Состав МТ и их конструктивные схемы
Классификация магистральных трубопроводов и разделение их на категории.
В соответствии со СНиП 2.05.06-85 МТ классифицированы следующим образом. ГП подразделены на два класса: I класс - рабочее давл-е газа от 2,5 до 10 МПа включительно; II класс - ГП с рабочим давлением газа от 1,2 до 2,5 МПа включительно. НП и нефтепродуктопр-ды подразделены на четыре класса: I класс - при усл. диаметре свыше 1000 до 1200 мм; II класс - при усл. диаметре труб свыше 500 до 1000 мм включительно; III класс - при усл. диаметре труб свыше 300 до 500 мм включительно; IV класс – тр-ды с условным диаметром 300 мм и менее.
Разделение трубопроводов и их участков на категории
Наряду с этой классификацией СНиП 2.05.06-85 устанавливает для МТ категории, кот-е требуют обеспечения соответствующих прочностных характеристик на любом участке тр-да, а также проведения ряда операций контрольного характера, связанных с проверкой качества сооружаемого тр-да без исключения из такой проверки каких-либо участков.
Приведенная класс-ция и категории тр-дов определяют в основном требования, связанные с обеспечением прочности или неразрушимости труб. В северной природно-климатической зоне все тр-ды относятся к III категории. Исходя из этих же требований, в СНиП 2.05.06-85 определены также и категории, к которым следует относить не только тр-вод в целом, но и отдельные его участки. Необходимость в такой классификации объясняется различием условий, в которых будет находиться тр-вод на тех или иных уч-ках местности, и возможными последствиями в случае разрушения тр-да на них.
Классификация трубопроводов и их участков по сложности строительства
Условия строительства могут изменяться от нормальных, т. е. таких, при кот-х возможна организация непрерывного строительного потока, при наибольшей производительности строительных и монтажных подразделений, до крайне сложных, при которых, несмотря на все затрачиваемые усилия, темп СМР значительно снижается по сравнению с темпом работ при нормальных условиях.
К участкам I категории сложности относятся подводные и надводные переходы через реки, имеющие ширину по зеркалу воды более 50 м, болота II и IIIтипов, барханные незакрепленные пески, отдельные продольные уклоны крутизной более 30° и протяженностью более 100 м, горные участки с чередованием подъемов и спусков крутизной от 10° и более, поворотов и наличием косогорных участков любой крутизны, вечномерзлые грунты.
К участкам II категории сложности относятся подводные и надводные переходы через реки шириной по зеркалу воды до 50 м, закрепленные барханные пески, болота I типа, продольные уклоны крутизной до 30°, косогорные участки с боковой крутизной до 15°, подземные и воздушные переходы через ж/д, отдельные продольные уклоны крутизной более 30° и протяженностью менее 100 м, овраги и балки.
К участкам III категории сложности относятся участки, не вошедшие в I и II категории.
при наличии в общей длине трассы более 50% участков I и II категорий сложности, в том числе не менее 30% I категории,- трасса особой сложности;
при наличии от 15 до 50% участков I и II категорий сложности, в том числе не менее 10% I категории,- трасса повышенной сложности;
при наличии до 15% участков I и II категорий сложности - трасса нормальной сложности.
Магистральными называют тр-ды, по которым нефть, нефтепродукты, природные или искусственные газы (в газообразном или сжиженном состоянии), вода перекачиваются от мест добычи, переработки, забора (начальная точка трубопровода) к местам потребления (конечная точка). В зависимости от вида транспортируемого продукта тр-ды получают название, характеризующее его целевое назначение: ГП, НП, нефтепродуктопровод, конденсатопровод, водопровод, аммиакопровод, тр-вод контейнерного транспорта и т.д.
Состав магистральных тр-дов
Магистральный ГП в общем случае включает следующие группы сооружений: головные, линейные (собственно ГП), КС, ГРС в конце тр-да, подземные хранилища газа (ПХГ), объекты связи, системы эл.защиты сооружений тр-да от коррозии, вспомогательные сооружения, обеспечивающие бесперебойную работу ГП (линии эл.передач, водозаборные устройства и водопроводы, канализация и т.п.), объекты ремонтно-эксплуатационной службы (РЭП), административные и жилищно-бытовые сооружения.
