Подготовка трубы
Монтаж подъемного агрегата и расстановка оборудования (рис. 4.1.5)
Зс
Схема расположения оборудования, агрегатов, приспособлений при ремонте скважин
Переезд бригады и подготовительные работы к ремонту
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Транспортировка ремонтной бригады - один наиболее важных в организационном отношении процессов в цикле ремонтных работ. Особенно важна четкость в переезде для бригад текущего ремонта. В среднем, одна бригада подземного ремонта в месяц делает десять и более переездов. Зачастую оказывается, что во время переезда меняется маршрут следования, бригаду направляют на другую, более продуктивную, скважину. Переезд требует определенного технического и организационного уровня, неусыпного контроля и умения быстрого принятия решения (рис. 4.1.1).
Для бригад капитального ремонта важно, кроме четкого переезда, оперативное обеспечение материалами и инструментом в период ведения ремонтных работ (аварийный инструмент, цемент, технологическая труба и т.п.) (рис. 4.1.2). Переезд бригады осуществляется, согласно плану переезда, по маршруту, указанному на карте нефтепромысловых дорог.
Для проведения ремонтных работ около скважины промысел должен подготовить рабочую площадку, обеспечить электроэнергию. Скважина передается в ремонт актом приема-сдачи. Скважина должна быть заглушена жидкостью соответствующей плотности. Перед разборкой устьевой арматуры скважины давление в затрубном пространстве необходимо снизить до атмосферного.
Устье скважин с возможным нефтегазопроявлением на период работы должно быть оснащено противовыбросовым оборудованием в соответствии с планом производства работ. Монтаж противовыбро-сового оборудования осуществляется согласно схеме установки и обвязки противовыбросового оборудования предприятия, согласованной с противофонтанной службой и органами Ростехнадзора (Госгор-технадзора).
Рис. 4.1.1. Погрузка оборудования дм ремонта скважины
Рис. 4.1.2. Переезд бригады по ремонту скважины
Производят монтаж передвижного агрегата. Расстановка оборудования осуществляется согласно утвержденной схеме (рис. 4.1.3). После проведения подготовительных работ и монтажа ПВО и подъемного агрегата проводится пусковая комиссия. Руководит ею начальник цеха ремонта скважин. Комиссия проверяет исправность оборудования, особо проверяются механизмы и оборудование, работа с которыми
Автовымотка |
оЯкорь |
Бытовые и служебные вагоны
Рис. 4.1.3. Схема расстановки оборудования, агрегатов и приспособлений при ремонте скважин
Основание
ГТМ; график движения бригад; телефонограмма на передислокацию бриг; план работ (план-заказ); план переезда, карта промысловых работ
Переезд
Расстояние (маршрут)
Количество ед.техники
Количество рейсов
Время
Подготовительные работы
Площадка
Электроэнергия
Завоз трубы
Проезд
Акт приема-передачи скважины в ремонт
Глушение
Акт на проведение глушения
Монтаж ПВО
Акт опрессовки ПВО. Разрешение на пуск
Схема монтажа; паспорт на ПВО или КГО; акты опрессовки ПВО; акты на дефектоскопию;
Пусковая комисс!
Документация на подъемный агрегат (акты на дефектоскопию, паспорт каната, ТО..
Документация на инструмент, ключи, элеваторы, индикатор веса, таблица расчета веса
Персонал (удостоверения по охране труда с отметкой об обученное™, журнал проведения инструктажей, журнал проверки состояния условий труда, журнал проведения учебных тревог)
Технологическая документация (схемы, регламенты, технологические инструкции, журнал меры труб)
Средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения, средства электробезопасности, средства оказания первой помощи
Разрешение на начало работ
Рис. 4.1.4. Переезд бригады и подготовительные работы к ремонту
сопряжена с особой опасностью, — элементы талевой системы, приборов контроля над их работой, элеваторов, а также противовыбро-сового оборудования, систем электробезопасности. Особое внимание необходимо обратить на подготовку персонала (его обучение, прохождение инструктажа). Начало ремонтных работ без надлежащего проведения пусковой комиссии, невыполнение бригадой ее предписаний, неправильное оформление документации (или ее неоформление) сопряжено с большим производственным риском. Это может привести к авариям, несчастным случаям, остановкам работы бригады (рис. 4.1.4).
