Ремонт блоков цилиндров. Основные дефекты, причины возникновения и способы устранения. Особенности сварки чугуна и алюминия.
Полимерные материалы для ремонта деталей. Эпоксидная смола, клеи, герметики. Технология устранения типовых дефектов - заделка трещин, склеивание, восстановление неподвижных соединений и др.
Химический состав порошков после напекания
Порошок | Химический состав слоя, % | |||
С | Сг | Мп | ||
УС-25 | 4,5...5,5 | 1,5.-2,8 | 37,0...44,0 | 2,5 |
ПГ-ХН80СР2 | 0,3...0,6 | 1,5...4.0 | 12,0...15,0 | 1,5.-2,5 |
ПС-1 | 3,4...4,0 | 1,0... 1,5 | 35Д..38.0 | 0,2.-0,4 |
ПС-2 | 5,0...6,0 | 2,0.-2,6 | 45,0.-55,0 | 0,5.-1,2 |
СМ-У30Х30Г8Т2 | 2,8 | 0,47 | 28,65 | 7,83 |
СМ-У20Х15Г20 | 1,75 | 0,55 | 13,75 | 18,18 |
Продолжение | ||||
Порошок | Химический | состав слоя, % | Свойства слоя | |
№ | твсрлость, НКСэ | относительная износостойкость* | ||
УС-25 | 1,0... 1,8 | — | 62.-65 | 4,0 |
ПГ-ХН80СР2 | Основа Ре | — | 55...60 | 3...5 |
ПС-1 | — | — | 35...50 | 2,76 |
ПС-2 | 0,5...2,0 | — | 58.-65 | 4,5 |
СМ-У30Х30Г8Т2 | — | 1,9 | 45...51 | 5,5 |
СМ-У20Х15Г20 | — | 0,20 | 27...35 | 2,6 |
* Эталон — закаленная сталь 45.
Оборудование для электроконтактной наплавки состоит из вращателя и сварочной головки, которая определяется видом проводимого процесса. Питание процесса от трансформатора при силе тока 10...20 кА.
Режимы приварки (напекания) зависят от удельного сопротивления, удельной массы, температуры плавления и теплопроводности присадочного материала (табл. 3.14).
Количество теплоты, Дж, необходимой для сплавления ленты или припекания порошка к детали, определяют в соответствии с законом Джоуля—Ленца:
Малое количество теплоты приводит к отсутствию оплавления или неполному спеканию присадочного материала, а избыток обусловливает выплескивание металла и резкое ухудшение качества слоя.
Частота вращения детали, подача присадочного материала, шаг приварки и частота импульсов должны обеспечивать перекрытие сварочных точек на 25...35 %.
Подготовка деталей к электроконтактной приварке заключается в шлифовке поверхности деталей до устранения изношенного и наклепанного слоя и обезжиривания.
После нее проводят размерную обработку деталей, как правило, шлифованием. Припуск на механическую обработку 0,1...0,2 мм.
Электроконтактную приварку успешно применяют для восстановления и упрочнения шеек валов, отверстий в корпусных деталях, плоских и сложной формы режущих органов сельскохозяйственных машин и других деталей.
К недостаткам способа относятся: низкая стойкость роликовых электродов и связанная с этим нестабильность процесса; относительно высокая трудоемкость подготовки деталей к электроконтактной приварке.
Общие сведения.Пластические массы используют в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в машиностроении и ремонтном производстве. Применение пластмасс при ремонте сельскохозяйственной техники по сравнению с другими способами позволяет снизить трудоемкость восстановления деталей на 20...30 %, себестоимость ремонта на 15..20 и расход материалов на 40...50 %.
Пластическими массами называют материалы, изготовленные на основе высокомолекулярных органических веществ и способные под влиянием повышенных температур и давления принимать определенную форму, которая сохраняется в условиях эксплуатации изделия. Пластмассы представляют собой сложные многокомпонентные смеси. Их главная составная часть — полимер, соединяющий все компоненты. Кроме него в состав входят наполнители пластификаторы, отвердители, катализаторы (ускорители), красители и другие добавки.
В некоторых случаях пластмассы могут состоять только из полимера. В зависимости от химической природы их делят на термопластичные и термореактивные.
Термопластичные пластмассы (полиамиды, полиэтилен, полистирол и др.) при многократном нагревании и охлаждении сохраняют способность размягчаться, плавиться и вновь затвердевать, что связано с их линейной или разветвленной структурой макромолекул. В них не происходят химические реакции.
Термореактивные пластмассы (пресс-порошки, текстолит, эпоксидные композиции и др.), нагреваясь, необратимо переходят в неплавкое и нерастворимое состояние, связанное с образованием пространственной (сшитой) структуры.
Первые перерабатывают литьем под давлением, прессованием, напылением, нанесением из растворов, вторые — прессованием и нанесением из растворов.
Ремонт деталей с трещинами и пробоинами.Блоки цилиндров, их головки, картеры коробок передач и другие детали ремонтируют с использованием эпоксидных смол.
Широко используют эпоксидную смолу ЭД-16 —прозрачную вязкую массу светло-коричневого цвета. В герметически закрытом сосуде при комнатной температуре она может храниться продолжительное время.
Смола отвердевает под действием отвердителя. В качестве последнего служат алифатические амины (полиэтиленполиамин), ароматические амины (АФ-2), низкомолекулярные полиамиды (Л-18, Л-19 и Л-20). Самым распространенным считается полиэтиленполиамин — вязкая жидкость от светло-желтого до темно-бурого цвета. Чтобы повысить эластичность и ударную прочность отвержденной эпоксидной смолы, следует вводить в ее состав пластификатор, например дибутилфталат — желтоватую маслянистую жидкость.
С помощью наполнителей улучшаются физико-механические, фрикционные или антифрикционные свойства, повышаются теплостойкость и теплопроводность и снижается стоимость. К ним относят чугунный, железный и алюминиевый порошки, асбест, цемент, кварцевый песок, графит, стекловолокно и др.
