Ремонт механизмов газораспределения. Характерные дефекты и способы их устранения.
Ремонт механизма газораспределения.Износ соединения седло — фаска клапанного механизма (рис. 4.26) приводит к Уменьшению степени сжатия и коэффициента наполнения цилиндра. При снижении степени сжатия ухудшаются пусковые качества дизеля, уменьшается наполнение цилиндров, что при неизменной цикловой подаче топлива вызывает его неполное сгорание и падение мощности двигателя.
Предельный износ деталей соединения характеризуется экономическими критериями: падением мощности двигателя, ухудшением топливной экономичности и повышенным расходом масла на угар. Их определение связано со стендовыми испытаниями двигателя, поэтому в практике ремонта используют корреляционную зависимость между этими критериями и глубиной утопания тарелки клапана относительно поверхности головки блока цилиндров. На основании экспериментальных данных и опыта эксплуатации для различных двигателей установлены допустимые глубины утопания тарелки клапана относительно поверхности головки блока, которые измеряют глубиномером с ценой деления 0,05 мм (табл. 4.3).
4.3. Допустимая глубина утопания тарелок клапанов, мм, относительноплоскости головки для различных двигателей
Двигатель | Впускной | Выпускной |
ЯМЗ-240Б | 2,2 | 2,7 |
А-ОШиА-41 | 2,5 | 2,5 |
СМД-60 и СМД-62 | 2,0 | 2,0 |
Д-240 | 2,0 | 2,0 |
ЗИЛ-130 | 1,0 | 1,0 |
СМД-17, СМД-18КН, СМД-19, СМ | 2,5 | 2,5 |
Д-20, СМД-21, СМД-22 и СМД-22А |
Выпускные клапаны работают в более тяжелых условиях, чем впускные. Они подвергаются значительным воздействиям температуры и агрессивной среды. Поэтому у безнаддувных двигателей, головки цилиндров которых не имеют вставных седел, детали соединения седло — фаска клапана изнашиваются больше. Посадочная поверхность клапана принимает форму желоба, а контактирующая поверхность гнезда — форму выступа. Снижается жесткость тарелки.
Клапан выбраковывают по высоте цилиндрического пояска его тарелки. Если она меньше 1,10... 1,33 мм, то клапан выбраковывают. Форсирование двигателей наддувом приводит к увеличению тепловой напряженности и уменьшению долговечности соединений обоих клапанов с гнездами. Однако износ деталей соединения впускного клапана оказывается выше, чем выпускного, из-за наддува, так как воздух, подаваемый в цилиндр двигателя с избыточным давлением, препятствует нормальному поступлению смазочного материала к соединению по стержню клапана.
Для уменьшения износа фаски клапанов наплавляют твердыми сплавами ЭП616 и в головку цилиндров устанавливают кольца, выполненные из износостойкого материала.
Стержень клапана изнашивается неравномерно (больше — у краев и меньше — в середине), принимая бочкообразную форму, что характерно для впускного и выпускного клапанов. Это объясняется соответствующей кинематикой и динамикой механизма при- у вода клапана и существованием бокового усилия, приводящего к некоторому перекосу клапана во втулке. Профиль изношенной втулки имеет корсетообразную форму.
Износ стержня клапана определяют микрометрами, а отверстия во втулке — индикаторными нутромерами. Износостойкость соединения стержень клапана — втулка влияет на долговечность клапанной группы. Износ стержня обусловливает точность посадки клапана в гнездо. Биение его рабочей фаски относительно оси стержня приводит к неплотной посадке клапана, нарушению герметичности пары и уменьшению наполнения цилиндра свежим зарядом.
Ремонт головок блока ц и л и н д р о в. Трещины годовою. блока цилиндров заваривают без предварительного подогрева головок дуговой сваркой с помощью электрода ЦЧ-4, самозащитной проволоки ПАНЧ-11, либо заделывают фигурными вставками.
У гнезд клапанов, износ которых меньше допустимого, фрезеруют или зенкуют фаски.
Перед обработкой выпрессовывают изношенные втулки стержня клапана, зачищают посадочное место и запрессовывают втулки ремонтного размера с уменьшенным внутренним диаметром.
Перед запрессовкой головку цилиндров нагревают до температуры 90 °С. Затем развертывают отверстия втулок под номинальный или ремонтный размер стержня клапана так, чтобы зазор в соединении соответствовал техническим требованиям. Например, у двигателей ЯМЗ-238НБ и СМД-62 зазор в соединении втулка — стержень у впускного клапана должен быть 0,035...0,074 мм, а у выпускного —0,070...0,114 мм.
Обработанное отверстие во втулке клапана используют в качестве технологической базы при фрезеровании или зенковании клапанных гнезд для получения необходимой соосности отверстий втулки и гнезда клапана.
