Расчетные нагрузки и воздействия.
Критерии оптимальности
Информация, необходимая для выбора оптимальной трассы
Выбор трасс МТП и их основные требования.
Конструктивные схемы линейной части трубопроводов
В настоящее время при применяют подземную, полуподземную, наземную и надземную схемы сооружения МТ.
Подземная схема укладки является наиболее распространенной (98% от общего объема сооружаемой линейной части). При этой схеме отметка верхней образующей трубы располагается ниже отметки дневной поверхности грунта. Полуподземная схема укладки предусматривает сооружение тр-да, при которой нижняя образующая трубы расположена ниже, а верхняя - выше дневной поверхности грунта. Наземная схема укладки характеризуется тем, что нижняя образующая трубы имеет отметку на уровне дневной поверхности грунта или выше (на грунтовой подушке). Надземная схема укладки предусматривает сооружение тр-да над землей на опорных устройствах различного рода.
Надземную схему укладки трубопроводов применяют в основном при переходах через искусственные и естественные препятствия, районы горных выработок, участки многолетнемерзлых грунтов.
На стадии выбора трассы закладывается ф-мент выгодности и надежности будущей транспортной магистрали. Разработан подход, при котором поиск оптимальной трассы осуществляется по цифровой модели. Представление многообразия природных условий цифровой моделью позволило однозначно оценить условия строительства и эксплуатации тр-да в различных природно-климатических зонах и осуществлять процесс поиска оптимальных трасс с помощью ЭВМ. Впервые были разработаны методы совмещения задач оптимального трассирования, профилирования и наилучшего распределения конструктивных схем.
На основании выполненных научно-исследовательских работ создана комплексная система новых методов проектирования и изысканий и осуществляется переход на автоматизированное проектирование нефте- и газопроводов. Вместо субъективного выбора 2—3-х вариантов по мелкомасштабной карте с помощью ЭВМ стал осуществляться поиск наиболее экономичной трассы, ее профиля, технологических параметров и конструктивных решений с использованием крупномасштабных карт, материалов аэрофотосъемки и съемки, проводимой со спутников.
Все сведения можно подразделить на две основные группы: не зависящие от климатических, топографических и гидрогеологических условий, в которых будет прокладываться будущий тр-вод, и сведения, определяемые этими условиями. К первой группе сведений относятся начальная, конечная и промежуточные точки тр-да, его диаметр, вид и количество перекачиваемого продукта, кратчайшее расстояние между начальной и конечной точками; ко второй группе сведений - естественные и искусственные препятствия, населенные пункты, число перекачивающих станций.
Приведенные затраты (капитальные вложения на строительство).
Длина трубопровода - при выборе кратчайшей трассы, проходящей по местности, на характеристики которой наложены определенные ограничения.
Трудовые затраты.
Надежность функционирования трубопровода. В конечном итоге должна быть обеспечена наибольшая вероятность безотказной эксплуатации трубопровода.
Время строительства. Самостоятельно этот критерий может использоваться в случаях, когда быстрейшее окончание строительства является главной целью.
Подземные тр-ды находятся в сложном напряженном состоянии, подвергаясь воздействию не только внутреннего давления, но и других многочисленных нагрузок, которые при проектировании даже невозможно учесть, т.к. они проявляются лишь в особых ситуациях. При этом прочностные показатели трубопровода должны обеспечить его работоспособность в любых условиях и при любых ситуациях. Под воздействием поперечных и продольных сил тр-ды, уложенные в слабых грунтах, изменяют свое первоначальное положение, что приводит к появлению в материале труб чрезмерных изгибающих усилий и, как следствие этого, к их разрушению.
Внутренние усилия в трубопроводных конструкциях появляются от внеш. и внутренних нагрузок. Эти нагрузки изменяются в зависимости от характеристик окружающей трубопровод среды, параметров перекачиваемого продукта и т. п. К нагрузкам относят внутреннее давление продукта в трубопроводе, вес конструкций, оборудования, давления грунта, снега, ветра, испытательные нагрузки и т.п. К воздействиям относят предварительное напряжение элементов, изменение температуры, просадки оснований (просадки в районах горных выработок, разжижение грунта, оползни, и т. п.), сейсмические явления.
Учет внутреннего давления при расчетах прочности тр-дов обязателен во всех случаях, а остальные нагрузки учитываются в зависимости от конкретных условий и конструктивных схем тр-да на том или ином участке. Под нормативной понимают нагрузку,установленную нормативными документами и определенную на основании статистического анализа при нормальной эксплуатации сооружения. Расчетной называют нагрузку, учитывающую возможное отклонение от нормативной. Все нагрузки и воздействия подразделяются на постоянные, временные, длительные, кратковременные и особые.
К постоянным относятся вес, давление грунта и грунтовых вод, предварительное напряжение. К длительным временным нагрузкам относятся массы стационарного оборудования, материалов, масса жидкости, хранимой в резервуарах и перекачиваемой по трубопроводам, давление перекачиваемого продукта, длительные температурные усилия в конструкциях. К кратковременным относятся снеговые и ветровые нагрузки, обледенение, транспортные и монтажные нагрузки, испытательные нагрузки. Особые - обвалы, просадки, оползни и т. п.), нагрузки от землетрясений, называемые сейсмическими.
Для линейной части МТ наиболее характерными являются следующие нагрузки и воздействия:
собственный вес трубопровода;давление грунта, гидростатическое давление воды, воздействие предварительного напряжения, внутреннее давление (нормативное); вес продукта, температурные воздействия, нагрузка; ветровая нагрузка, выталкивающая сила воды на 1 м труб.