Электронная система управления.

На автомобиле F3 применяются различные электронные блоки управления. Электронный блок управления, как правило, относится к сложным техническим изделиям; поэтому если отказ произошел в системе электронного блока управления, для его определения и устранения необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными знаниями и навыками. Однако если технический специалист хорошо знает систему и владеет основными знаниями в области электрических цепей, он сможет самостоятельно правильно выполнить диагностику и необходимый ремонт. Подробная информация и технические характеристики электронных блоков управления приведены в соответствующих разделах настоящего руководства.

(1). Применение диагностических приборов.

 

/1/. Перед использованием любого диагностического прибора внимательно изучить его спецификацию и руководство по эксплуатации.

/2/. Перед подключением прибора к системе выключить зажигания, и только после этого включать прибор. Если не удается установить обмен данными между прибором и электронным блоком управления, причиной может быть как отказ оборудования автомобиля, так и отказ диагностической аппаратуры.

-- Если обмен данных между прибором и системами другого автомобиля происходит нормально, проверить линию передачи данных и электронный блок управления.

-- Если прибор не работает и на другом автомобиле, возможно, неисправен сам прибор, в этом случае необходимо изучить руководство по эксплуатации прибора или обратиться в службу технической поддержки поставщика оборудования.

(2). Порядок устранения неисправностей.

Определить процедуру устранения неисправности до начала непосредственного выполнения операций.

(3). Моделирование отказа.

Наиболее трудной задачей в процессе поиска и устранения неисправностей является определение признаков неисправности. С учетом этого необходимо тщательно проанализировать неисправность и смоделировать условия, аналогичные условиям возникновения признаков отказа.

Создать условия, приводящие к отказу, определить характер и место возникновения неисправности, а затем выполнить диагностику предположительно неисправных частей для подтверждения признаков отказа и окончательного определения его причины соответственно перечню кодов неисправностей системы.

/1/. Виброиспытания.

1. Слегка постучать. 2. Слегка потрясти. 3. Слегка покачать.

Данные испытания проводятся в том случае, если отказ оборудования предположительно вызван вибрацией частей.

A). Части и датчики: слегка постучать по поверхности предположительно неисправной части, при этом проверить возникновение отказа. Под воздействием сильной вибрации может происходить размыкание контактов реле.

B). Соединения: слегка потрясти соединение.

C). Кабельная шина: слегка покачать провода кабельной шины.

Во время раскачивания обратить внимание на соединения проводов в разъеме.

/2/. Температурное испытание.

Данные испытания проводятся в том случае, если отказ системы автомобиля предположительно происходит в результате нагрева.

1. Отказавшее устройство.

Нагреть предположительно неисправную часть с помощью фена или подобного устройства.

Примечание:

A). Не допускать нагрева частей до температуры выше 60°C, если специально не указано другое значение.

B). Не допускать непосредственного воздействия тепла на электронные блоки управления и подобные устройства.

/3/. Испытание дождеванием.

Данное испытание проводится в том случае, если отказ системы предположительно происходит в дождливую погоду или под воздействием высокой влажности.

Примечание:

A). Не поливать водой непосредственно двигатель; для изменения температуры и влажности в двигательном отсеке направлять воду на радиатор с передней стороны.

B). Не допускать попадания воды непосредственно на части электронного оборудования.

C). В случае если в дождливую погоду вовнутрь автомобиля протекает вода, возможно повреждение электронных компонентов или разъемов соединений. Проверять указанные части особенно внимательно.

/4/. Испытание на нагрузку под высоким напряжением.

Данное испытание проводится в том случае, если отказ системы предположительно происходит в результате перегрузки компонентов системы электрооборудования.

Включать систему обогрева, фары, устройство обогрева заднего стекла и другие электрические приборы, проверяя при этом наличие признаков неисправности.

(4). Проверка электрических цепей.

/1/. Основная проверка.

* Условия измерения сопротивления частей электрооборудования.

Если специально не оговорено иное, измерение сопротивления всех частей электрооборудования выполняется в помещении при температуре 20°C. После запуска двигателя температура происходит быстрый нагрев частей. Если измерения проводятся в таких условиях, полученные данные будут выходить за пределы диапазона допусков. Поэтому измерения можно проводить только после полного остывания двигателя.

* Разборка и сборка разъемов соединений.

-- Удерживая конец разъема пальцами, нажать на защелку и отсоединить разъем.

