Назначение и сущность обкатки машин, сборочных единиц. Испытания отремонтированных двигателей и машин (назначение, режимы, контролируемые параметры).
Напыление-газопламенное, электродуговое, плазменное с оплавкой области применения, недостатки, достоинства. Обеспечение и повышение сцепляемости покрытий с основой. Оборудование, материалы.
Дуговая металлизация.Это процесс, при котором металл (чаще всего в виде проволоки) расплавляется электрической дугой и затем струей сжатого воздуха наносится на поверхность восстанавливаемой детали (рис. 3.30). Электродные проволоки подаются двумя парами изолированных один относительно другого роликов, контактируют, выходя из латунных наконечников. Последние находятся под напряжением, что приводит к возникновению электрической дуги, в которой плавятся проволоки.
Струя сжатого воздуха распыливает образующиеся капельки жидкого металла на мельчайшие частицы и с силой подает их на поверхность детали.
Раскаленные частицы, соприкасаясь со струей сжатого воздуха, охлаждаются, но достигают поверхности детали в пластическом состоянии. Ударяясь о нее с большой скоростью (до 200 м/с), они расплющиваются, заполняя неровности (образуется пористое покрытие).
При наличии пористости создаются благоприятные условия для работы подвижных соединений, ибо металлизационные покрытия обладают самосмазываемостью. Эффект последней объясняется различием в коэффициентах расширения смазки и материала детали. С повышением температуры трущихся поверхностей масло за счет большего объемного расширения выступает из пор и капилляров и смазывает поверхности трения. Особенно желателен этот эффект в начальный период работы соединения, когда между поверхностями трения находится мало смазочного материала и возможно схватывание трущихся поверхностей.
Восстанавливаемая деталь с поверхности не проплавляется, и температура ее повышается не более чем на 100... 150 "С. В связи с этим не происходит коробления деталей и нарушения их термообработки.
При использовании высокоуглеродистой проволоки напыляемое покрытие имеет высокую твердость — происходит закалка частиц.
Промышленностью выпускаются стационарные универсальные аппараты ЭМ-12М и ЭМ-15, работающие от сварочных преобразователей ПСМ-1000 или выпрямителей ВД-1601. Поставляют также комплекты КДМ-2 и ручной дуговой аппарат ЭМ-14М.
Плазменная металлизация.Плазма представляет собой высоко температурный сильноионизированный газ. Он создается дуговым разрядом, размещенным в узком канале специального плазмотрона, при обдуве электрической дуги соосным потоком плазмообразующего газа. Столб дуги сжимается. Его степень ионизации и температура повышаются до 10 000...18 000 °С.
В известных конструкциях плазмотронов применяют вольфрамовый (неплавящийся) катод (рис. 3.31). Анодами могут служить деталь, водоохлаждаемое сопло, деталь и сопло одновременно. В первом случае плазменную дугу называют открытой, во втором — закрытой и в третьем — комбинированной.
При открытой плазменной дуге ток течет между электродом и деталью. Плазмообразующий газ совпадает с дуговым разрядом на всем пути его следования от катода до анода. Такой процесс сопровождается передачей большего количества теплоты детали, поэтому открытая плазменная дуга необходима при резке металлов.
При закрытой плазменной дуге плазмообразующий газ течет соосно с дугой лишь часть пути и, отделяясь от нее, выходит из сопла плазмотрона в виде факела плазмы. Температура такой дуги (ее сжатой части) на 25...30 % выше, чем открытой. Ее используют при плавлении подаваемых в сжатую часть дуги тугоплавких порошков, напыляемых на поверхность детали.
При комбинированной плазменной дуге горят две дуги между вольфрамовым электродом и деталью, тем же электродом и водоохлаждающим соплом.
Благодаря плазмотрону с комбинированной дугой можно раздельно регулировать плавление присадочного и основного материалов изменением соответствующих сопротивлений.
В качестве плазмообразующих газов служат аргон, азот, гелий, а в качестве присадочных материалов — электродная проволока или специальные порошки. Чтобы получить износостойкие покрытия, можно применять хромборникелевые порошки СНГН и ПГ-ХН80СР-4. Бор снижает температуру плавления никеля, хрома и железа и в сочетании с кремнием образует борсиликатное стекло, выполняющее функцию флюса при расплавлении композиции.