Эпоксидную композицию готовят следующим образом. Разогревают тару с эпоксидной смолой ЭД-16 в термошкафу или емкости с горячей водой до температуры 60...80 "С и наполняют ванночку необходимым количеством смолы. В последнюю добавляют небольшими порциями пластификатор (дибутилфталат), тщательно перемешивая смесь в течение 5...8 мин. Далее так же вводят наполнитель и перемешивают 8... 10 мин.
Приготовленный состав можно хранить длительное время. Непосредственно перед его использованием вливают отвердитель и перемешивают в течение 5 мин, после чего эпоксидная композиция должна быть использована в течение 20...25 мин.
Качество эпоксидных покрытий во многом зависит от состава композиции (табл. 3.19).
д |
Трещины длиной до 20 мм заделывают следующим образом. С помощью лупы 8... 10-кратного увеличения определяют границы трещины и на ее концах сверлят отверстия диаметром 2,5..3,0 мм. Затем по всей длине снимают фаску под углом 60...70° на глубину 1,0...3,0 мм. Если толщина детали менее 1,5 мм, то снимать фаску не рекомендуется.
Зачищают поверхность на расстоянии 40...50 мм от трещины до металлического блеска. Обезжиривают поверхности трещины и зачищенного участка, протирая их смоченным в ацетоне тампоном. После просушивания втечение8...10мин поверхность детали вновь обезжиривают и вторично просушивают.
Деталь 1 (рис. 3.53, а) устанавливают так, чтобы поверхность с трещиной 2длиной до 20 мм находилась в горизонтальном положении, и наносят шпателем эпоксидный состав 3 на поверхности трещины и зачищенного участка. Заделывают трещины чугунных и стальных деталей составом Б, а из алюминиевых сплавов — В.
Трещину длиной 20...150 мм (рис. 3.53, б) заделывают так же, но после нанесения эпоксидного состава 3 на нее дополнительно укладывают накладку 4 из стеклоткани. Последняя перекрывает трещину со всех сторон на 20...25 мм. Затем накладку прикатывают роликом 5. На ее поверхность наносят слой состава и накладывают вторую накладку 6 (рис. 3.53, в) с перекрытием первой на 10... 15 мм.
Далее прикатывают роликом и наносят окончательный слой эпоксидного состава.
На трещины длиной более 150 мм (рис. 3.53, г) наносят эпоксидный состав с наложением металлической накладки и закреплением ее болтами 8. Подготовка поверхности и разделка трещины такие же, что и для трещины длиной менее 150 мм. Накладку 7 изготавливают из листовой стали толщиной 1,5... 2,0 мм. Она должна перекрывать трещину на 40...50 мм. В накладке сверлят отверстия диаметром 10 мм. Расстояние между их центрами вдоль трещины 60...80 мм. Центры должны отстоять от краев накладки на расстоянии не менее 10 мм.
Накладку устанавливают на трещину. Кернят центры отверстий на детали, снимают накладку, сверлят отверстия диаметром 6,8 мм и нарезают в них резьбу 1М8х1. Поверхности детали и накладки зачищают до металлического блеска и обезжиривают. Далее наносят на них слой эпоксидного состава.
Размещают накладку на деталь и заворачивают болты, предварительно покрыв резьбовые поверхности тонким слоем эпоксидного состава. Пробоины на деталях заделывают с помощью этого же состава с наложением металлических накладок заподлицо или внахлестку. В первом случае (рис. 3.54, а) притупляют острые кромки пробоины и зачищают поверхность детали вокруг пробоины до металлического блеска на расстоянии 10..20 мм. Накладку изготавливают из листовой стали толщиной 0,5...0,8 мм. Она должна перекрывать пробоину на 10...20 мм. Обезжиривают и просушивают в течение 8... 10 мин кромки пробоины и защищенный вокруг нее участок поверхности.
Прикрепляют к центру накладки проволоку диаметром 0,3...0,5 мм и длиной 100...150 мм. Вырезают из стеклоткани накладки по контуру пробоины. Наносят тонкий слой эпоксидного состава после вторичного обезжиривания кромок пробоины и зачищенного участка и просушивания. Устанавливают накладку под пробоину и закрепляют проволокой 3. Затем укладывают на накладку / накладку 4 из стеклоткани, прикатывают ее роликом, наносят эпоксидный состав, укладывают вторую накладку из стеклоткани и прикатывают ее роликом. Операции по нанесению эпоксидного состава и укладке накладок из стеклоткани повторяют до тех пор, пока пробоина не будет заполнена по всей толщине стенки. На верхнюю накладку наносят слой 2 эпоксидного состава и оставляют до отверждения.
Во втором случае (рис. 3.54, 6) притупляют острые края пробоины, зачищают вокруг нее на расстоянии 40. ..50 мм до металлического блеска поверхность детали. Накладку изготавливают из стали толщиной 1,5...2,0 мм. Она должна перекрывать пробоину на 40...50 мм. Сверлят в ней отверстия диаметром 10 мм. Расстояние между ними по периметру пробоины 50...70 мм. Центры должны отстоять от краев накладки на расстоянии 10 мм. Сверлят в детали отверстия диаметром 6,8 мм и нарезают в них резьбу 1М8х1. Зачищают до металлического блеска поверхность накладки, соприкасающуюся с деталью. Обезжиривают поверхности детали и накладки, а затем наносят на них тонкий слой эпоксидного состава.
Эпоксидные композиции, содержащие полиэтиленполиамин (составы А, Б и В), оставляют до отверждения при температуре 18...20 °С в течение 72 ч или при той же температуре — 12 ч, а затем при нагревании в термошкафу по одному из следующих режимов: при температуре 40 "С в течение 48 ч, при 60—24, 80—5 и 100 "С-Зч.
После этого зачищают подтекания и наплыв эпоксидной композиции и проверяют качество ремонта.
Приклеивание фрикционных накладок дисков сцепления двигателей и тормозных колодок.Способ крепления этих деталей заклепками имеет ряд существенных недостатков. В процессе эксплуатации диски коробятся, их толщина становится неравномерной. Фрикционные накладки по толщине используют не более чем на 40 %, так как головки заклепок соприкасаются с поверхностью соединяемой детали. Возникает необходимость заменять частично изношенную накладку новой. Этого можно избежать с помощью приклеивания.
