И) Советский период.

Молодое поколение мастеров — уже не эпигоны классицизма. Они постигали современность, стремились воплотить нового героя, искали новую форму — отчасти благодаря и влиянию импрессионизма.

Ампир.

Классицизм

Памятники.

Создание Этьеном Фальконе памятника Петру I — «Медного всадника» ( )явилось крупнейшим событием истории скульптуры XVIII века. Обобщенный монументальный образ объединяется здесь с ярко выраженной портретностью».

У Фальконе не было учеников в России, однако его произведение стало «школой мастерства» для русских скульпторов и воздействовала на них весьма благотворно.

В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль — классицизм. Он возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности.

Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.

Фёдор Гордеев был самым старшим из этого поколения скульпторов. Он прославился композицией «Прометей» и рядом надгробий. Именно ему русская скульптура была обязана серией копий с античных оригиналов, трактованных довольно свободно.

д) 19 век.

Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень сильно на эти умонастроения повлияла борьба с Наполеоном.

Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Над ней трудились лучшие мастера — Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.

К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся:

- скульптура здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном, и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн;

— убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым;

- Московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и Ивана Тимофеева;

- Нарвские Триумфальные ворота работы Демута-Малиновского и Пименова вместе с Петром Клодтом.

Иван Мартос: памятник Минину и Пожарскому (1818), скульптуры для Петергофа и Казанского собора, надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и многих других.

Борис Орлов: памятники в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором.

е) Вторая половина 19 века.

Скульпторам не удалось так глубоко проникнуть в психологию человека и с такой полнотой утвердить образ борца за социальную свободу и прогресс, как это сделали живописцы второй половины столетия.

Жанровая скульптура

«Парень, играющий в бабки» Николая Пименова и «Парень, играющий в свайку» (обе в 1836 г.)Александра Логановского, поставленные у Александровского дворца в Царском Селе. Они удостоились похвальных гекзаметров Пушкина.

Намного позже, в 1862 году, группа молодых художников создала работы, близкие по духу парням из Александровского дворца. Это были «Сеятели» работы Василия Крейтана и Матвея Харламова и «Косари» Михаила Попова и Ивана Подозёрова.

Из этой группы выделяется Подозёров — его «Косец» (1862), полон движения, видна попытка правдиво передать характер. Впоследствии скульптор создал большую серию острых портретов.

Наиболее «передвижнической» по настроению в скульптуре 2-й пол. века была группа «Крестьянин в беде» (1873) Матвея Чижова.

Пётр Клодт был одним из ведущих мастеров первой половины и середины века. В его творчестве получили дальнейшее развитие реалистические традиции русской пластики. Его работы: конные группы Аничкова моста(1836-1850), памятник Крылову, памятник Николаю I (1859) и др.

В проекте памятника «Тысячелетие России»,(1862) осуществленного по проекту Михаила Микешина принимали участие большой коллектив художников — Николай Лаверецкий, Гуго Залеман, Александр Опекушин и прочие.

Памятник Екатерине II (1873) в Петербурге занимает видное место в скульптуре эпохи. В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший собственно статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал.

ж) Исторический жанр.

Марк Антокольский — крупнейший мастер русской реалистической скульптуры 2-й пол. XIX века.

Его работы: «Иван Грозный»-1875, «Пётр I» -1872, «Христос перед судом народа»-1875, «Умирающий Сократ»- , «Иоанн Креститель» , «Спиноза и др.

з) Скульптура конца XIX — начала XX века.

Примеры: памятник Пушкину (1899)в г. Пушкин работы Роберта Баха, памятник Ивану Фёдорову (1909)работы Сергея Волнухина, памятник Гоголю( 1909 ) скульптора Николая Андреева.

Значительная монументальная работа начала ХХ века — Памятник Александру III ( 1909 ) Паоло Трубецкого.

Анна Голубкина относится к ведущим мастерам этого периода. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска (образы пролетариев, первый русский портрет Маркса, портрет А. Н. Толстого), драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира.

Александр Матвеев — еще один мастер, сложившийся в предреволюционную эпоху, и масштабно проявившийся позже. Он создал надгробие Борисова-Мусатова, портреты, этюды обнажённого тела, декоративные скульптуры.

Сергей Коненков — крупнейший мастер ХХ века. Уже первая его работа, «Камнебоец», показала его наследственность лучших традиций русского реализма.