации и бизнес-идеи начинается поиск конкретного объекта инвестирования.
Необходимо отметить, что формирование бизнес идеи — процесс достаточно сложный и требующий знания всех вышеперечисленных моментов. Менеджеры, участвующие в создании бизнес-идеи, должны обладать обширными познаниями во всех сферах, так или иначе соприкасающихся с рынком недвижимости, превосходно знать особенности локального рынка и обладать особой интуицией, что называется, «рыночным чутьем», позволяющим быстро принимать решения о том, представляет ли конкретный объект рыночный интерес для инвестирования. Сама бизнес-идея призвана сделать проект неповторимым, индивидуальным. Она должна выделить будущий объект из череды ему подобных и тем самым обеспечить экономическую эффективность проекта.
Основными участниками рынка, наиболее активно работающими на данном этапе являются собственник и/или девелопер. Более подробно данный раздел см. «Правовые экспертизы».
Б. Получение прав
Получение прав на объект недвижимости — вторая фаза жизненного цикла объекта недвижимости. Следует учесть, что этот процесс принципиально различен для объектов, находящихся в государственной и в частной собственности. Основную роль на этом этапе играют юристы и финансовые консультанты. Более подробно этот раздел будет рассмотрен в главе «Правовые экспертизы»
Прежде чем приступить к оценке прав продавца на конкретный объект, необходимо самым тщательным образом определить предмет будущей сделки, т.е. понять: что предлагается к продаже? Все варианты имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее распространенными являются следующие схемы:
— приобретение недвижимого имущества — помещения, отдельно стоящего здания или имущественного комплекса, включающего в себя здания и сооружения, земельный участок и внутриплощадочные сети с распределительными устройствами;
- приобретение долей (акций) юридического лица, владеющего недвижимым имуществом;
- переуступка права аренды недвижимого имущества.
Возможны более сложные варианты, связанные, например, с созданием совместного предприятия, в уставный капитал которого одна сторона вносит объект недвижимость, а другая — денежные средства, необходимые для его строительства или реконструкции. Этот вариант предпочтителен для бизнеса, в основе которого лежит развитие данного объекта. Другой вариант — переход права собственности по договору залога.
После того как стороны определили предмет договора, будущий покупатель приступает к процедуре, в западной практике называемой due diligence («должное усердие»). Это означает тщательный, всесторонний анализ всех аспектов будущей сделки: юридическую, техническую и финансовую (при покупке юридического лица) экспертизу, а также оценку стоимости объекта.
В рамках технической экспертизы определяется текущее техническое состояние элементов строительных конструкций и внутренних инженерных сетей, проводится экспертиза проектной и исполнительной документации, оцениваются состав и объем необходимых ремонтно-восстановительных работ. Это очень ответственная и сложная работа, которая поручается специалистам именно в этой области. Выводы технических экспертов ложатся в основу оценки будущих инвестиций.
Финансовая экспертиза проводится в случае приобретения акций или долей юридического лица. При этом анализируется структура активов и пассивов, особое внимание уделяется имеющимся и не имеющимся в бухгалтерском балансе (забалансовым) финансовым обязательствам приобретаемой компании.
Оценка стоимости должна определить, насколько предлагаемая продавцом цена соответствует рыночной.
Юридическая экспертиза должна ответить на ряд вопросов:
1) каковы права продавца на предлагаемый объект;
2) каковы права продавца на земельный участок под объектом;
3) каковы существующие и возможные обременения по использованию объекта;
4) существуют ли и могут ли возникнуть в будущем притязания третьих лиц на объект;
5) каковы основания возникновения у продавца прав на данный объект;
6) требуется ли разрешение соответствующего антимонопольного органа на проведение сделки
7) каковы полномочия стороны, ведущей переговоры о продаже объекта.
При юридической экспертизе тщательно изучаются:
— учредительные документы;
документы, на основании которых у продавца возникло право собственности на объект (план приватизации, договор купли-продажи и платежные документы к нему и т. д.);
документы, связанные с обременениями (зарегистрированные договоры аренды, охранные обязательства Комитета по охране памятников истории и культуры, сервитуты, высотные ограничения по строительству, обязательства по сохранению профиля объекта и т.д.);
документы, связанные с притязаниями третьих лиц (решения арбитражных судов, вся переписка, касающаяся оспаривания прав продавца);
прописанные в Уставе предприятия-продавца полномочия органа управления, принявшего решение о продаже (директор, правление, Совет директоров, собрание акционеров).
Если переговоры о будущей сделке ведет не сам продавец, а его доверенное лицо, то изучается доверенность этого представителя.
В некоторых случаях прежде чем приступить к экспертизам, покупатель настаивает на выдаче продавцом так называемой твердой оферты — гарантированного обязательства продать объект по цене не выше предложенной. Твердая оферта действует в течение определенного времени, необходимого покупателю для проведения всех экспертиз. Этот срок указывается в тексте оферты. Если продавец по своей инициативе отказывается от сделки с покупателем в указанные сроки и по указанной цене, он уплачивает покупателю штраф. Если же покупатель по своей инициативе отказывается от сделки, то он не платит ничего. На первый взгляд, условия твердой оферты жестки и не совсем справедливы по отношению к продавцу, однако, в действительности это не совсем так. Покупатель несет определенные расходы на проведение экспертиз, в то время как у продавца никаких расходов на этом этапе не возникает. Поэтому если продавец ешил отказаться от сделки или поднял цену (что может не устроить покупателя), то вполне логично, что он должен компенсировать его расходы.
После завершения экспертиз можно приступать к переговорам об окончательной цене сделки и схеме ее проведения. На данном этапе потребуется еще одна экспертиза для оценки налоговых последствий той или иной схемы.
В конце концов, все данные сводятся в два документа:
1) инвестиционный меморандум, описывающий результаты всех экс-
пертиз, оценку всех известных рисков и обоснование цены; |
2) предварительное соглашение между продавцом и покупателем, в
котором описываются все существенные условия будущего договора, последовательность действий каждой из сторон, расчетная схема и сроки вы-полнения каждого из этих действий.
Инвестиционный меморандум является внутренним документом покупателя, сверяющим конкретную сделку со стратегической линией развития его бизнеса. После того, как ответственные органы управления компании-покупателя (директор, правление, Совет директоров, собрание акционеров, инвестиционно-кредитный комитет и т. д.) утвердят инвестиционный меморандум, возможно подписание предварительного соглашения. Предварительное соглашение является совместным документом и определяет обязательства сторон по подготовке и проведению сделки. Только после его подписания можно приступать к ее заключению.