После удаления старых деталей диски или колодки зачищают до металлического блеска шлифовальной машиной или дробеструйной установкой. На поверхности не допускается наличия следов коррозии. Поверхности обезжиривают тампоном, смоченным ацетоном. После просушивания в течение 10 мин на них наносят слой клея ВС-ЮТ и выдерживают не менее
5 мин на воздухе при температуре 18...20 °С. Толщина клеевого шва должна быть 0,1 ...0,2 мм, а расход клея — не более 200 г на 1 м2 поверхности. Резиновый брусок не должен прилипать.
Ведомый диск сцепления соединяют с фрикционными накладками и укладывают в приспособление. Между собранными дисками 6 (рис. 3.55) размещают промежуточные кольца 7. Динамометрическим ключом на поверхностях создают давление не менее 0,1 МПа. Смещение накладок относительно диска не более 0,5 мм.
Для полимеризации клеевого слоя приспособление с дисками устанавливают в электропечь и выдерживают 40 мин при температуре 180 "С. Диски охлаждают до 70... 100 "С в отключенной печи, а затем на воздухе до температуры 35...40 °С.
Затем разбирают приспособление, зачищают подтекания и наплывы клея, проверяют качество склеивания внешним осмотром и простукиванием.
Торцовое биение диска не более 0,5 мм, коробление не более 1 мм. В противном случае протачивают диски на токарно-винторез-ном станке. При их простукивании молотком звук должен быть ровным и недребезжащим.
Изношенные фрикционные накладки, приклеенные к диску клеем ВС- ЮТ, отделяют путем выдержки дисков в печи при температуре 350 °С в течение 5...6 ч с последующим легким простукиванием.
Кроме клея ВС-1 ОТ для крепления фрикционных накладок тормозных колодок используют клей БФТ-52. У таких клеевых соединений более высокие прочностные свойства. Так, при температуре 20 "С прочность клеевых соединений стальных образцов с фрикционными материалами АГ-1Б, 6КФ-58 и Т-167, склеенных клеем БФТ-52, соответственно в 1,3; 1,2 и 1,1 раза выше по сравнению с клеем ВС-ЮТ, а при температуре 350 °С — соответственно в 1,7; 1,5 и 1,5 раза.
Восстановление неподвижных соединении подшипников качения с использованием полимерных материалов.При таком способе значительно упрощают технологический процесс, исключают термическое воздействие на детали, снижают трудоемкость и себестоимость ремонта машин. Для восстановления деталей и соединений используют эпоксидные композиции, эластомеры и анаэробные герметики.
Поверхности зачищают до металлического блеска, обезжиривают и просушивают в течение 10 мин. После вторичного обезжиривания и просушивания наносят равномерный слой состава А (см. табл. 3.19) на основе эпоксидной смолы ЭД-16. После выдержки в течение 10 мин соединяют детали, удаляют подтекания и излишки эпоксидного состава и отверждают.
Посадочные места подшипников качения в корпусах коробок передач восстанавливают следующим образом. Изношенные поверхности зачищают до металлического блеска, обезжиривают ацетоном, просушивают в течение 5 мин и вторично обезжиривают. На изношенные поверхности посадочных мест шпателем наносят эпоксидный состав Г или Д. Затем деталь с эпоксидным составом Г выдерживают в течение 1 ч, а с составом Б — 2 ч на воздухе при температуре 18...20 "С. За это время вязкость состава значительно увеличивается, что исключает возможность его стекания с вертикальных поверхностей. Затем корпус устанавливают на плиту / (рис. 3.56), закрепленную на столе радиально-сверлильного станка.
Кондуктор включает плиту / с запрессованными втулками 3 и двумя штифтами 2, предназначенными для фиксации корпуса 4. Расстояния между осями отверстий под втулки соответствуют межосевым расстояниям посадочных мест корпуса коробки передач.
Нанесенный слой эпоксидного состава формуют под номинальный размер отверстий с помощью калибрующей оправки 5, которая закреплена в шпинделе радиально-сверлильного станка. Оправку протягивают сверху вниз без вращения относительно оси шпинделя. Она своим нижним хвостовиком входит в направляющую втулку 3, что обеспечивает соблюдение межцентровых расстояний восстанавливаемых отверстий и параллельность их осей.
Калибрующая оправка 5 выполнена из стали 45 и закалена до твердости НК.С45. Ее рабочие поверхности прошлифованы. Допуск на изготовление оправки выбирают с учетом усадки эпоксидного состава и толщины слоя разделителя, которым ее смазывают перед формованием отверстий. В качестве разделителя применяют моторное масло.
После формования отверстий на поверхности остается слой 6 эпоксидного состава, позволяющий получить посадочные места под подшипники номинального размера. Его отверждают в термошкафу. Чтобы исключить стекание состава Г (см. табл. 3.19) с вертикальных поверхностей и нарушение геометрической формы отверстий при нагревании, процесс проводят по ступенчатому режиму: при температуре 60 °С выдерживают 2 ч, при 100 — 1 и 150 "С — 1 ч. Состав Д отверждают при температуре 18...20 °С в течение 5 ч или при60"С—1,5 ч.
Корпус коробки передач охлаждают вместе с термошкафом. Удаляют наплывы эпоксидного состава и замеряют диаметры восстановленных отверстий.
При ремонте гнезд вкладышей коренных подшипников двигателей после выполнения подготовительных операций на поверхность постелей и крышек наносят слой эпоксидного состава и укладывают калибрующую скалку, выполненную в виде трубы. Перед монтажом' крышек под них устанавливают прокладки из фольги толщиной 0,05 мм. После затяжки болтов крышек удаляют подтекания выжатого эпоксидного состава и выдерживают блок двигателя при комнатной температуре в течение 1,5...2,0 ч.
После отверждения эпоксидного состава в термошкафу или с помощью нагревательного элемента, находящегося внутри скалки, снимают крышки постелей, калибрующую скалку и прокладки из фольги. Зачищают оставшиеся наплывы эпоксидной композиции, просверливают масляные каналы, продувают их сжатым воздухом и проверяют качество восстановления.
