Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.

С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев

Укажите основные признаки моховидных растений.

Известно, что перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.

 

1) для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян

2) всхожесть определяют для установления качества посевного материала, от которого зависит урожай растения

В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре?

1) Поверхностное расположение корней

2) Опушение и восковой налет на листьях

3) Низкорослость

4) Короткий вегетационный период

Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зернами?

 

1) Початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды – зерновки

2) Не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной

 

1) Большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды

2) Размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит)

3) Взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит)

4) Оплодотворение происходит при наличии воды

В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению со мхами?

 

1) У папоротников появились корни

2) У папоротников сформировалась развитая проводящая ткань

3) В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым - гаметофитом, представленным заростком

 

Какие особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений способствовали их процветанию на Земле?

 

1) Возникновение цветков и формирование приспособлений к опылению

2) Расположение семян в плодах, которые сохраняют их и способствуют распространению

3) Хорошо развитая проводящая система

4) Наличие разнообразных приспособлений к жизни в различных условиях

Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

 

1) У двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных – одна

2) Корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных – мочковатая

3) У двудольных листья простые и сложные, жилкование – сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое

4) Как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- и пятичленные, у однодольных – с простым околоцветником, трехчленные

 

Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

1) А – зерновка (пшеница), Б – семянка (подсолнечник)

2) Общее: сухие односемянные плоды

3) Отличия: у зерновки семенная кожура срослась с околоплодником (невскрывающийся плод), семянка – вскрывающийся плод


 

1. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?

ОТВЕТ:Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.

ОТВЕТ:Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

3. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

ОТВЕТ: Не повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не образуются плодовые тела.

4. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

ОТВЕТ:Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы, нарушению водного и воздушного режима корней, угнетению растений.

5. Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

ОТВЕТ:При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.

В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

ОТВЕТ:Холодная вода плохо всасывается корнями

6. Какие признаки характерны для Царства Растений?

ОТВЕТ:Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком, фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.

7. Какие признаки характерны для мхов?

ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля , листьев и ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.

8. Почему неправильно относить грибы к растениям?

ОТВЕТ:Клетки грибов не имеют хлоропластов и хлорофилла, они не способны к фотосинтезу.

9. Почему бактерий относят в отдельное царство?

ОТВЕТ:В клетках бактерий нет оформленного ядра и многих органоидов (митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС)

10. Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?

ОТВЕТ:Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.

11. Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

ОТВЕТ:По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.

12. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

13. ОТВЕТ:Во время хранения живые клетки дышат и при дыхании используют органические вещества и испаряют воду.

14. Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?

ОТВЕТ:Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

 

15. Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?

ОТВЕТ:Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.

16. Как человек использует плесневые грибы?

ОТВЕТ:Специально выращивая, получает из них витамины, антибиотики (пенициллин), применяет некоторых при приготовлении сыров.

17. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

ОТВЕТ:Молодые деревья вступают в симбиоз с грибами: мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев, они легче переносят засуху.

18. Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

ОТВЕТ:Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию органических веществ.

19. Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

ОТВЕТ:При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.

20. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

ОТВЕТ:При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.

ОТВЕТ:Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки, на верхушке находится верхушечная почка, определяющая рост побега. Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище – это видоизмененный побег.

22. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ:Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.

23. В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?

ОТВЕТ:Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.

24. В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?

ОТВЕТ:Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.