Гнездо фрезеруют следующим образом. Сначала его обрабатывают черновой фрезой до полного исчезновения следов износа. Потом придают фаске необходимую ширину, обрабатывая последовательно фрезами с различными углами режущей кромки. Далее окончательно обрабатывают фаску чистовой фрезой. Ее ширина должна соответствовать техническим требованиям (табл. 4.4).
Шероховатость поверхности фаски после фрезерования не более Ка = 0,80мкм, радиальное биение фаски относительно отверстия втулки клапана — 0,05 мм.
У большинства двигателей вставные седла изготовлены из специального чугуна. При большом износе фаски седла выпрессовывают из головки с помощью специальных съемников. Если износ отверстий в головке под седло клапана невелик, то в них устанавливают новые седла номинального размера. Если же он без расточки превышает допустимое значение, то гнездо сначала растачивают под ремонтный размер, а затем запрессовывают седло ремонтного размера с увеличенным наружным диаметром. Так, для двигателей типа ЯМЗ предусмотрено три ремонтных размера седел с диаметром поверхности под посадку в гнездо: 54,5^^, 56,5$^ и 62,5$^ мм.
Отверстия под седла в головке цилиндров растачивают под размеры 54,5+0-03, -56,5+0-03 и 62,5+0-03 мм на радиально-сверлильном станке с применением кондуктора так, чтобы натяг находился в пределах 0,045.-0,075 мм.
Для запрессовки седел головку цилиндров нагревают до температуры 90 "С. Седла охлаждают в жидком азоте. После запрессовки проверяют качество ремонта, используя щуп толщиной 0,05 мм. Он не должен проходить между торцом седла и головкой.
В запрессованных седлах фрезами формируют рабочую фаску и затем шлифуют ее на планетарно-шлифовальной машине ЗИЛ Х-270.
На рисунке 4.27 показаны геометрические размеры седел клапанов двигателей типа ЯМЗ. Фаски формируют следующим образом. У седла впускного клапана сначала делают рабочую фаску под углом 120°, затем — нижнюю под углом 150° и верхнюю под углом 60°; кроме того, фаски шлифуют до получения рабочей ширины фаски 2,0...2,5мм.
У седла выпускного клапана фаску формируют двумя фрезами. Сначала ее делают фрезой с углом наклона режущей кромки 90°, затем обрабатывают нижнюю кромку — с углом 150°. Ширина рабочей фаски 1,5...2,3 мм.
Клапанные гнезда после фрезерования (шлифования) упрочняют методом холодного пластического деформирования. Для этого применяют раскатки различных конструкций. Если привал очную плоскость головки цилиндров многократно шлифовали или фрезеровали (в предыдущих ремонтах), то прочность стенки становится недостаточной для восстановления клапанных гнезд запрессовкой вставных седел. Такие гнезда восстанавливают наплавкой с подогревом головки. В качестве присадочного материала используют чугунные прутки.
Ремонт клапанов. Изношенные рабочие фаски тарелок клапанов шлифуют до выведения следов износа на специальных станках СШК-3 или 2414. Шероховатость фаски после обработки не более Кл = 0,63 мкм, а биение относительно оси поверхности стержня не более 0,03 мм.
Изношенный торец клапана шлифуют до выведения следов износа на тех же станках с помощью приспособления, прилагаемого к станку, и снимают фаску 1x45°. Неперпендикулярность торца к боковой поверхности стержня не более 0,05 мм.
Стержень клапана с небольшим износом шлифуют на уменьшенный размер, а предельно изношенный восстанавливают электролитическим хромированием или железнением.
Клапаны, у которых после шлифования рабочей фаски высота Цилиндрического пояска тарелки меньше 0,5 мм (для двигателей Д-130 и Д-160 меньше 1,0 мм), восстанавливают. Такие клапаны (из сталей 40ХН, 4Х10С2М, 37ХС, 8Х20НС и др.) наплавляют жаропрочными материалами ВКЗ, ЭП616 или сормайтом с последующей механической обработкой. Перед наплавкой клапаны протачивают на токарном станке резцами из твердого сплава Т15К6.
Притирка клапанов к седлам. Перед сборкой головки Цилиндров клапанную пару притирают на станках ОПР-1841А с помощью пасты различной зернистости. Притиркой достигается не обходимая герметичность клапанной пары. Рекомендуются следующие пасты: состав I (карбид бора М40 — 10 %, микрокорунд М20 — 90 %), состав II (электрокорунд зернистый — 87 %, парафин -13 %).
Состав готовят на дизельном масле. Притирают до получения кольцевой матовой поверхности на фаске седла.
По окончании притирки клапанные гнезда и клапаны промывают керосином или 1%-м водным раствором тринатрийфосфата до полного удаления абразивной притирочной пасты и проверяют качество обработки. Собирают клапанную группу и заливают керосин в газораспределительные каналы.
