Ликвидация аварий на подводных переходах.
Аварийно-восстановительные работы на МТП.
К ситуациям, требующим аварийно-восстановительного ремонта ТП, относятся:
а) разрывы стенок трубопровода и запорной арматуры, сварных стыков, приводящие к прекращению работы ТП и представляющие большую опасность для близлежащих населенных пунктов, окружающей среды;
б) небольшие нарушения герметичности или механические повреждения, не влияющие на процесс перекачки, но снижающие безопасность и представляющие потенциальную угрозу;
в) небольшие нарушения герметичности и прочности тр-да, не сказывающиеся на режиме перекачки, не перерастающие в аварию и не представляющие серьезной опасности для жизни людей и природной среды.
Аварийно-восстановительные работы (АВР) включают следующие этапы работ: поиск точного места аварии и определение ее характера; сбор, выезд и доставку персонала и технических средств АВР к месту аварии; выполнение работ по локализации и сбору разлившегося продукта и АВР; ликвидацию последствий аварии.
Информация о повреждениях на нефтепроводе поступает в результате любых проверок на герметичность и непосредственных наблюдений по трассе. Следствием повреждений является резкое падение давления в напорной линии насосной станции, а также срабатывание аварийной защиты следующей по потоку станции.
На технологию и организацию АВР большое влияние оказывают как характер аварии, так и ее последствия, трассовые и климатические условия, место расположения повреждения на трубопроводе и т.д.
По условиям трассы и климата аварии подразделяются на происшедшие на обычных, болотистых, горных и пустынных участках трассы, участках вечной мерзлоты, переходах трубопроводов через дороги и реки.
К технологии ликвидации аварий предъявляются следующие требования:
снижение до минимума вредного воздействия на окружающую среду, соседние коммуникации и объекты народного хозяйства;
надежное восстановление герметичности трубопровода;
обеспечение проектного уровня несущей способности трубопровода;
обеспечение минимального ущерба и времени простоя трубопровода при ремонте.
В каждом конкретном случае в зависимости от характера и места аварии должен быть выбран соответствующий способ ремонта.
Перед началом работ по ликвидации аварий весь привлекаемый к ним персонал должен быть дополнительно проинструктирован ответственным производителем работ по безопасным методам и приемам ведения АВР, а также по правилам поведения во взрыво- и пожароопасной обстановке, других опасных условиях и обстоятельствах данной аварии.
До начала ремонтных работ необходимо установить наличие и обозначить знаками расположение всех коммуникаций в радиусе работ. На слабых грунтах и в топких местах необходимо устроить настилы из бревен, брусьев, инвентарных щитов или cланей.
Общая нагрузка технических средств на настил не должна превышать расчетной величины, а для инвентарных покрытий - паспортных данных. Устойчивость работающих на настилах (покрытиях) механизмов при необходимости должна обеспечиваться заякориванием либо оборудованием контргрузов.
Перед началом огневых работ для исполнителей работ должен быть проведен инструктаж по соблюдению мер безопасности.
Работы по противокоррозионной изоляции трубопроводов при ликвидации аварий также относятся к разряду огнеопасных и требуют соблюдения соответствующих требований.
Порядок организации работ по ликвидации аварии:
1. Обнаружение аварии;
2. Поиск точного места аварии и определение характера повреждения;
3. Оповещение должностных лиц о случившейся аварии;
4. Оповещение вышестоящих инстанций и организаций в соответствии с планом ликвидации аварий;
5. Сбор, выезд и доставка персонала с техническими средствами к местам производства АВР на тр-де. Локализация и сбор аварийно-разлитой нефти на водной поверхности;
6. Выполнение АВР на тр-де. Локализация и сбор разлитой нефти;
7. Ликвидация последствий аварийного загрязнения;
8. Расследование причин аварий, определение ущерба, оформление документации.
После получения сообщения об аварии руководитель линейного пункта диспетчерской связи организует сбор и выезд патрульной группы для контрольного осмотра подводного перехода и прилегающих участков с целью определения точного места аварии. При обнаружении следов выхода нефти на поверхность водоема патрульная группа сообщает начальнику ЛПДС, диспетчеру районного диспетчерского пункта (РДП) или оператору ЛПДС о месте и характере выхода нефти, отсекает ПП путем закрытия задвижек на берегах и ограждает место аварии знаками, запрещающими приближение людей и техники к месту аварии. Также патрульная группа разведывает местность, подъезды к руслу реки, выбирает место для установки боновых заграждений и сбора нефти.
Процесс локализации нефтяного разлива предусматривает: ограничение движения нефтяного пятна к береговым зонам базирования хозяйственных объектов, населенных пунктов и локализацию нефтяного пятна в месте, удобном для последующего сбора и транспортировки собранной нефти.
Для борьбы против распространения нефти наиболее часто используют заграждения.
При всем многообразии конструктивных решений и принципов сбора и приема нефти работа всех нефтесборных систем основана на различии физических свойств нефти и воды (различие в плотности и молекулярном сцеплении нефти и воды с поверхностями различных материалов). Применяют различные сорбционные нефтесборные устройства, ПАВы, нефтесборщики, боновые заграждения.
Укрепленные берега очищают следующим образом. Устраивают плавающее заграждение на расстоянии 1-2 м от берега, а нефть, скопившуюся между камнями, посыпают сорбентом, вымывают струей воды в сторону заграждения и собирают с помощью нефтесборных устройств. С кустарников и деревьев нефть смывают струей воды, подаваемой под давлением. Загрязненную нефтью водную растительность скашивают с помощью специальных косилок, установленных на лодках, или вручную.
Также локализация нефти и направление ее в зону сбора в условиях наличия ледового покрова проводится в результате создания во льду направляющих ледовых прорезей. Прорези располагают под углом к течению реки в зависимости от скорости в соответствии с рекомендуемыми углами установки БЗ.