1, 2. Неправильно. 3. Правильно.

-- При разборке разъема не тянуть непосредственно за провод. Размыкать соединение, только удерживая разъем.

-- Перед соединением разъема проверить его на предмет деформации, наличие повреждений и выпадающих контактов.

-- При соединении вставлять штепсель разъема до характерного щелчка.

-- Если при проведении диагностики возникает необходимость вставить щуп с задней стороны разъема, следует учитывать, что такой способ проверки не допускается для водозащищенных разъемов. Для проверки таких разъемов приборы подключаются к проводам отводки от контактов разъема. При подключении щупов действовать осторожно, не допуская повреждения и смещения контактов.

* Проверка разъемов.

-- При соединении разъема удерживать одновременно головки штепселя и гнезда, убедиться, что разъем вставлен полностью и надежно зафиксирован.

-- После отсоединения разъема проверить его на предмет нарушения контактов, выпадения контактов, ослабления их посадки в корпусе разъема или повреждения контактов, слегка потянув за каждый провод с задней стороны головки разъема.

Кроме того, визуально осмотреть разъем и клеммы контактов на предмет обнаружения следов коррозии, металлических частиц, посторонних частиц и влаги, воздействия высоких температур, перегиба проводов загрязнения и деформации разъема.

1. Контакт штепсельного разъема.

* Проверка давления контактов разъема.

Вставить подходящий штепсель в гнездо разъема, проверить плотность зацепления и прижимное усилие между контактами штепселя и розетки.

* Подготовка контактов разъема.

1. Правильно. 2. Неправильно.

-- Если контакты покрылись пылью, очистить контакты с помощью воздухомета или протереть их чистой ветошью. Не зачищать контакты наждачной бумагой во избежание повреждения защитного покрытия.

-- Если давление контактов не соответствует требованиям, заменить разъем. При замене разъема одновременно заменять штепсельную головку и розетку, использовать только части аналогичного размера и конструкции.

-- В случае обнаружения поврежденных, деформированных и подверженных коррозии контактов заменить их новыми деталями. Неразборный разъем заменяется целиком.

* Демонтаж и установка кабельной шины.

1. Неправильно.

-- Перед демонтажем кабельной шины проверить ее соединения и крепежный элемент для обеспечения правильной последующей сборки.

-- Не тянуть кабельную шину с усилием во избежание ослабления контактов и деформации.

1. Категорически запрещено!

-- Держать кабельную шину на достаточном расстоянии от нагревающихся, вращающихся и подвижных частей с острыми углами. Прокладывать кабель на удалении от кромок панелей, головок болтов и других подобных предметов.

-- Не крепить кабельную шину вместе с другими частями.

-- Не разрезать и не снимать защитную оболочку кабельной шины. Если в процессе выполнения ремонтной операции необходимо разрезать защитную оболочку кабельной шины, установить новый кусок трубки оболочки или обмотать место разреза изоляционной лентой.

 

/2/. Проверка на разрыв цепи.

1. Измеряемое устройство. 2. Размыкание. 3. Электронный блок управления.

На рисунке показана проверка кабельной шины на разрыв цепи; место разрыва определяется в процессе измерения проводимости и электрического напряжения.

* Проверка сопротивления.

1. Измеряемое устройство. 2. Электронный блок управления.

-- Отсоединить разъемы A и C, как показано на рисунке, и измерить сопротивление между ними; фактическая измеренная величина сопротивления не должна превышать 1 Ом.

Примечание: в процессе измерения слегка потрясти провод.

Проверяемое соединение Заданные параметры
Контакт 1, разъем A – контакт 1, разъем C Не менее 10 кОм
Контакт 2, разъем A – контакт 2, разъем C <1 Ом

 

Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема A и контактом 1 разъема C.

 

* Отсоединить разъем B, измерить сопротивление между разъемами.

1. Измеряемое устройство. 2. Электронный блок управления.

Проверяемое соединение Заданные параметры
Контакт 1, разъем A – контакт 1, разъем C <1 Ом
Контакт 1, разъем B2 – контакт 1, разъем C Не менее 10 кОм

Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема C и контактом 1 разъема B2.

* Проверка напряжения.

1. Измеряемое устройство.

-- Включить электрическое питание в контуре и проверить контур на разрыв цепи измерением напряжения.