Однако применение эпоксидных композиций для восстановления неподвижных соединений подшипников связано с определенными технологическими трудностями. После приготовления композиции ее необходимо использовать в течение 20...25 мин. У нее малая эластичность, что снижает долговечность восстановленных неподвижных соединений. Эпоксидные композиции токсичны, поэтому все операции по их приготовлению и применению необходимо выполнять в специальных помещениях с усиленной вентиляцией. Вместо эпоксидной композиции для восстановления постелей коренных подшипников Мордовским государственным университетом предложена композиция, содержащая анаэробный герметик АН-6В (100 частей по массе), тальк (40...45) и медный порошок (1... 1,5 части по массе). Полимерную композицию отверждают в течение 6 ч при температуре 20...25 °С или при температуре 80 °С в течение 30 мин.
К основным недостаткам данной композиции относят высокую стоимость анаэробного герметика, малую эластичность, наличие усадки при отверждении и возможность образования раковин при формировании.
Для восстановления постелей коренных подшипников МГАУ им. В. П. Горячкина предложен полиуретановый адгезив Вилад-11, состоящий из двух компонентов: А — тиксотропная масса на основе сложного олигоэфира и специальных добавок, Б — полиизоцинат марки Б или Д. Компоненты А и Б смешивают в соотношении 1:0,6 и не содержат в своем составе высокотоксичных веществ.
После нанесения адгезив выдерживают при температуре 15...25°С в течение 3,5 ч, укладывают скалку, затягивают болты крышек постелей и отверждают в течение 10... 12 ч.
Толщина полиуретанового покрытия из условия допустимого прогиба коленчатого вала на опоре и учета нагревания и увеличения радиального зазора коренного подшипника не должна превышать 185 мкм.
Вкладыши подшипников скольжения с постелями, восстановленными полиуретановым адгезивом, имеют меньший и более равномерный износ по сравнению с вкладышами, соприкасающимися с обычными постелями. При толщине покрытия 75 мкм износ вкладышей снижается на 14 %, а при толщине 150 мкм — на 23 %.
Наибольшее распространение при ремонте неподвижных соединений подшипников качения получили эластомер ГЭН-150(В) и герметик 6Ф. Первый состоит из бутадиен-нитрильного каучука марки СКН-40С и смолы ВДУ. Второй представляет собой продукт совмещения каучука марки СКН-40 со смолой ФКУ на основе замещенного фенола винилацетиленовой структуры.
Заводы-изготовители поставляют эластомеры в виде листов толщиной 2...3 мм. На поверхность детали наносят покрытия из их растворов концентрацией 20 частей по массе полимера на 100 частей ацетона. Для приготовления раствора эластомер или герметик нарезают кусочками, помещают в емкость с герметически закрываемой пробкой и выдерживают в течение 10... 12 ч до разбухания материала. Содержимое емкости периодически в течение 2...3 ч взбалтывают до полного растворения эластомера. При температуре 20 °С Условная вязкость раствора, определенная с помощью вискозимет-Ра ВПЖ-2, должна быть 72,7 мм2/с.
Поверхность деталей (кроме колец подшипников) перед нанесением покрытия зачищают и обезжиривают. Покрытия наносят различными способами (кистью, окунанием, обливом, центробежным) в зависимости от конструкции детали и имеющихся средств.
При использовании кисти следят за равномерностью формирования покрытия толщиной 0,015..0,027 мм, не допуская перекрытия мазков и просветов между ними. Покрытие просушивают при температуре 20 °С в течение 10... 15 мин, а затем при необходимости наносят последующие слои до получения покрытия заданной толщины.
В процессе окунания деталь устанавливают на оправку, вращающуюся с частотой 6 мин"1, и погружают на 2...3 мм в ванну с раствором эластомера. После трех оборотов детали вокруг своей оси ванну опускают так, чтобы деталь не касалась раствора. Нанося пять слоев с просушиванием каждого из них, можно получить покрытие высокого качества толщиной до 0,26 мм.
Чтобы нанести покрытие на внутреннюю поверхность цилиндрической детали центробежным способом, следует закрепить деталь на планшайбе токарно-винторезного станка. Подшипниковый щит 6 (рис. 3.57) устанавливают на один из центрирующих поясков щеки 5и поджимают винтом 2. Прижимная крышка ^предохраняет от разбрызгивания раствора во время заливки. После замера диаметра изношенного посадочного отверстия рассчитывают объем заливаемого раствора, мм3, Раствор заливают с помощью приспособления, оправка (рис. 3.58) которого закреплена в резцедержателе токарно-винторезного станка. На валике 2 установлен желоб 3. Ширина рабочей части последнего может изменяться от 6т1п до Ьтак перемещением вдоль валика. Ширину рабочей части желоба устанавливают равной ширине посадочного места подшипника.
Устройство для заливки с необходимым объемом раствора в желобе вводят в подшипниковый щит с помощью суппорта. Включают привод станка. При установившейся частоте вращения детали 1400 мин~: валик 2 поворачивают на 180°. Раствор полимера подается по всей ширине посадочного места подшипникового щита. После этого деталь должна вращаться 5... 10 мин для предотвращения стекания раствора.
Термообработку (полимеризацию) покрытий из раствора эластомера ГЭН-150(В) проводят при температуре 115 °С в течение 40 мин, из раствора герметика 6Ф — 150... 160 °С в течение 3 ч.
Долговечность неподвижных соединений зависит от интенсивности изнашивания посадочных мест подшипников качения. Чем она ниже, тем выше долговечность. Зависимость износа посадочных отверстий от наработки при динамическом характере нагружения показана на рисунке 3.59. Основная причина износа посадочных мест подшипников без полимерного покрытия — фреттинг-коррозия, о наличии которой свидетельствует выделение красновато-бурых продуктов изнашивания. Однако долговечность соединений при посадке подшипников с натягом 0,02 мм почти в 2 раза выше, чем с зазором 0,02 мм.