Однако порошки относят к числу дорогостоящих. С помощью них восстанавливают детали с малыми износами (до 1 мм). При напылении деталей слоем значительной толщины (до 3 мм) применение хромборникелевых порошков приводит к возникновению трещин.
Разработана смесь порошков сормайта № 1 с порошком ПГ-ХН80СР4 в массовом соотношении 4:1 с добавлением порошка алюминия в количестве 4 % по массе. Получается тройная смесь в соотношении 77:19:4.
При добавке алюминия образуется прочная оксидная пленка, что позволяет восстанавливать детали без защитных газов. Указанной смесью напыляют слои значительной толщины без трещин. Износостойкость получаемого покрытия превосходит соответствующий показатель закаленной стали 45 почти в 3 раза.
Покрытия наносят с помощью установок УМП-6, УПУ-ЗД и полуавтомата 15В-Б. Установки УМП-6 и УПУ-ЗД состоят из плазмотрона, питателей порошков, источников тока, пульта управления, систем газоснабжения и охлаждения плазмотрона. Полуавтомат 15В-Б представляет собой камеру напыления с манипулятором для вращения детали и перемещения плазмотрона.
Газовая металлизация.Это процесс, при котором материал в виде проволоки или порошка плавится в источнике тепловой энергии, образующемся в результате горения смеси кислород + горючий газ!
При проволочной металлизации (рис. 3.32, а) напыляемый материал поступает через центральное отверстие горелки и расплавляется в пламени горючего газа. Струя сжатого воздуха (азота) распыляет (диспергирует) материал на мелкие частицы, которые наносятся на предварительно подготовленную поверхность с образованием покрытия нужной толщины.
Проволока подается электродвигателем через редуктор или ролики, приводимые в движение встроенной в горелку воздушной турбинкой. Последняя работает на сжатом воздухе, используемом для напыления.
При порошковой металлизации (рис. 3.32, б) поступающий из бункера порошок разгоняется потоком транспортирующего газа и на выходе из сопла попадает в пламя, где и нагревается до необходимой температуры.
Горючим газом может быть ацетилен или пропан-бутан. В первом случае процесс выполняется на аппарате МГИ-4А, во втором — МГИ-4П.
Для напыления тугоплавких материалов применяют установку УПН-8-68, которая состоит из распылительной головки, автономно расположенного питателя и вспомогательного оборудования.
Она работает на ацетиленокислородном пламени. Транспортирующим газом служит кислород.
Обкатка и испытание агрегатов и машин после ремонта.При обкатке соединенные поверхности трения прирабатываются, что приводит к образованию новой микрогеометрии поверхностей, наиболее благоприятной для дальнейшей устойчивой работы соединений.
Испытание — комплексная проверка качества ремонта и установление обратной связи с его технологическим процессом.
Основная приработка соединенных поверхностей происходит в первые 2...3 ч и завершается для двигателей через 50. ..60, а для агрегатов трансмиссии через 100...120 ч. Ее выполняют в два этапа: первый — обкаткой в ремонтной мастерской и второй — обкаткой в эксплуатационных условиях при работе с неполной нагрузкой.
Двигатели обкатывают на мотороремонтном участке мастерских на универсальных стендах КИ-5541, КИ-5542, КИ-5543, КИ-2139А и КИ-5274, а пусковые двигатели — на стенде КИ-2643А.
Стенд типа КИ представляет собой асинхронный электродвигатель трехфазного тока с весовым механизмом для замера мощности обкатываемых двигателей.
При холодной обкатке электродвигатель работает в режиме двигателя и через редуктор передает вращение на коленчатый вал обкатываемого двигателя. При горячей обкатке с нагрузкой и при испытании нагрузка испытуемого двигателя создается асинхронным электродвигателем, который начинает работать в режиме синхронного генератора. На стенде размещен редуктор, позволяющий обкатывать двигатели на прямой, повышенной или пониженной передаче.
