Электронная система управления.
На автомобиле F3 применяются различные электронные блоки управления. Электронный блок управления, как правило, относится к сложным техническим изделиям; поэтому если отказ произошел в системе электронного блока управления, для его определения и устранения необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными знаниями и навыками. Однако если технический специалист хорошо знает систему и владеет основными знаниями в области электрических цепей, он сможет самостоятельно правильно выполнить диагностику и необходимый ремонт. Подробная информация и технические характеристики электронных блоков управления приведены в соответствующих разделах настоящего руководства.
(1). Применение диагностических приборов.
/1/. Перед использованием любого диагностического прибора внимательно изучить его спецификацию и руководство по эксплуатации.
/2/. Перед подключением прибора к системе выключить зажигания, и только после этого включать прибор. Если не удается установить обмен данными между прибором и электронным блоком управления, причиной может быть как отказ оборудования автомобиля, так и отказ диагностической аппаратуры.
-- Если обмен данных между прибором и системами другого автомобиля происходит нормально, проверить линию передачи данных и электронный блок управления.
-- Если прибор не работает и на другом автомобиле, возможно, неисправен сам прибор, в этом случае необходимо изучить руководство по эксплуатации прибора или обратиться в службу технической поддержки поставщика оборудования.
(2). Порядок устранения неисправностей.
Определить процедуру устранения неисправности до начала непосредственного выполнения операций.
(3). Моделирование отказа.
Наиболее трудной задачей в процессе поиска и устранения неисправностей является определение признаков неисправности. С учетом этого необходимо тщательно проанализировать неисправность и смоделировать условия, аналогичные условиям возникновения признаков отказа.
Создать условия, приводящие к отказу, определить характер и место возникновения неисправности, а затем выполнить диагностику предположительно неисправных частей для подтверждения признаков отказа и окончательного определения его причины соответственно перечню кодов неисправностей системы.
/1/. Виброиспытания.
1. Слегка постучать. 2. Слегка потрясти. 3. Слегка покачать.
Данные испытания проводятся в том случае, если отказ оборудования предположительно вызван вибрацией частей.
A). Части и датчики: слегка постучать по поверхности предположительно неисправной части, при этом проверить возникновение отказа. Под воздействием сильной вибрации может происходить размыкание контактов реле.
B). Соединения: слегка потрясти соединение.
C). Кабельная шина: слегка покачать провода кабельной шины.
Во время раскачивания обратить внимание на соединения проводов в разъеме.
/2/. Температурное испытание.
Данные испытания проводятся в том случае, если отказ системы автомобиля предположительно происходит в результате нагрева.
1. Отказавшее устройство.
Нагреть предположительно неисправную часть с помощью фена или подобного устройства.
Примечание:
A). Не допускать нагрева частей до температуры выше 60°C, если специально не указано другое значение.
B). Не допускать непосредственного воздействия тепла на электронные блоки управления и подобные устройства.
/3/. Испытание дождеванием.
Данное испытание проводится в том случае, если отказ системы предположительно происходит в дождливую погоду или под воздействием высокой влажности.
Примечание:
A). Не поливать водой непосредственно двигатель; для изменения температуры и влажности в двигательном отсеке направлять воду на радиатор с передней стороны.
B). Не допускать попадания воды непосредственно на части электронного оборудования.
C). В случае если в дождливую погоду вовнутрь автомобиля протекает вода, возможно повреждение электронных компонентов или разъемов соединений. Проверять указанные части особенно внимательно.
/4/. Испытание на нагрузку под высоким напряжением.
Данное испытание проводится в том случае, если отказ системы предположительно происходит в результате перегрузки компонентов системы электрооборудования.
Включать систему обогрева, фары, устройство обогрева заднего стекла и другие электрические приборы, проверяя при этом наличие признаков неисправности.
(4). Проверка электрических цепей.
/1/. Основная проверка.
* Условия измерения сопротивления частей электрооборудования.
Если специально не оговорено иное, измерение сопротивления всех частей электрооборудования выполняется в помещении при температуре 20°C. После запуска двигателя температура происходит быстрый нагрев частей. Если измерения проводятся в таких условиях, полученные данные будут выходить за пределы диапазона допусков. Поэтому измерения можно проводить только после полного остывания двигателя.
* Разборка и сборка разъемов соединений.
-- Удерживая конец разъема пальцами, нажать на защелку и отсоединить разъем.
1, 2. Неправильно. 3. Правильно.