Как показано на рисунке, когда все разъемы соединены, последовательно измерить электрическое сопротивление между контактом 1 разъема A электропитания 5В электронного блока управления и кузовом автомобиля; между контактом 1 разъема B и кузовом автомобиля; между контактом 1 разъема C и кузовом автомобиля.

-- Пример:

Проверяемое соединение Заданные параметры
Контакт 1 разъема A – масса кузова
Контакт 1 разъема B – масса кузова
Контакт 1 разъема C – масса кузова

Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема B и контактом 1 разъема C.

/3/. Проверка на короткое замыкание.

1. Короткое замыкание.

* Если возникает короткое замыкание при подключении кабельной шины на массу, как показано на рисунке, можно определить участок, на котором возникло короткое замыкание, измерив электрическое сопротивление кузова автомобиля.

* Проверить проводимость кузова.

1. Электронный блок управления. 2. Измеряемое устройство.

-- Отсоединить разъемы A и C, измерить сопротивление между контактом 1 разъема A и массой кузова, контактом 2 и массой кузова. Измеренное значение сопротивления должно быть не менее 10 кОм.

Примечание: при этом слегка потрясти кабельную шину.

Проверяемое соединение Заданные параметры
Контакт 1 разъема A – масса кузова <1 Ом
Контакт 2 разъема A – контакт 2 разъема C Не менее 10 кОм

Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема B2 и контактом 1 разъема C.

-- Отсоединить разъем B, последовательно измерить сопротивление между контактом 1 разъема A и кузовом; сопротивление между разъемом B2 и кузовом.

Проверяемое соединение Заданные параметры
Контакт 1 разъема A – масса кузова Не менее 10 кОм
Контакт 1 разъема B2 – масса кузова <1 Ом

Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема A и контактом 1 разъема C.

/4/. Проверка и замена электронного блока управления.

* Примечание:

-- Подключить электронный блок управления и проверить разъем кабельной шины, вставляя щупы с задней стороны.

-- Если в описании процедуры проверки специально не оговорено иное, выключить двигатель, повернуть ключ в замке зажигания в положение ON и приступить к проверке.

-- Проверить надежность соединения разъема, проверить контакты на предмет ослабления посадки, коррозии и наличия повреждений.

* Проверка контура заземления электронного блока управления.

Проверить наличие неисправностей в цепи, восстановить повреждения, если произошел отказ электронного блока управления заменить блок и выполнить повторную проверку.

Пример:

1. Соединение на массу. 2. Сторона электронного блока управления. 3. Сторона кабельной шины.

-- Измерить сопротивление между контактом заземления электронного блока управления и массой; измеренное значение не должно превышать 1 Ом.

-- Отсоединить разъем электронного блока управления, проверить контакты заземления и провода кабельной шины на предмет образования перегибов и коррозии, а также попадания посторонних предметов. Затем проверить давление контактов гнезда разъема.

/5/. Прерывистый контакт и плохой контакт.

Прерывистый контакт возникает, как правило, в результате нарушения соединения между кабельной шиной и устройством, а также в случае выхода из строя электромагнитной обмотки. Тщательно проверить отказавший контур.

 

 

* Проверить надежность контакта между штепселем и гнездом.

* Почистить клеммы контактов, удалить все посторонние предметы, нарушающие контакт. При этом не зачищать контакты наждачной бумагой или с помощью подобных приспособлений.

* Не допускать загрязнения и попадания влаги на клеммы контактов.

* Не допускать повреждений разъема и клемм.

1. Проверить надежность контакта, соединив разъем и потянув за кабель с задней стороны. 2. Проверить величину прогиба и форму каждой клеммы контакта.

Тщательно проверить каждую клемму колодки разъема, проверить давление контактов при соединении. В случае ослабления или нарушения контакта выправить клемму таким образом, чтобы обеспечивался плотный контакт, или заменить клемму новой деталью.

* Для проверки на предмет нарушения контакта клеммы с проводом слегка потрясти кабельную шину. В случае обнаружения повреждения отремонтировать или заменить разъем.

* В случае повреждения изоляции оголенный провод может задевать другие провода или части, в результате чего происходит прерывистое короткое замыкание.

* В случае разрыва изолированного кабеля рекомендуется выполнить проверку проводимости. Если в многожильном кабеле остается один-два неповрежденных провода, сопротивление кабеля резко возрастает. В случае обнаружения повреждений отремонтировать или заменить кабель.