Статор асинхронного электродвигателя установлен на стойках в шариковых подшипниках и соединен с весовым механизмом, который имеет указывающий прибор с циферблатом, что позволяет измерять тормозной или вращающий момент.
Посредством реостата, включенного в цепь ротора, можно регулировать частоту вращения при холодной обкатке, а также создавать соответствующую нагрузку.
На специализированных ремонтных предприятиях для повышения производительности и качества обкатки устраивают централизованные системы смазывания и подачи охлаждающей воды.
Дизели обкатывают на эксплуатационном масле. Холодную обкатку пусковых двигателей необходимо проводить на дизельном топливе, вводимом через систему питания, а горячую — на смеси автомобильного бензина и дизельного масла при соотношении 15 :1 по объему.
Для ускорения и улучшения приработки служат смеси масел с более низкой вязкостью, чем у штатного. Так, для двигателей со стале-алюминиевыми вкладышами рекомендуется смесь дизельного (80 %) и индустриального (20 %) масел, а с вкладышами из свинцовистой бронзы — дизельного (28 %) и индустриального (72 %) масел.
Холодная обкатка (табл. 2.6) заключается во вращении коленчатого вала обкатываемого двигателя сначала с выключенной, а затем с включенной компрессией.
Горячую обкатку без нагрузки выполняют после пуска двигателя постепенным повышением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Горячую обкатку под нагрузкой проводят при положении рычага регулятора, соответствующем максимальной подаче топлива, и постепенном повышении нагрузки.
После окончания обкатки двигатель испытывают на развиваемую мощность и расход топлива, осматривают и устраняют неисправности.
В период обкатки следует постоянно контролировать температуру воды и масла, которые не должны превышать соответственно 85 и95°С.
По окончании обкатки и испытания двигатель осматривают, снимают с обкаточного стенда и устанавливают на стенд контрольного осмотра. Демонтируют поддон картера, головки цилиндров, крышки шатунных и коренных подшипников. При этом обращают внимание на состояние рабочих поверхностей шеек коленчатого вала, вкладышей и гильз цилиндров. Они не должны иметь рисок, задиров и царапин. В противном случае наблюдаются неприработанные поверхности.
Если в процессе обкатки, испытаний и контрольного осмотра были обнаружены неисправности, то их необходимо устранить и обкатывать двигатель на газу без нагрузки 10 мин. В тех случаях, когда заменялись гильзы или детали кривошипно-шатунного механизма, двигатель повторно обкатывают, испытывают и контролируют.
Число двигателей, подвергаемых контрольному осмотру (определяют в процентах от общего числа отремонтированных), зависит от уровня технологии и организации ремонта, и его устанавливает вышестоящая организация.
Ускоренную обкатку двигателей выполняют с помощью приработочных присадок, которые оказывают наибольшее влияние на детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Приработочные присадки добавляют либо к всасывающему в цилиндры воздуху или топливу, либо к смазочному маслу.
При введении с воздухом во всасывающий коллектор композиции из присадки АЛП-4Д и 5 % присадки ПМС-А (АЛП-ПМС), а также использовании смазочного масла ОМД-8 время обкатки, например, дизеля ЯМЗ-238НБ сокращается в 3 раза.
Присадки типа АЛП (АЛП-2, АЛП-3 и АЛП-4) для ускорения приработки вводят также в дизельное топливо в количестве 1,3... 1,75 % по массе. Они представляют собой 30%-й раствор органополиалюмооксана в дизельном масле. При их сгорании образуется приработочная абразивная паста, состоящая из оксида алюминия и масла.
Ускорить приработку можно также добавлением в масло присадки МКФ-18У (композиции, включающей 0,1...0,5 % хлорной меди; 4,5...9,5 % алифатического спирта С7—С12; 1...4 % полиалкиленилсукцинимидтетраэтиленпентамина и остальное — минеральное масло), с помощью которой в 3 раза сокращается время обкатки по сравнению с применением масел без присадок. Хороший эффект дает присадка к маслу ДФ-11, содержащая серу, фосфор и цинк.
В Московском государственном агроинженерном университете (МГАУ) разработано несколько присадок типа ОГМ (табл. 2.7), которые добавляют в смазочное масло.