Клапанную пару собирают так. Клапаны устанавливают в гнезда, поворачивают головку нижней плитой к столу и надевают пружины. С помощью приспособления сжимают пружины и устанавливают тарелки клапанных пружин с сухарями. Последние должны плотно сидеть в тарелке и выступать на 0,5...2,0 мм над ее поверхностью. Зазор между ними не менее 0,5 мм.
У хорошо притертых клапанов не должно быть подтекания керосина из-под их тарелок в течение 3 мин. Герметичность клапанных пар можно проверить с помощью специальных пневматических приспособлений.
Для повышения долговечности соединения и производительности труда применяют беспритирочную технологию ремонта, основанную на рассогласовании угла посадочных поверхностей соединения. В этом случае фаски клапана шлифуют на угол 44° в специальном приспособлении, а посадочную поверхность гнезда — на угол 44°30'. Возникающий при этом угол рассогласования фасок гнезда и клапана обеспечивает необходимую герметичность клапанной пары без притирки, способствует быстрой приработке соединяемых поверхностей при эксплуатации двигателей.
Однако применение метода требует большой точности обработки фасок и специального оборудования. Его используют на крупных ремонтных предприятиях.
Ремонт распределительного вала. Встречаются следующие неисправности: износы опорных шеек, кулачков и посадочного места под шестерню; прогиб.
Опорные шейки шлифуют под ремонтный размер. Перед обработкой проверяют и, если необходимо, устраняют прогиб вала на прессе правкой. Опорные шейки шлифуют в центрах круглошлифовального станка ЗА-433 электрокорундовыми кругами зернистостью 46...60 и твердостью СМ. Овальность и конусность поверхности шеек после ремонта допускаются не более 0,03 мм. Шероховатость не более Д, = 0,63 мкм. При значительном износе опорных шеек их наплавляют вибродуговым способом или проводят железнение и затем шлифуют под номинальный размер. Кулачки вала изнашиваются по высоте на рабочем участке профиля. В результате изменяются высота подъема клапанов и диаграмма «время — сечение». Их изменение приводит к соответствующему снижению коэффициента наполнения цилиндра свежим воздухом, увеличению количества остаточных газов и вызывает падение мощности и экономичности двигателя. Кроме того, нарушается кинематика движения клапана, растут динамические нагрузки на клапаны и детали механизма привода, что интенсифицирует их изнашивание.
Выбраковочный параметр при ремонте кулачков — их высота от затылка до вершины.
При износе кулачков по высоте до 0,3 мм их шлифуют на эквидистантный профиль по копиру. Если он превышает это значение, то их наплавляют ручной дуговой сваркой или вибродуговым способом с использованием копировального приспособления. Применяют порошковую проволоку, электроды Т-590 и Т-620. Твердость наплавленных кулачков не ниже ИКС 45. После наплавки их шлифуют в два приема. При черновой обработке глубина резания 0,01...0,02 мм на один оборот шпинделя станка и при чистовой — 0,005...0,007 мм. Для шлифования используют круги твердостью СМ, СМ1 или СМ2 с зернистостью 46...60. Частота вращения шлифовального круга на станке ЗА-433 равна 1033 мин~' и изделия — 32 мин-1. Шероховатость поверхности шлифованных кулачков не выше Д, = 0,63 мкм.
Профильную часть кулачков ремонтируют электрошлаковой приваркой порошка ПГ-ХН80СР2 с последующим шлифованием. Посадочную поверхность под шестерню распределительного вала восстанавливают вибродуговой наплавкой или железнением с последующим шлифованием под номинальный размер.
Ремонт коромысел клапанов и валиков коромысел. Изношенную поверхность бойка клапана шлифуют до выведения следов износа на станке СШК-3. Высота бойка А (рис. 4.28) после обработки должна соответствовать техническим требованиям. Если она меньше допустимого значения, то боек наплавляют электродом Т-590 и затем шлифуют на номинальный размер. Шероховатость поверхности после шлифования Д, = 0,63 мкм и твердость ИКС 50.
Изношенную втулку коромысла выпрессовывают и заменяют новой. Новую втулку запрессовывают с натягом 0,01 мм. Отверстие во втулке развертывают до номинального или ремонтного размера в зависимости от размера валика коромысел.
Непараллельность рабочей поверхности бойка коромысла оси отверстия во втулке должна быть не более 0,05 мм.
Изношенные валики коромысел шлифуют под ремонтный размер или восстанавливают наплавкой с последующим шлифованием до номинального размера.
Ремонт стоек валиков коромысел. Изношенное отверстие под валик коромысел растачивают и ставят переходную втулку с натягом. Толщина стенки втулки должна быть не менее 1,5...2,0 мм. После запрессовки внутреннюю поверхность втулки, соединенную валиком, развертывают до номинального размера. Ее боковые поверхности не должны выступать за торцы стойки. Непараллельность оси отверстия втулки после обработки плоскости основания стойки не более 0,1 мм на длине 100 мм.