-- При разборке разъема не тянуть непосредственно за провод. Размыкать соединение, только удерживая разъем.
-- Перед соединением разъема проверить его на предмет деформации, наличие повреждений и выпадающих контактов.
-- При соединении вставлять штепсель разъема до характерного щелчка.
-- Если при проведении диагностики возникает необходимость вставить щуп с задней стороны разъема, следует учитывать, что такой способ проверки не допускается для водозащищенных разъемов. Для проверки таких разъемов приборы подключаются к проводам отводки от контактов разъема. При подключении щупов действовать осторожно, не допуская повреждения и смещения контактов.
* Проверка разъемов.
-- При соединении разъема удерживать одновременно головки штепселя и гнезда, убедиться, что разъем вставлен полностью и надежно зафиксирован.
-- После отсоединения разъема проверить его на предмет нарушения контактов, выпадения контактов, ослабления их посадки в корпусе разъема или повреждения контактов, слегка потянув за каждый провод с задней стороны головки разъема.
Кроме того, визуально осмотреть разъем и клеммы контактов на предмет обнаружения следов коррозии, металлических частиц, посторонних частиц и влаги, воздействия высоких температур, перегиба проводов загрязнения и деформации разъема.
1. Контакт штепсельного разъема.
* Проверка давления контактов разъема.
Вставить подходящий штепсель в гнездо разъема, проверить плотность зацепления и прижимное усилие между контактами штепселя и розетки.
* Подготовка контактов разъема.
1. Правильно. 2. Неправильно.
-- Если контакты покрылись пылью, очистить контакты с помощью воздухомета или протереть их чистой ветошью. Не зачищать контакты наждачной бумагой во избежание повреждения защитного покрытия.
-- Если давление контактов не соответствует требованиям, заменить разъем. При замене разъема одновременно заменять штепсельную головку и розетку, использовать только части аналогичного размера и конструкции.
-- В случае обнаружения поврежденных, деформированных и подверженных коррозии контактов заменить их новыми деталями. Неразборный разъем заменяется целиком.
* Демонтаж и установка кабельной шины.
1. Неправильно.
-- Перед демонтажем кабельной шины проверить ее соединения и крепежный элемент для обеспечения правильной последующей сборки.
-- Не тянуть кабельную шину с усилием во избежание ослабления контактов и деформации.
1. Категорически запрещено!
-- Держать кабельную шину на достаточном расстоянии от нагревающихся, вращающихся и подвижных частей с острыми углами. Прокладывать кабель на удалении от кромок панелей, головок болтов и других подобных предметов.
-- Не крепить кабельную шину вместе с другими частями.
-- Не разрезать и не снимать защитную оболочку кабельной шины. Если в процессе выполнения ремонтной операции необходимо разрезать защитную оболочку кабельной шины, установить новый кусок трубки оболочки или обмотать место разреза изоляционной лентой.
/2/. Проверка на разрыв цепи.
1. Измеряемое устройство. 2. Размыкание. 3. Электронный блок управления.
На рисунке показана проверка кабельной шины на разрыв цепи; место разрыва определяется в процессе измерения проводимости и электрического напряжения.
* Проверка сопротивления.
1. Измеряемое устройство. 2. Электронный блок управления.
-- Отсоединить разъемы A и C, как показано на рисунке, и измерить сопротивление между ними; фактическая измеренная величина сопротивления не должна превышать 1 Ом.
Примечание: в процессе измерения слегка потрясти провод.
Проверяемое соединение | Заданные параметры |
Контакт 1, разъем A – контакт 1, разъем C | Не менее 10 кОм |
Контакт 2, разъем A – контакт 2, разъем C | <1 Ом |
Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема A и контактом 1 разъема C.
* Отсоединить разъем B, измерить сопротивление между разъемами.
1. Измеряемое устройство. 2. Электронный блок управления.
Проверяемое соединение | Заданные параметры |
Контакт 1, разъем A – контакт 1, разъем C | <1 Ом |
Контакт 1, разъем B2 – контакт 1, разъем C | Не менее 10 кОм |
Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема C и контактом 1 разъема B2.
* Проверка напряжения.
1. Измеряемое устройство.
-- Включить электрическое питание в контуре и проверить контур на разрыв цепи измерением напряжения.
Как показано на рисунке, когда все разъемы соединены, последовательно измерить электрическое сопротивление между контактом 1 разъема A электропитания 5В электронного блока управления и кузовом автомобиля; между контактом 1 разъема B и кузовом автомобиля; между контактом 1 разъема C и кузовом автомобиля.