1) выбирается, расчищается и при необходимости планируется площадка для установки подъемника, приемных мостов и стеллажей;
2) при установке подъемника запрещено находиться в зоне движения подъемника к устью скважины;
3) движением подъемника руководит старший вахты (ст. оператор ТРС, бурильщик КРС);
4) под колеса подъемника, после его установки, устанавливаются противооткатные упоры;
5) под опорные домкраты устанавливаются деревянные подушки, брусья сбиваются между собой скобами;
6) производится установка на домкраты и сЬик- ^иСш 4.1,5. Подъем мачты подъемника для сация их контргайками. Ртонта асважшш
Работы на высоте по монтажу, демонтажу и ремонту вышек и мачт в ночное время, при ветре со скоростью 8 м/с и выше, во время грозы, сильного снегопада, при гололедице, ливне, тумане, видимостью менее 100 м, должны быть приостановлены. Порядок работ следующий:
- при подъеме мачты следить за выполнением работы, в случае отклонений — немедленно сообщить машинисту подъемника;
- произвести монтаж оттяжек (рис. 4.1.6);
- силовые и ветровые
оттяжки А-50 должны ___________________________
4 зажима на расстоянии не менее 300мм друг от друга |
закрепляться заякори на расстоянии 28 м и под углом 45°. Неточность установки якорей допускается ±1,5 м;
Рис. 4.1.6. Монтаж оттяжек мачты подъемника для ремонта скважины |
- оттяжки к якорям присоединять при помощи винтовых оттяжек специальными цепями, с приспособлением для их надежной фиксации, или маркированными петлями и крепить не менее как четырьмя зажимами, расположенными между собой на расстоянии не менее 300 мм;
- винтовые оттяжки должны иметь контрольные окна или установленные ограничители, исключающие полное выворачивание винтов из гаек;
- на расстоянии 100 мм от вертикального кон-
ца врезается крестовина, диаметром 26 мм, на которую зацепляется петля из стального каната, диаметром не менее 18 мм;
- произвести заземление подъемного агрегата;
- силовые кабели уложить на треноги;
- произвести монтаж рабочей площадки;
- проверить центричность талевого блока по отношению к оси скважины, произвести центровку.
Один из важнейших организационных вопросов — обеспечение бригады трубой. Проблема заключается в том, что НКТ принадлежит НГДУ, хотя находится в работе в бригаде КРС.
На трубной базе (ПРЦТиТ) производятся гидравлические испытания, шаблонировка, маркировка и сортировка труб, а также калибровка резьб. Непосредственно на скважине осуществляется наружный осмотр, повторное шаблонирование, укладка труб в порядке спуска в скважину и замер их длины.
Транспортирование труб на скважину производится специальным транспортом. При погрузке между рядами труб необходимо прокладывать деревянные прокладки, предохраняющие трубы от ударов. При этом концы труб не должны свешиваться или выступать за габариты транспортного средства более чем на 1 м. Транспортировка труб без предохранительных колец и ниппелей запрещается.
При разгрузке и укладке труб на стеллажи у скважины необходимо, чтобы муфтовые концы были обращены к устью скважины. При этом не допускается сбрасывание труб, ударение друг о друга, перетаскивание волоком.
При визуальном осмотре труб на скважине определяется состояние наружной поверхности трубы, муфты и их резьбовых частей. Обнаруженные небольшие забоины на поверхности трубы допускается удалять с помощью напильника.
Подготовленные трубы необходимо уложить штабелями на стеллажи в порядке очередности спуска в скважину, а между рядами поместить деревянные прокладки. Торцы муфт каждого ряда труб должны находиться на одной общей прямой линии, а последующие вышележащие ряды - ступенчато, отступать от каждого уложенного ряда на длину муфты.
При использовании труб разных диаметров и конструкций необходимо группировать их по типам и размерам. Переводник для евин-
чивания их между собой рекомендуется навернуть заранее в муфту последней трубы спускаемой секции.
Перед спуском трубы необходимо замерить, данные замера внести в "Меру колонны НКТ", определить длину труб и необходимое количество для спуска.
Шаблонирование труб необходимо производить при подъеме труб с мостков для спуска в скважину. При эксплуатации НКТ следует контролировать количество сворачиваний-разворачиваний труб.
При непрохождении шаблона в трубе ее отбраковывают. На трубах, забракованных при проверке, необходимо сделать пометку "БРАК" устойчивой к климатическим условиям краской. Выбракованные трубы складировать отдельно от основных труб.