Ликвидация аварий на подводных переходах.

Аварийно-восстановительные работы на МТП.

К ситуациям, требующим аварийно-восстановительного ремонта ТП, относятся:

а) разрывы стенок трубопровода и запорной арматуры, сварных стыков, приводящие к прекращению работы ТП и представляющие большую опасность для близле­жащих населенных пунктов, окружающей среды;

б) небольшие нарушения герметичности или механические повреждения, не влияющие на процесс перекачки, но снижа­ющие безопасность и представляющие потенциальную угрозу;

в) небольшие нарушения герметичности и прочности тр-да, не сказывающиеся на режиме перекачки, не пе­рерастающие в аварию и не представляющие серьезной опас­ности для жизни людей и природной среды.

Аварийно-восстановительные работы (АВР) включают следую­щие этапы работ: поиск точного места аварии и определение ее характера; сбор, выезд и доставку персонала и технических средств АВР к месту аварии; выполнение работ по локализации и сбору разлившегося продукта и АВР; ликвидацию последствий аварии.

Информация о повреждениях на нефтепроводе поступает в результате любых проверок на герметичность и непосред­ственных наблюдений по трассе. Следствием повреждений является резкое падение давления в напорной линии насосной станции, а также срабатывание аварийной защиты следую­щей по потоку станции.

На технологию и организацию АВР большое влияние ока­зывают как характер аварии, так и ее последствия, трассо­вые и климатические условия, место расположения повреж­дения на трубопроводе и т.д.

По условиям трассы и климата аварии подразделяются на происшедшие на обычных, болотистых, горных и пустын­ных участках трассы, участках вечной мерзлоты, переходах трубопроводов через дороги и реки.

К технологии ликвидации аварий предъявляются следую­щие требования:

снижение до минимума вредного воздействия на окружа­ющую среду, соседние коммуникации и объекты народного хозяйства;

надежное восстановление герметичности трубопровода;

обеспечение проектного уровня несущей способности трубопровода;

обеспечение минимального ущерба и времени простоя трубопровода при ремонте.

В каждом конкретном случае в зависимости от характера и места аварии должен быть выбран соответствующий спо­соб ремонта.

Перед началом работ по ликвидации аварий весь привле­каемый к ним персонал должен быть дополнительно проин­структирован ответственным производителем работ по безо­пасным методам и приемам ведения АВР, а также по прави­лам поведения во взрыво- и пожароопасной обстановке, других опасных условиях и обстоятельствах данной аварии.

До начала ремонтных работ необходимо установить нали­чие и обозначить знаками расположение всех коммуникаций в радиусе работ. На слабых грунтах и в топких местах необходимо устро­ить настилы из бревен, брусьев, инвентарных щитов или cланей.

Общая нагрузка технических средств на настил не должна превышать расчетной величины, а для инвентарных покры­тий - паспортных данных. Устойчивость работающих на настилах (покрытиях) механизмов при необходимости долж­на обеспечиваться заякориванием либо оборудованием контргрузов.

Перед нача­лом огневых работ для исполнителей работ должен быть проведен инструктаж по соблюдению мер безопасности.

Работы по противокоррозионной изоляции трубопроводов при ликвидации аварий также относятся к разряду огнеопас­ных и требуют соблюдения соответствующих требований.

Порядок организации работ по ликвидации аварии:

1. Обнаружение аварии;

2. Поиск точного места аварии и определение характера повреждения;

3. Оповещение должностных лиц о случившейся аварии;

4. Оповещение вышестоящих инстанций и организаций в соответствии с планом ликвидации аварий;

5. Сбор, выезд и доставка персонала с техническими средствами к местам производства АВР на тр-де. Локализация и сбор аварийно-разлитой нефти на водной поверхности;

6. Выполнение АВР на тр-де. Локализация и сбор разлитой нефти;

7. Ликвидация последствий аварийного загрязнения;

8. Расследование причин аварий, определение ущерба, оформление документации.

После получения сообщения об аварии руководитель линейно­го пункта диспетчерской связи организует сбор и выезд патруль­ной группы для контрольного осмотра подводного перехода и прилегающих участков с целью определения точного места ава­рии. При обнаружении следов выхода нефти на поверхность водо­ема патрульная группа сообщает начальнику ЛПДС, диспетчеру районного диспетчерского пункта (РДП) или оператору ЛПДС о месте и характере выхода нефти, отсекает ПП путем закрытия задвижек на берегах и ограждает место аварии зна­ками, запрещающими приближение людей и техники к месту ава­рии. Также патрульная группа разве­дывает местность, подъезды к руслу реки, выбирает место для уста­новки боновых заграждений и сбора нефти.

Процесс локализации нефтяного разлива предусматривает: ограничение движения нефтяного пятна к береговым зонам бази­рования хозяйственных объектов, населенных пунктов и локали­зацию нефтяного пятна в месте, удобном для последующего сбора и транспортировки собранной нефти.

Для борьбы против распространения нефти наиболее часто используют заграждения.

При всем многообразии конструктивных решений и принципов сбора и приема нефти работа всех нефтесборных систем основа­на на различии физических свойств нефти и воды (различие в плотности и молекулярном сцеплении нефти и воды с поверхностя­ми различных материалов). Применяют различные сорбционные нефтесборные устройства, ПАВы, нефтесборщики, боновые заграждения.

Укрепленные берега очищают следующим образом. Устраи­вают плавающее заграждение на расстоянии 1-2 м от берега, а нефть, скопившуюся между камнями, посыпают сорбентом, вымывают струей воды в сторону заграждения и собирают с помо­щью нефтесборных устройств. С кустарников и деревьев нефть смывают струей воды, подаваемой под давлением. Загрязненную нефтью водную растительность ска­шивают с помощью специальных косилок, установленных на лод­ках, или вручную.

Также локализация нефти и направление ее в зону сбора в условиях наличия ледового покрова проводится в результате со­здания во льду направляющих ледовых прорезей. Прорези рас­полагают под углом к течению реки в зависимости от скорости в соответствии с рекомендуемыми углами установки БЗ.