Характер процесса существенно меняется при посадке подшипников с покрытием, полученным из раствора герметика 6Ф. Полимерное покрытие полностью предотвращает металлический контакт соединяемых поверхностей и препятствует развитию фрет-тинг-коррозии, что снижает износ посадочных мест. При наработке до 280 ч износ посадочного отверстия обнаружить не удалось.
Долговечность неподвижных соединений зависит от зазора до нанесения покрытия.
С увеличением зазора перед ремонтом долговечность неподвижных соединений, восстановленных эластомером ГЭН-150(В) и герметиком 6Ф, снижается. Поэтому первым рекомендуется восстанавливать неподвижные соединения наружное кольцо подшипника — посадочное отверстие с зазором менее 0,16 мм и внутреннее кольцо — вал — менее 0,12 мм, а вторым — неподвижные соединения обоих типов с зазором до 0,20 мм.
Неподвижные соединения с покрытиями из эластомера или герметика собирают запрессовкой с натягом 0,01...0,03 мм по принятой на ремонтном предприятии технологии.
Анаэробные герметики — это многокомпонентные жидкие составы, способные длительное время храниться на воздухе без изменения свойств и быстро отверждаться (полимеризоваться) при температуре 15...35 °С без доступа воздуха с образованием прочного твердого полимера. Они состоят из полимеризационно ненасыщенного соединения, инициатора полимеризации, катализатора, модификатора вязкости, стабилизирующей системы, красителя и др.
Основная часть — полимеризационно ненасыщенные соединения акрилового ряда. Они характеризуются высокой скоростью превращения в пространственно сшитые полимеры при отсутствии кислорода. Инициатор и катализатор полимеризации ускоряют процесс образования полимера. Стабилизирующая система сдерживает действие инициатора в присутствии кислорода воздуха. Модификаторы вязкости вводят для получения заданной вязкости в зависимости от назначения герметика. Краситель предназначен для облегчения контроля при нанесении последнего на поверхности детали.
Анаэробные герметики поставляют в плоских воздухонепроницаемых полиэтиленовых флаконах. Заполнение ими флакона не должно превышать 50...60 % его объема, так как кислород растворенного воздуха служит также стабилизатором композиции и, чтобы сохранить ее стабильность, он должен непрерывно поступать в композицию. Гарантийный срок хранения герметиков 12 мес.
Технологический процесс фиксации колец подшипников качения в корпусе и на валу включает в себя следующие операции: очистку и обезжиривание посадочных поверхностей, нанесение герметика, сборку неподвижного соединения и отверждение герметика.
Посадочные поверхности очищают и обезжиривают по принятой технологии.
Герметик наносят на поверхность охватываемой и охватывающей деталей из капельницы полиэтиленового флакона, а затем разравнивают капли с помощью кисти, причем соединяемые поверхности должны быть полностью смочены, а пространство между ними — заполнено.
При сборке неподвижного соединения вал устанавливают вертикально, а корпусную деталь — так, чтобы посадочное место под подшипник заняло горизонтальное положение. Затем центрируют собранные детали с помощью специальных приспособлений. Далее вал поворачивают на 2...3 оборота, что способствует устранению перекоса колец подшипника и удалению подтеканий герметика. Соединение выдерживают в неподвижном состоянии 40 мин, после чего снимают центрирующее приспособление и проводят последующие сборочные операции.
После сборки неподвижного соединения затрудняется доступ кислорода к клеевому слою, что резко увеличивает скорость полимеризации. Анаэробный герметик быстро превращается в твердый прочный полимер.
Процесс полимеризации протекает с различной скоростью, характеризуемой активностью металла, зазором, температурой и наличием активатора.
В зависимости от скорости процесса все металлы делят на активные, нормальные и пассивные.
Для фиксации подшипников качения наиболее широко используют герметики «Анатермы» (АН-6, АН-6В, АН-103 и АН-104) и «Унигермы» (УГ-7, УГ-8 и УГ-9).
При температуре 20 "С герметики УГ-7 отверждаются в течение 8 ч, УГ-8—9, АН-6 и АН-6В—96 ч. С ее повышением до 50 °С время отверждения УГ-8 снижается до 4 ч, АН-6 и АН-6В — до 5 ч, а при температуре 80 "С герметик УГ-8 отверждается в течение 1, а АН-6 и АН-6В-4Ч.
При увеличении температуры улучшается прочность клеевого соединения. При диаметральном зазоре 0,15 мм предел прочности при аксиальном сдвиге клеевого соединения, выполненного герметиком АН-6 и отвержденного при температуре 20 "С, 8,6 МПа, 50°С-11,Зи80оС-11,5МПа.
Чтобы ускорить полимеризацию, следует применять актива- тор марок КС и КВ. Его наносят на поверхность одной из соединяемых деталей мягкой кистью. Деталь выдерживают при температуре 15...35 °С в течение 10...25 мин до полного высыхания активатора. Затем поверхность детали покрывают анаэробным герметиком.
При использовании активатора марки КВ можно снизить время отверждения герметиков АН-6 и АН-6В до 2 ч. Предел прочности клеевого соединения, выполненного АН-6 и отвержденного при температуре 20 °С, повышается до 11 МПа.
Долговечность неподвижных соединений, восстановленных с Использованием анаэробных герметиков, зависит также от толщины клеевого слоя. С его увеличением долговечность снижается. герметиком УГ-7 рекомендуется фиксировать кольца подшипников с диаметральным зазором до 0,16 мм, УГ-8 — до 0,18 и АН-6В — до 0,22 мм.
Восстановление деталей литьем под давлением.Подготовка детали заключается в проточке до удаления следов износа, обезжиривании и фосфатировании поверхности. Фосфатируют в растворе, содержащем 1 кг суперфосфата на 2 л воды. Детали опускают на 5... 10 мин в кипящий раствор, затем их промывают в 5%-м растворе кальцинированной соды, в горячей воде и выдерживают в сушильном шкафу при температуре 130... 150 "С в течение 8... 10 мин.
В загрузочный бункер / (рис. 3.60) литьевой машины засыпают полимерный материал 2, который затем подается в цилиндр 3. Там он нагревается до температуры 240...270 °С в течение 30...40 мин.