-- Пример:
Проверяемое соединение | Заданные параметры |
Контакт 1 разъема A – масса кузова | 5В |
Контакт 1 разъема B – масса кузова | 5В |
Контакт 1 разъема C – масса кузова | 5В |
Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема B и контактом 1 разъема C.
/3/. Проверка на короткое замыкание.
1. Короткое замыкание.
* Если возникает короткое замыкание при подключении кабельной шины на массу, как показано на рисунке, можно определить участок, на котором возникло короткое замыкание, измерив электрическое сопротивление кузова автомобиля.
* Проверить проводимость кузова.
1. Электронный блок управления. 2. Измеряемое устройство.
-- Отсоединить разъемы A и C, измерить сопротивление между контактом 1 разъема A и массой кузова, контактом 2 и массой кузова. Измеренное значение сопротивления должно быть не менее 10 кОм.
Примечание: при этом слегка потрясти кабельную шину.
Проверяемое соединение | Заданные параметры |
Контакт 1 разъема A – масса кузова | <1 Ом |
Контакт 2 разъема A – контакт 2 разъема C | Не менее 10 кОм |
Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема B2 и контактом 1 разъема C.
-- Отсоединить разъем B, последовательно измерить сопротивление между контактом 1 разъема A и кузовом; сопротивление между разъемом B2 и кузовом.
Проверяемое соединение | Заданные параметры |
Контакт 1 разъема A – масса кузова | Не менее 10 кОм |
Контакт 1 разъема B2 – масса кузова | <1 Ом |
Если измеренные значения соответствуют диапазонам, указанным в таблице выше, это является признаком разрыва цепи на участке между контактом 1 разъема A и контактом 1 разъема C.
/4/. Проверка и замена электронного блока управления.
* Примечание:
-- Подключить электронный блок управления и проверить разъем кабельной шины, вставляя щупы с задней стороны.
-- Если в описании процедуры проверки специально не оговорено иное, выключить двигатель, повернуть ключ в замке зажигания в положение ON и приступить к проверке.
-- Проверить надежность соединения разъема, проверить контакты на предмет ослабления посадки, коррозии и наличия повреждений.
* Проверка контура заземления электронного блока управления.
Проверить наличие неисправностей в цепи, восстановить повреждения, если произошел отказ электронного блока управления заменить блок и выполнить повторную проверку.
Пример:
1. Соединение на массу. 2. Сторона электронного блока управления. 3. Сторона кабельной шины.
-- Измерить сопротивление между контактом заземления электронного блока управления и массой; измеренное значение не должно превышать 1 Ом.
-- Отсоединить разъем электронного блока управления, проверить контакты заземления и провода кабельной шины на предмет образования перегибов и коррозии, а также попадания посторонних предметов. Затем проверить давление контактов гнезда разъема.
/5/. Прерывистый контакт и плохой контакт.
Прерывистый контакт возникает, как правило, в результате нарушения соединения между кабельной шиной и устройством, а также в случае выхода из строя электромагнитной обмотки. Тщательно проверить отказавший контур.
* Проверить надежность контакта между штепселем и гнездом.
* Почистить клеммы контактов, удалить все посторонние предметы, нарушающие контакт. При этом не зачищать контакты наждачной бумагой или с помощью подобных приспособлений.
* Не допускать загрязнения и попадания влаги на клеммы контактов.
* Не допускать повреждений разъема и клемм.
1. Проверить надежность контакта, соединив разъем и потянув за кабель с задней стороны. 2. Проверить величину прогиба и форму каждой клеммы контакта.
Тщательно проверить каждую клемму колодки разъема, проверить давление контактов при соединении. В случае ослабления или нарушения контакта выправить клемму таким образом, чтобы обеспечивался плотный контакт, или заменить клемму новой деталью.
* Для проверки на предмет нарушения контакта клеммы с проводом слегка потрясти кабельную шину. В случае обнаружения повреждения отремонтировать или заменить разъем.
* В случае повреждения изоляции оголенный провод может задевать другие провода или части, в результате чего происходит прерывистое короткое замыкание.
* В случае разрыва изолированного кабеля рекомендуется выполнить проверку проводимости. Если в многожильном кабеле остается один-два неповрежденных провода, сопротивление кабеля резко возрастает. В случае обнаружения повреждений отремонтировать или заменить кабель.