Подгонка хода плунжера

Монтаж и спуск УШГН

Для спуска в скважину завозится отревизированный (отремонти­рованный) ШГН с эксплуатационным паспортом. Разборка насоса на скважине запрещается.

Насос подвергается визуальному осмотру: проверяется ход плун­жера в цилиндре, сверяется маркировка насоса с данными паспорта,


проверяется ход плунжера, состояние резьбовых соединений, патрубка удлинителя, фильтра или ГПЯ.

Перед проведением СПО рабочая площадка и приемные мостки должны быть очищены от грязи.

Спуск ШГН в скважину производится согласно компоновке, ука­занной в плане работ (заказ-наряде).

Перед спуском производится замер длины труб и штанг, оформля­ется мера.

При спуске трубного насоса сначала нужно спустить защитное приспособление (ГПЯ, фильтр и т.п.), затем цилиндр с всасывающим клапаном, с патрубком и муфтой под элеватор и насосно-компрес-сорные трубы до необходимой глубины.

НКТ, спускаемые в скважину на внутренней поверхности, не дол­жны иметь отложений солей, парафина, окалины и грязи. Для про­верки состояния внутренней поверхности, а также для подтвержде­ния проходного сечения (особенно при спуске НН2Б — 57 и вставных ШГН всех типоразмеров) НКТ шаблонируются шаблоном:

После спуска НКТ проверить и при необходимости заменить на планшайбе подвесной патрубок, а после отработки ШГН более одно­го года подвесной патрубок меняется в обязательном порядке.

После посадки планшайбы на фланец колонной головки, на штан­гах спускают плунжер. Не допуская трех последних штанг, произвес­ти промывку насоса жидкостью глушения, в объеме не менее 16 м3, для очистки насоса от возможных мехпримесей, окалины и т.п. При комплектовании компоновки автосцепом, плунжер спускается в ци­линдре, предварительно навернув узел автосцепа (пику или захват), и затем спускают колонну штанг.

Вставной насос спускается в следующей последовательности:

- защитное приспособление (газовый якорь, песчаный якорь, фильтр и т.п.);

- замковая опора;

- после посадки планшайбы на фланец колонной головки, в колон­ну НКТ на насосных штангах производится спуск вставного на­соса.

Насосные штанги, спускаемые в скважину, должны быть прямо­линейными и чистыми (без каких-либо отложений и повреждений внешней поверхности тела штанг, их резьбовых соединений и муфт).

Спуск последних трех штанг производить на малой скорости, во избежание резкой посадки плунжера в насос или вставного насоса в


замковую опору, иначе это может привести к задиру плунжера или повреждению посадочной поверхности замковой опоры.

При СПО штанг со скребками-центраторами необходимо обяза­тельное использование направляющей конусообразной воронки для предоотвращения сколов скребков-центраторов. Скорость спуска штанг - 0,25 м/с, при этом небходимо производить визуальный кон­троль за целостностью всех скребков-центраторов.

После спуска насоса в скважину на требуемую глубину, необходи­мо произвести подгонку колонны насосных штанг, для обеспечения нормальной работы штангового насоса.

Посадка плунжера является наиболее ответственной операцией. При допуске плунжера к цилиндру, последнюю штангу спускают мед­ленно, чтобы не допустить удара о нижнюю часть насоса.

Проворачивая всю колонну насосных штанг круговым ключом по ходу часовой стрелки (не более двух оборотов), медленно вводят плун­жер в цилиндр.

Когда посадка произведена, делают отметку на штангах, припод­нимают их и вторично сажают. Если метка на верхней (контрольной) штанге остается на прежнем месте, значит плунжер находится в на­сосе.

После этого регулируют ход плунжера при помощи подъемного агрегата.

Осторожно приподнимают штанги до тех пор, пока ИВЭ-50 — элек­тронный индикатор — веса зафиксирует вес всей колонны штанг, после этого делается вторая метка на верхней (контрольной) штанге. К рас­стоянию между первой и второй меткой плюсуется поправка на вы­тяжку штанг при работе ШГН, а суммарное расстояние составит 350— 400 мм.

В дополнение к суммарному расстоянию, на верхней (конт­рольной) штанге отмечают расстояние, соответствующее высоте СУСГ и нижнему положению головки балансира станка-качалки.

Поднимают верхнюю (контрольную) штангу, отвинчивают и вы­меряют этой штангой полированный шток, если верхняя (конт­рольная) штанга соответствует длине полированного штока, то ее за­меняют полированным штоком. Полированные штоки выпускают диаметром 32 мм и длиной 2600—4600 мм. Длину полированного штока выбирают в зависимости от длины хода станка-качалки.

При несоответствии длины верхней (контрольной) штанги длине


полированного штока, подгонку (подбор) длины заменяемой верх­ней (контрольной) штанги производят подгоночными шточками (по­луштангами) различной длины. Диаметр подгоночных шточков (по­луштанг) должен соответствовать диаметру верхней части колонны штанг.

Подбор длины заменяемой верхней (контрольной) штанги должен быть произведен так, чтобы соединение колонны штанг или подго­ночных шточков (при подборе длины заменяемой контрольной штан­ги) с полированным штоком, даже при самом верхнем положении плунжера, не касалось СУСГ.

После завершения работ по подгонке хода плунжера собрать усть­евое оборудование и при помощи подъемного агрегата, перемещени­ем колонны штанг сделать не менее 6-8 ходов плунжера и вызвать подачу (при низком статическом уровне долить скважину до устья).

Провести ревизию СУСГ, сменить нижнее сальниковое уплотне­ние, в случае выявления дефектов СУСГ - дать заявку нефтепромыс­лу на завоз нового и заменить его.

За 2 часа до запуска скважины, бригадой подтверждается заявка на вызов представителя нефтепромысла. Заявка передается диспет­черу или технологу нефтепромысла.

В присутствии представителя ЦДНГ вызвать подачу и опрессовать НКТ насосом с составлением акта о приемке скважины из ремонта, затем посредством канатной подвески подвести колонну штанг к го­ловке балансира и запустить станок-качалку в работу.

Мастер бригады ПРС (КРС) заполняет эксплуатационный паспорт ШГН с указанием всех параметров компоновки спущенного подзем­ного оборудования (диаметр НКТ, штанг, наличие и количество цен­траторов, фильтра, ГПЯ и т.п.).

Акт о сдаче скважины из ремонта подписывается, после 72 часов безотказной работы ШГН, представителем нефтепромысла. Основа­нием для подписания акта о сдаче скважины из ремонта является ди-намограмма, снятая после запуска скважины. К акту на ремонт сква­жины прилагается эксплуатационный паспорт ШГН, который дол­жен хранится вместе с актом, и при последующем ремонте переда­ваться ЦПРС с заполнением данных о работе насоса.