Деталь 4, нагретую до температуры 240 °С, устанавливают в пресс-форму 5, предварительно подогретую до температуры 8О...1ОО°С.
При движении плунжера 7 справа налево расплавленный полимерный материал 6 выталкивается из цилиндра 3 и заполняет зазор между оформляющей поверхностью пресс-формы и изношенной поверхностью детали. Температура расплава должна быть на 20 °С выше температуры плавления материала, давление литья — 30...35 МПа, выдержка при давлении — 20 с.
После этого снимают давление, разбивают пресс-форму, извлекают восстановленную деталь, зачищают швы, удаляют облой и литниковую прибыль, проводят термообработку детали в масле при температуре 12О...13О°С в течение 1,5...2 ч. Затем деталь охлаждают вместе с маслом до температуры 100 "С и на воздухе до комнатной температуры. Ее размеры следует проверять через 24 ч после литья под давлением.
Такой способ восстановления имеет высокую производительность, позволяет получать детали с заданными размерами, не требующими последующей механической обработки. К его недостаткам относят необходимость изготавливать для каждой детали пресс-форму, сравнительно низкую адгезию полимерного слоя к поверхности детали.
Восстановление деталей нанесением покрытий из порошкообразных полимеров.Различают вихревой, вибрационный, вибровихревой, электростатический, струйный и другие способы. Наибольшее распространение получило вибровихревое нанесение покрытий.
Установка состоит из открытой ванны 2 (рис. 3.61), пористой перегородки 6, пневматической камеры 5и электромагнитного вибратора 4. Установка смонтирована на пружинах 3.
Размеры каналов пористого материала 40... 150 мкм при пористости 50 %. Для изготовления перегородок используют керамические плиты толщиной 20 мм из кизельгура и стеклянной муки, несколько слоев стеклоткани, пластмассу ДК-7, технический войлок
и др.
Порошкообразный материал с размерами частиц 0,12...0,22 мм засыпают в ванну 2. Первоначальная высота слоя порошка равна Яо. При подаче сжатого газа в пневматическую камеру 5 газ, проходя через перегородку 6, разбивается на множество мельчайших струек. Частицы полимера, находящиеся в состоянии покоя, подхватываются струйками и начинают перемещаться вверх. Одновременно на них действуют силы тяжести.
В результате воздействия двух противоположно направленных сил, а также столкновений со стенками сосуда и между собой части-. Цы находятся в хаотическом движении.
При включении электромагнитного вибратора рабочая камера установки вместе с порошкообразным полимером подвергается вынужденным колебаниям частотой 50... 100 Гц. За счет совместного и одновременного действий сжатого газа и вибрации полимерный материал переходит в псевдосжиженное состояние. Высота его слоя возрастает и становится равной Д,зв. Ему присущи многие свойства жидкости. В такой слой можно легко погружать твердые тела.
Подготовка детали к нанесению полимерного покрытия заключается в механической обработке изношенной поверхности до устранения следов износа, зачистке ее шлифовальной шкуркой, обезжиривании и фосфатировании. Поверхности детали, не подлежащие нанесению покрытий, изолируют с помощью различных приспособлений, а также их обертывают фольгой или листовым асбестом, покрывают жидким стеклом или термостойким силиконовым лаком.
В процессе нанесения покрытий из порошкообразного поликап-роамидадеталь нагревают до температуры 290 °С. Затем ее погружают в псевдосжиженный слой на 5...20 с. Частицы порошка 7, ударяясь о поверхность нагретой детали, оседают на ней и, оплавляясь, растекаются в равномерное покрытие. Время выдержки детали в слое зависит от необходимой толщины покрытия.
После этого деталь вынимают из установки, обдувают сжатым воздухом, проводят термообработку при температуре 110...130 "С в течение 5... 10 мин в масле и охлаждают на воздухе. Чтобы получить необходимые размеры, следует выполнить механическую обработку.
Выравнивание неровностей на панелях кабин, оперения и облицовки тракторов и автомобилей газопламенным напылением полимерных материалов.Сущность такого напыления состоит в том, что струя воздуха с частицами порошкообразного полимерного материала пропускается сквозь факел газового пламени. Пролетая через факел, они нагреваются, оплавляются до пластичного состояния и, ударяясь о предварительно подогретую поверхность детали, растекаются на ней, образуя покрытие.
Наибольшее распространение получили установки УПН-6-63, УПН-7-65 и УГПЛ. К основным их частям относят распылительную газовую горелку, питательный бачок и соединительные шланги. Питательные бачки УПН-6-63 и УПН-7-65 герметически закрыты крышками.
В качестве горючего газа применяют ацетилен или пропан-бутан. При работе на пропан-бутане используют специальную насадку к газовой горелке. Для питания горелки пригоден ацетилен, получаемый из ацетиленовых генераторов, или растворенный ацетилен в баллонах. Рабочее давление газа должно быть не ниже 500 Па при расходе 300 л/ч.
Герметизация неподвижных разъемных соединений полимерами.При ремонте машин используют паронитовые, картонные, прессшпановые и другие прокладки. Они не всегда обеспечивают длительную герметичность соединений, так как теряют свои уплотня ющие свойства. При использовании герметизирующих полимерных материалов вместо прокладок или в сочетании с ними повышается долговечность узлов и агрегатов, снижается вероятность возникновения подтекания топлива, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.
В зависимости от физико-химических процессов, происходящих после нанесения, различают невысыхающие, высыхающие (полувысыхающие) и отверждающиеся герметики (вулканизирующиеся и полимеризующиеся).
Невысыхающие герметики представляют собой высоконаполнен-ные (до 50...70 %) материалы на основе синтетических каучуков в сочетании с полиэтиленом или пропиленом и характеризуются высокой вязкостью. Герметики 51Г-4М, 51-Г-6 и УН-01 используют для уплотнения стекол автомобилей, сварных швов, защиты запаянных соединений от коррозии и т. д.
Основной недостаток таких герметиков — отсутствие упругих свойств, что важно для обеспечения надежного уплотнения соединений с изменяющимися в процессе эксплуатации зазорами.
