Погружной электродвигатель
Погружные асинхронные двигатели (ПЭД), в зависимости от мощности, изготавливаются одно- и двухсекционными. Для различных типоразмеров питание электродвигателя осуществляется напряжением от 380 до 2300 В. Рабочая частота переменного тока составляет 50 Гц, при этом частота вращения вала двигателя составляет 3000 мин-1. Импортные электродвигатели (моторы) работают при частоте тока 60 Гц и обеспечивают 3500 мин-1. При использовании регулятора частоты (вариатора) допускается работа двигателя при частоте тока от 40 до 60 Гц. Мощность двигателей достигает 500 кВт.
Двигатели мощностью более 180 кВт — диаметром 123 мм, более 90 кВт — диаметром 117 мм, 63 кВт — 103 мм и мощностью 45 кВт -диаметром 96 мм.
Структура условного обозначения ПЭД — погружной электродвигатель — следующая: за буквами число обозначает мощность двигателя в кВт, далее - диаметр корпуса в мм, например ПЭД 45-103.
В состав погружного электродвигателя (ПЭД) входят: двигатель и гидрозащита, состоящая из протектора и компенсатора.
Протектор предназначен для защиты от попадания пластовой жидкости в маслонаполненныи электродвигатель и предотвращает утечки масла при передаче вращения от электродвигателя к насосу.
Погружной электродвигатель (ПЭД) — трехфазный, асинхронный с короткозамкнутым ротором, маслозаполненный и герметичный. Электроэнергия на двигатель подается через специальный бронированный кабель.
Компенсатор предназначен для выравнивания давления масла в двигателе с давлением жидкости в скважине и пополнения объема масла в двигателе.
Электродвигатель (рис. 2.13). Работа асинхронного электродвигателя основана на том, что при подаче переменного трехфазного тока на протяжную обмотку статора возникает магнитное поле, под воздействием которого ротор начинает вращаться вокруг своей оси.
Статор выполнен из трубы, в которую запрессован магнитопро-вод, изготовленный из листовой электротехнической стали. Статор магнитомягкий по всей длине. В пазы статора уложена трехфазная протяжная обмотка из специального обмоточного провода. Фазы обмотки соединены в звезду.
Внутри статора размещается ротор, представляющий из себя набор пакетов, разделенных между собой промежуточными подшипниками и последовательно надетыми на вал. Вал ротора для обеспечения циркуляции масла, выполнен пустотелым. Пакеты ротора набраны из листовой электротехнической стали. В пазы пакетов вставлены медные стержни, сваренные по торцам с короткозамкнутыми медными кольцами.
Гидрозащита
Применение электродвигателя в скважине возможно при обеспечении герметичности маслонаполненного электродвигателя. Для предохранения от попадания во внутреннюю полость ПЭД пластовой жидкости служит гидрозащита. Гидрозащита состоит из компенсатора и протектора.
Торцевое уплотнение |
Протектор устанавливается над двигателем и служит для обеспечения герметичности электродвигателя при передаче вращательного движения от двигателя к насосу.
Узел пяты |
Верхнее торцевое уплотнение предназначено для герметизации внутреннего пространства электродвигателя.
Перепускной клапан |
Нижний конец вала соединяется с валом электродвигателя, верхний конец - с валом насоса при монтаже на скважине.
Резиновая диафрагма |
Рис. 2.13. Электродвигатель УЭЦН |
В протекторе расположен узел пяты, который воспринимает осевые нагрузки, действующие на вал при работе насоса. Он расположен в нижней части протектора, что исключает работу без масла и его перегрев.
Компенсатор обеспечивает передачу и уравнивание давления пластовой жидкости в зоне подвески двигателя с давлением масла в двигателе, а также изменением своего объема компенсирует тепловые изменения объема масла в двигателе в процессе его работы.
Внутренняя полость диафрагмы сообщается с внутренней полостью электродвигателя и заполняется маслом при монтаже двигателя. Это масло служит запасом для компенсации его естественного расхо-
да через нижнее торцовое уплотнение, герметизирующее вращающийся вал.
Обратный и сливной клапаны (рис. 2.14)
Спускной (сбивной, сливной) клапан предназначен для слива жидкости из лифта (колонны насосно-компрессорных труб) при подъеме насоса из скважины. В корпус спускного клапана ввернут штуцер. Перед подъемом насоса из скважины конец штуцера сбивается (обламывается) специальным инструментом (например, ломом, сбрасываемым в НКТ) и жидкость из колонны НКТ вытекает через отверстие в штуцере в затрубное пространство.
Обратный клапан предназначен для предотвращения обратного вращения рабочих колес насоса под воздействием выравнивания столба жидкости в НКТ и затрубном пространстве, при остановках насоса, и облегчения повторного запуска насоса.
Под воздействием потока перекачиваемой жидкости тарелка поднимается, открывая клапан. При остановке насоса тарелка опускается на седло под воздействием столба жидкости в напорном трубопроводе, т.е. клапан закрывается.
Прослабленное сечение штуцера Полый штуцер Присоединительная резьба Корпус Направляющая втулка Тарелка клапана Обрезиненное седло Присоединительная резьба |
Толщина стенки Диаметр |
Рис. 2.14. Обратный и сливной клапаны УЭЦН
Рис. 2.15. Напорный трубопровод УЭЦН
Напорный трубопровод (лифт) (рис. 2.15)
Для обеспечения подъема пластовой жидкости и газа на поверхность при эксплуатации скважин УЭЦН применяются насосно-ком-прессорные трубы. Как правило, на промыслах России используются трубы диаметром 60, 73, 89 мм (соответственно 2", 2,5" и 3"). Трубы последовательно соединяются на резьбе, составляя колонну НКТ (лифт).
Условное обозначение труб включает: тип трубы (кроме гладких труб), условный диаметр трубы, толщину стенки, группу прочности, например НКТ 73 - 5.5Д.
Для крепления кабельной линии при спуске УЭЦН в скважину применяют пояса крепления, а в скважинах с осложненной траекторией спуска (высокая степень искривленности ствола скважины) для защиты кабеля от повреждений применяют протекторы.
На скважину завозится НКТ необходимой проектной длины. В качестве запаса предусматривается 5% от общей длины труб. Длина одной НКТ примерно 9 м.