Неисправность и ремонт электрооборудования и аккумуляторов
РЕМОНТ РАМ
Основными несущими конструкциями лесозаготовительных машин являются рамы, состоящие из продольных (лонжеронов) и поперечных (траверс) балок и других элементов, служащих, например, для крепления рессор, направляющих колес, осей кареток. Рамы как лесовозных автомобилей, так и трелевочных тракторов часто работают с большими перегрузками из-за различных динамических воздействий. Последние вызывают преждевременное появление: погнутости как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях; трещин и изломов лонжеронов и траверс; трещин или обрывов по сварным швам; ослабления заклепочных и резьбовых соединений и, как следствие, перекосов рам; износа отверстий в кронштейнах крепления рессор рамы автомобиля; износа отверстий под втулки кривошипов направляющих колес и осей кареток (рамы трелевочного трактора) и др.
Характер приведенных основных неисправностей несущих конструкций лесозаготовительных машин показывает, что ремонт рам представляет собой многооперационный сложный технологический процесс, состоящий из ряда таких операций, как правка, переклепка, сварка, постановка усилительных пластин, уголков, коробов и усилителей других форм.
Так же, как и при ремонте корпусных деталей, которые во многих случаях являются несущими конструкциями, восстановление рам лесовозных машин и трелевочных тракторов должно быть организовано в определенной последовательности, начиная с устранения таких неисправностей, при исправлении которых условия ремонта последующих неисправностей будут улучшены, а качество ремонта повышено.
Кроме того, отдельные элементы рам могут иметь такие неисправности, ремонт которых нецелесообразен, и они подлежат замене. Так, при прогибе лонжерона на 10 мм и более рама бракуется или, если трещина полки лонжерона (рис. 24.3, а) захватывает вертикальную стенку и заходит за ее середину, или когда на лонжероне автомобильной рамы имеется более двух трещин, а на лонжероне тракторной рамы более одной. Такие лонжероны не ремонтируются, а заменяются новыми. Поэтому для проведения ремонта раму разбирают полностью. После разборки негодные детали заменяют новыми, а остальные, имеющие изгиб и другие виды деформирования, правят. Затем небольшие трещины на полках или на вертикальных стенках лонжеронов и других деталях зачищают, определяют границы, по концам трещины сверлят отверстия диаметром 4—5 мм, разделывают трещину с внутренней стороны и заваривают сварочный шов с наружной стороны, обрабатывают заподлицо с поверхностью лонжерона для наложения и приварки пластины-усилителя 3 (рис. 24.3, б), а с другой стороны сварочный шов и околошовная зона подвергаются наклепу для повышения усталостной прочности.
После такой подготовки шва пластину-усилитель струбцинами плотно прижимают к лонжерону и приваривают ее продольным швом по обеим кромкам. Наружные края швов должны быть на расстоянии 3^4 мм от кромки основной детали. В тех же случаях, когда трещина на полке захватывает и вертикальную стенку лонжерона, недоходя до ее середины, трещину разделывают и заваривают. Шов с внутренней стороны обрабатывают заподлицо с поверхностью лонжерона.
Изготовляют короб-усилитель (рис. 24.3, в), точно подгоняют его к внутренним сторонам лонжерона. Затем струбцинами плотно прижимают к месту постановки, прихватывают сваркой или ставят на заклепки и заваривают только продольными швами.
К неисправностям аккумуляторной батареи относятся:
короткое замыкание между электродами батареи;
повреждение пластин аккумулятора;
трещины в корпусе аккумулятора;
окисление клемм аккумулятора.
Конструкция генератора сложнее, чем аккумуляторной батареи. Поэтому и неисправностей у данного устройства больше:
износ токосъемных щеток;
повреждение регулятора напряжения;
повреждение выпрямителя (диодного моста);
износ коллектора (токосъемных колец);
износ или разрушение подшипника;
износ или повреждение шкива;
замыкание витков статорной обмотки;
повреждение проводов зарядной цепи.
Перед ремонтом аккумуляторной батареи очистите от пыли и грязи жесткой волосяной щеткой и протрите влажной ветошью. Затем тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах, измерьте ЭДС.
Трещины в заливочной мастике устраните электрическим паяльником со специальными насадками. При работе с паяльником герметизирующие пробки должны быть ввернуты в заливочные горловины крышек. Не пользуйтесь для этой цели открытым пламенем. Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от моноблока, то ее удалите и залейте поверхность батареи новой расплавленной мастикой. Мастику для заливки приготовьте в мастиковарке на электрической плитке. Температура расплавленной мастики должна быть 190... 220 °С.
Перед заливкой мастики поверхность батареи очистите ветошью, смоченной раствором соды, от электролита и протрите насухо. После заливки удалите излишки мастики и выровняйте поверхность нагретым паяльником.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протрите ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протрите насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.