Высыхающие герметики — растворы резиновых смесей в органических растворителях. До нанесения эти герметики находятся в вяз-котекучем состоянии. После нанесения на уплотняемые поверхности и испарения растворителя они становятся упругими, резинопо-добными. К высыхающим герметикам относят материалы на основе бутадиен-нитрильного каучука и эластопластов.
Такие герметики используют в основном для уплотнения фланцевых соединений. Уплотнительную замазку У-20А нарезают кусочками и растворяют в уайт-спирите в соотношении 1:1. Приготовленный герметик можно применять в течение длительного времени. Расход уплотнительной замазки 400 г/м2.
Основные недостатки высыхающих герметиков — длительная сушка и возможность размягчения под действием нагрева, топлива и масла. При таком изменении физико-механических свойств снижается качество герметизации.
Вулканизирующиеся герметики — термореактивные материалы, которые под влиянием теплоты, влаги и вулканизирующих агентов подвергаются необратимым физико-механическим изменениям, превращаясь из вязких в резиноподобные материалы. Основные компоненты герметиков: жидкий низкомолекулярный каучук с ингредиентами и вулканизирующий агент.
По типу каучука вулканизирующие герметики делят на силиконовые, силоксановые, тиоколовые и т. д. Иногда в них вводят смолы для придания адгезионных свойств. После нанесения и вулканизации отверждающиеся герметики образуют эластичную, резино-подобную пленку. Время их отверждения определяют по реакционной способности полимерной основы и температуре.
Для герметизации неподвижных разъемных фланцевых соединений используют автогерметик и автогермесил. Они вулканизируются на воздухе под действием влаги и представляют собой пастообразную массу от белого до кремового цвета. Герметики используют для устранения подтекания воды, антифриза и масла.
Широко распространены следующие герметики фирмы ЬосШе (США): 8ирегЛех, Шга В1аск, Шга Соррег и др.
Перед нанесением герметика поверхность очищают от старой прокладки и промывают раствором синтетического моющего средства. Герметик выдавливают на одну поверхность соединения из тубы или пневматическим шприцем и разравнивают шпателем.
После нанесения выдерживают прокладку из автогерметика в течение 6 ч, а из автогермесила — 8...9 ч до сборки соединения. За это время герметик вулканизируется. Если технологическим процессом не предусмотрено вьщерживать прокладку на воздухе до сборки соединения, то эту операцию выполняют после его сборки.
Герметизирующие способности прокладок из вулканизирующихся герметиков зависят от контактного давления и их толщины. Изменением контактного давления путем различной затяжки болтов можно регулировать давление пробоя прокладок и в случае необходимости довести его до 60 МПа. Но и при незначительном давлении прокладки из вулканизирующихся герметиков характеризуются более высокими герметизирующими свойствами по сравнению с традиционными прокладками. Так, при контактном давлении 3 МПа они выдерживают избыточное давление рабочей среды до 10 МПа, в то время как прокладки из картона и паронита не обеспечивают герметичности соединений даже без избыточного давления.
Нагревание фланцевых соединений до температуры 120 ° С существенно не влияет на давление пробоя прокладок из вулканизирующихся герметиков.
Вулканизация прокладок из герметика Зирегйех протекает в течение 14 ч, Шга В1аск — 22 и 1Л1га Соррег — 24 ч.
Полимеризующиеся герметики — анаэробные композиции на основе смол акрилового или метакрилового ряда. К отечественным герметикам относят Анатерм-501, зарубежным — ЬосШе-518 (фирма ЬосШе).
Перед нанесением анаэробных герметиков с поверхности фланцев удаляют старую прокладку и обезжиривают ее герметизируемые соединения ацетоном или бензином. При наличии на поверхностях масла или пленки от синтетического моющего средства снижается скорость полимеризации анаэробных герметиков. После нанесения последних собирают соединение.
Скорость полимеризации анаэробных герметиков зависит от толщины прокладки. При толщине 0,1 мм прокладка из герметика дяатерм-501 полимеризуется в течение 8 ч, из ЬосШ;е^518 — 12 ч. При увеличении толщины прокладок до 0,5 мм время полимеризации соответственно увеличивается до 24 и 30 ч.
Анаэробные герметики, так же как и вулканизирующиеся, характеризуются высокими герметизирующими свойствами при давлении до 60 МПа, высокой стойкостью в воде, антифризе и маслах, высокой стойкостью в бензинах и дизельных топливах. Вот поэтому их рекомендуют использовать для герметизации соединений, находящихся в контакте с указанными жидкостями.
Восстановление блоков цилиндров.Блоки цилиндров относят к группе поршневых деталей. Это крупногабаритные детали сложной конфигурации, наиболее дорогостоящие и металлоемкие. Их изготавливают методом литья из серого, ковкого или модифицированного чугуна, алюминиевых и других сплавов. Корпусные детали образуют жесткие каркасы, внутри и снаружи которых в заданном положении фиксируют другие детали и сборочные единицы. Основные (базовые) поверхности у корпусных деталей — привал очные плоскости и отверстия под подшипники и другие детали, которые обрабатывают с высокой точностью. Состояние корпусных деталей, особенно их базовых поверхностей, во многом определяет безотказность и Долговечность отремонтированных агрегатов и машины в целом. Установлено, что ресурс агрегатов, при ремонте которых все детали были заменены новыми, а корпусные детали не заменялись и не восстанавливались, составляет всего 30...40 % ресурса новых агрегатов. Поэтому при ремонте машин восстановлению корпусных деталей уделяют первоочередное внимание. Их ремонтируют неоднократно, так как они служат до списания машины.
Дефекты блоков цилиндров (рис. 4.7), коэффициенты их повторяемости и основные способы устранения приведены в таблице 4.1.
При восстановлении большинства деталей, как правило, применяют маршрутную технологию. Схема маршрутов технологического процесса восстановления блоков цилиндров приведена на рисунке 4.8. Основной /маршрут показан на схеме сплошной линией, маршруты //и ///— пунктирными линиями.