В комплекс головных сооружений входят установки по очистке газа от мех. примесей, влаги, установки отделения от газа серы и высокоценных компонентов (гелия и др.). К ГС относятся и КС в начальной точке ГП.
Для очистки газа от механических примесей используют горизонтальные и вертикальные сепараторы, цилиндрические масляные и циклонные пылеуловители. В сепараторах отделяется примесь от газа.
Осушку газа осуществляют абсорбционным (с жидким поглотителем) и адсорбционным (с твердыми поглотителями) способами. Для улавливания жидкости и твердых примесей, оставшихся в газе после очистных устройств, на головном участке ГП врезают конденсатосборники и предусматривают дренажные устройства. Головная КС отличается от линейной тем, что на ее территории размещены все установки по подготовке газа к дальней перекачке.
Линейная часть ГП представляет собой непрерывную трубу м/у отдельными КС, пересекающую на всем протяжении от начальной до конечной точек множество естественных и искусственных препятствий.
КС представляют собой площадочный комплекс сооружений, включающий объекты: КЦ, содержащий установки для компримирования (сжатия) газа, установки ПУ, попутной очистки газа от вредных примесей, установки охлаждения газа.
ГРС предназначены для снижения давления газа до уровня, необходимого потребителям газа (от 0,3 до 1,2 МПа). Кроме того, на ГРС осуществляется дополнительная очистка и осушка газа и.
Подземные хранилища газа обеспечивают регулирование сезонной неравномерности потребления газа. Сооружают их в выработанных нефтяных и газовых месторождениях, а также в благоприятных геологических структурах (водоносные пористые пласты). Для хранения газов хранилища сооружают в отложениях каменной соли.
Магистральные НП и нефтепродуктопровод включают следующие группы сооружений:
головные, состоящие из ГНС, на кот-й происходит сбор и накапливание нефти и нефтепродуктов, предназначенных для дальнейшей транспортировки по МТ, и подводящих тр-дов, по которым перекачивается нефть с промысла или нефтепродукты с завода в резервуары головной станции;
линейную часть, состоящую из собственно тр-да с ответвлениями и лупингами (лупинг – тр-вод, идущий параллельно с основным на некотором участке), запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные преграды, компенсаторами; установок электрохим. защиты; линии технологической связи (кабельные воздушные и радиорелейные); сооружения линейной службы эксплуатации; постоянных вдольтрассовых дорог и подъездов к ним; вдольтрассовых линий эл.передач и других объектов; назначение линейных сооружений - обеспечение заданных режимов перекачки нефти или нефтепродукта;
промежуточные перекачивающие станции, которые принимают и направляют нефть и нефтепродукты далее по тр-ду до следующей станции, к конечным и промежуточным распределительным пунктам;
конечные пункты, которыми при перекачке сырой нефти обычно являются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ); если в конце тр-да находится группа заводов, то сооружают распределительную нефтебазу, на которой нефть учитывается, хранится и распределяется между заводами; конечным пунктом нефтепродуктопровода является крупная нефтебаза, снабжающая нефтепродуктами район или область.
На ГНС размещаются резервуарный парк, основная и подпорная насосные, внутриплощадочные тр-ды, установка счетчиков, площадка запуска скребкового очистителя (на нефтепродуктопроводах - шаровых разделителей), помещение с фильтрами тонкой очистки, системы общего и оборотного водоснабжения, канализации, эл.снабжения, здания административно-бытового и эксплуатационно-хозяйственного назначения, включая лабораторию, ремонтно-механическую мастерскую, склад ГСМ. Резервуарный парк предназначается для приемки и сдачи нефти и нефтепродуктов, разделения нефтепродуктов по сортам, а также для их приемки в случае аварийной остановки нефтепровода или нефтепродуктопровода. Промежуточные насосные станции отличаются от ГНС меньшим объемом резервуарного парка или его отсутствием.
Конечные пункты включают в основном емкости (резервуары) для приема поступающего продукта и подачи его на НПЗ или нефтебазы районного (областного) значения. Располагаются эти базы обычно в узлах железных дорог, вблизи морских и речных портов. На конечном пункте производятся следующие операции, характерные для крупной перевалочной нефтебазы: прием и учет нефтепродуктов, наполнение и хранение необходимых запасов их, перекачка на водный и железнодорожный транспорт, распределение нефтепродуктов районным потребителям.