Методы устранения трещин и пробоин описаны ранее. Один из основных дефектов блоков цилиндров — износ гнезд коренных подшипников. Наиболее простой способ их восстановления — растачивание под ремонтный размер вкладышей на станках типа РД. Овальность и конусность коренных опор не должны превышать 0,02 мм, а шероховатость поверхностей — не более Д, = 1,25...0,63 мкм.
При отсутствии вкладышей ремонтного размера по наружному диаметру часто гнезда восстанавливают фрезерованием плоскостей разъема крышек коренных подшипников на 0,3...0,4 мм и последующим растачиванием отверстий до номинального размера. При этом ось коленчатого вала перемещается в глубь блока при условии сохранения допустимого расстояния от нее до верхней плоскости блока цилиндров. В противном случае чрезмерно изменится степень сжатия, а у дизелей возможно столкновение клапанов с днищем поршня.
При наличии повреждений отдельных гнезд коренных подшипников ремонтируют только их. В этом случае чаще всего применяют наплавку латунью Л-63.
При невозможности использования описанных ранее способов гнезда под вкладыши восстанавливают наплавкой, электроконтактной приваркой стальных полуколец, нанесением полимерных композий, металлизацией, проточным железнением и др.
Перед дуговой или газовой наплавкой гнезда растачивают на увеличенный диаметр (0,3...0,4 мм). Однако трудности при наплавке чугунных изделий ограничивают применение этого способа. Вот почему иногда применяют наплавку латунью или пучком медных вращающихся электродов.
Разработана технология восстановления гнезд под коренные вкладыши электроконтактной приваркой полуколец из стали 20 или 10 с последующей расточкой. Гнезда растачивают до диаметра, превышающего на 1 мм номинальный. Из стальной ленты толщиной 1 мм изготавливают две заготовки шириной, равной ширине гнезда, и длиной Ь =(п1)-0,5)/2, где Б — диаметр расточенного гнезда, и вставляют их в гнездо. Затем заготовки приваривают при силе тока 6,5...8,5 кА, длительности импульса 0,14...0,24 с и паузы 0,04...0,10 с. Черновое растачивание выполняют резцами с пластинками ВК-4, а получистовое и чистовое — резцами с пластинками из эльбора-Р или гексанита-Р.
Гнезда под вкладыши восстанавливают газопламенной или плазменной металлизацией. Перед нанесением покрытий их нагревают газовой горелкой ГАЛ-2-68 до температуры 280...300 "С, а затем с помощью этой же горелки наносят на поверхность самофлюсующийся порошок НПЧ-2. Затем гнезда растачивают.
Плазменная металлизация более эффективна и обеспечивает более высокие свойства покрытий. Износостойкость гнезд под подшипники в этом случае повышается в 3...4 раза.
Некоторые предприятия применяют проточное и электроконтактное железнение гнезд под коренные подшипники, которые не оказывают термического воздействия на основной металл детали и обеспечивают высокую производительность и износостойкость.
Для проточного электроконтакного осаждения сплава железо-цинк разработано анодное устройство (рис. 4.9), при котором в гнездах опор коренных подшипников создаются микрованны с вращающимся анодом — тампоном. Они состоят из полого вала 8, анода 7, тампона 6 и подшипника-уплотнителя. Последний выполнен из двух втулок 1 и 3, соединенных гайкой 2. Втулки имеют уплотнительные кольца 4 и самоподжимные сальники 5. Для поддержания Уровня электролита в микрованне у нижних втулок сделано два отверстия: одно — для подвода раствора из верхнего бака, второе — Для сброса в нижний бак в случае переполнения.
Аноды 7выполнены в виде колец из алюминиевого сплава, установленных неподвижно на вал. На аноде закреплен тампон 6 в виде круглой щетки из капроновых нитей. Для сброса электролита в полом валу просверлено отверстие диаметром 4 мм, что определяет расход электролита через ванну.
В опоры подготовленного блока цилиндров анодное устройство устанавливают подобно коленчатому валу. После установки колец вал соединяют муфтой с редуктором привода и электрической шиной с токосъемником. Осаждение покрытия проводят так: включают привод вала, подают электролит и регулируют его расход через ванну. Затем включают ток и ведут электролиз в течение заданного времени.
Для обеспечения протока растворов в микрованнах баки устанавливают на двух уровнях: выше и ниже детали. На каждом уровне расположены баки для воды, электролита и раствора для нейтрализации. Из верхних баков растворы к микрованнам подают по резиновым трубкам 10. Растворы из нижних баков в верхние перекачивают с помощью насосов.
Однако технология восстановления деталей гальваническими покрытиями сложна и экологически небезвредна. Более просто восстанавливать гнезда блоков под вкладыши полимерными материалами (см. п. 3.9).
При несоосности опор коренных подшипников более допустимого значения, но не более 0,07 мм для двигателей СМД-14 и Д-240 вкладыши (новые или бывшие в эксплуатации) устанавливают в опоры и растачивают по антифрикционному слою под необходимый размер шеек коленчатого вала. Толщина этого слоя должна быть не менее 0,3 мм.
Изношенные отверстия под втулки распределительного вала растачивают под увеличенный ремонтный размер и запрессовывают новые втулки. На нижних посадочных поясках под гильзы цилиндров часто бывают кавитационные раковины. При их глубине до 1,5 мм в поясках протачивают новую канавку выше или ниже первоначальной под стандартное уплотнительное кольцо. При износе посадочных отверстий под нижний поясок гильзы и наличии кавитационных раковин глубиной более 2 мм отверстие растачивают и запрессовывают в него стальное кольцо с готовой канавкой под уплотнительное кольцо. Поясок в блоке растачивают так, чтобы в нем осталась перемычка шириной 5 мм для упора в нее запрессовываемого металлического кольца. Перед запрессовкой кольцо и поверхность гнезда обезжиривают ацетоном и наносят на кольцо тонкий слой эпоксидного состава А.
При неравномерном износе торцовой поверхности гнезда под бурт гильзы более 0,05 мм его зенкуют или растачивают, а под бурт гильзы при сборке устанавливают металлическое кольцо нужной толщины.