VII. Система смазки редуктора

Назначение смазки:

а) предохранение деталей от коррозии. Для решения этой задачи достаточна скудная смазка;

б) получение между трущимися поверхностями жидкостного или хотя бы полужидкостного трения, удаления с трущихся поверхностей продуктов износа и отвод выделяемого тепла. Для решения этой задачи требуется обильная смазка.

Поскольку в подшипниках качения тепловыделение невелико (КПД 0,995) для них достаточна скудная смазка, а слишком обильная даже вредна ввиду возрастания барботажных потерь. Поэтому подшипники, расположенные около быстровращающихся косозубых шестерен, защищают маслоотражательными кольцами.

В зубчатых же передачах имеет место трение скольжения между зубьями и тепловыделение сравнительно велико (КПД ~ 0,98). Поэтому для них требуется более обильная смазка.

В горизонтальных цилиндрических редукторах обычно применяют смазку окунанием, при которой масло заливается в корпус редуктора и все части или часть колес погружается в него на определенную глубину (до зубчатого колеса).

Зубья промежуточных непосредственно смачиваются смазкой; к подшипникам, непогруженным колесам и шестерням смазка попадает вследствие разбрызгивания (при V > 4 м/сек.), стекания по колесам и валам и конденсации паров масла.

Для заливки масла и промывания редуктора керосином предусмотрен люк и сливная пробка. Для контроля за уровнем масла - маслоуказатель. Небольшое количество масла для компенсации его потерь во время работы обычно подливают через отверстие под жезловый маслоуказатель. Небольшое количество масла можно залить из масленки, для удобства слива масло дно корпуса редуктора выполняют наклонным. Во избежание повышения давления в корпусе от нагрева и выбрасывания масла через неплотности предусматривают вентиляционные отверстия (сапун).

Объем заливаемого масла зависит от мощности, передаваемой редуктором. Обычно для цилиндрических редукторов рекомендуют заливать 0,5 литра на 1 кВт передаваемой мощности.

 

VIII. Порядок выполнения работы:

1.Заполнить раздел 1 отчета (сведения о типе редуктора взять из раздела 2 руководства; марка редуктора – РМ-250, что означает редуктор модифицированный с межосевым расстоянием 250 мм).

2. Взять штангенциркуль (больший из имеющихся) и замерить габаритные размеры редуктора: L -длина, H - высота, В – ширина по концам валов, мм; размеры L, H, B см. па изображении редуктора в двух проекциях в отчете, после чего заполнить раздел 2 отчета.

3. С помощью штангенциркуля замерить присоединительные размеры редуктора, т.е. размеры поверхностей, с помощью которых редуктор соединяется с другими элементами привода, а также фундаментом ( ; ; ; ; ; ; ; ; мм см. в отчете), после чего заполнить раздел 3 "Присоединительные размеры" отчета.

4. Найти кернёный зуб колеса (шестерни), вращая колесо (шестерню) внимательно сосчитать зубья колес (шестерни) "Z", после чего заполнить первую строку таблицы I раздела 3 "характеристики передач" отчета.

5. С помощью штангенциркуля замерить ширину колос (шестерен)"b", мм; а также диаметры окружностей вершин зубьев " ", мм колес (шестерен) после чего заполнить вторую и третью строку таблицы 1 раздела 3 отчета.

6. Определить передаточное число "U" для каждой ступени по формуле:

- число зубьев шестерни,

- число зубьев колеса, после чего заполнить первую строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

7. Измерив штангенциркулем межцентровое расстояние (мм) каждой ступени, заполнить вторую строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

8. Определить коэффициент ширины колеса " " для каждой ступени по формуле:

после чего заполнить 3 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

9.Определить модуль зацепления окружной " " ,мм для каждой ступени по формуле: ,

после чего заполнить 4 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

10. Выбрать стандартное значение нормального модуля " ", мм по ГОСТ 9563-60 (таблица 1 руководства) из числа ближайших меньших к " " величин для каждой ступени после чего заполнить 5 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

 

Таблица 1. Модули зубчатых колес (мм) по ГОСТ 9563-85

1-й ряд 1,25 1,5 2,0 2,5 3 4 5 6 8 10
2-й ряд 1,25 1,375 1,75 2,25 2,75 4,5 5,5 7 9 11

 

11. Определить тип передачи (цилиндрическая с косым зубом, с прямим; шевронная; коническая с круговым и т.д.) и заполнить 6 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

12. Определить направление зубьев (правое, левое) шестерен (колес) каждой ступени, начиная с входного быстроходного вала редуктора, после чего заполнить 7 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

13. Взять угломер и приложив его к боковой поверхности обода колеса, измерить угол наклона зуба " " /град./ каждой ступени с точностью погрешности инструмента. Затем определить суммарное число зубьев " " для каждой ступени. Зная межцентровое расстояние ступени " " ,мм, модуль зацепления

нормальной ступени " ",мм и суммарное число зубьев ступени " " определить по таблице руководства точное значение угла наклона зубьев ступени " " /град./, после чего занести это точное значение угла " " в 8 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

 

Таблица 2.

, мм 100 125 150
, мм град град град
1 198 8 06’34” 247 8 53’06” 297 8 06’34”
1,25 158 9 04’07” 198 8 06’34” 237 9 04’07”
1,5 132 8 06’34” 165 8 06’34” 198 8 06’34”
1,75 113 8 36’09” 141 9 14’55” 169 9 39’21”
2 99 8 06’34” 123 10 15’47” 148 9 22’00”
2,25 - - 110 8 06’34” 132 8 06’34”
2,5 - - 99 8 06’34” 118 10 28’31”
3 - - - - 99 8 06’34”

 

14. Определить диаметры окружностей вершин зубьев " " ,мм колес (шестерен) каждой ступени редуктора по формуле:

после чего заполнить 9 строку таблицы 2 раздела 3 отчета.

Сравнить измеренные и вычисленные значения " " по каждой ступени редуктора.

15. Коэффициент смещения исходного контура "j" равен нулю для одной ступени рассматриваемого редуктора (нормальное зацепление), поэтому не нужно его определять.

16. Ответить кратко на контрольные вопросы (см. раздел «Контрольные вопросы» руководства), поместив ответы в разделе 5 отчета.

 

IX. Контрольные вопросы

  1. В каких пределах и из каких соображений выбирают углы наклона зубьев в косозубой и разделенной шевронной передаче?
  2. Какие преимущества и недостатки имеет одинаковое и различное направление зубьев шестерни и колеса на промежуточном валу редуктора?
  3. Как и почему выгоднее располагать шестерню на входном и колесо на выходном валу: ближе к опоре у выпущенного конца вала или ближе к противоположной опоре?
  4. Для чего ставятся штифты между частями разъемного корпуса?
  5. Чем обеспечивается герметичность между плоскостями прилегания разъемного корпуса редуктора? Каково назначение отжимных винтов?
  6. Какие средства предусмотрены для захвата при подъеме и транспортировке редуктора?
  7. Как регулируют подшипниковые узлы и каково назначение компенсирующих колец или прокладок в месте их установления?
  8. Какого типа подшипники установлены в опорах валов и почему?
  9. Каковы преимущества и недостатки врезных крышек подшипников перед привертными?
  10. Как смазываются зубчатые передачи и подшипники в редукторе?
  11. Для чего и около каких подшипников ставят маслоотражательные кольца?
  12. Каково назначение пробки в нижней части редуктора и крышки в верхней части?
  13. Как заливают масло в редуктор при его замене и как доливают масло до нужного уровня при эксплуатации редуктора?
  14. Имеется ли в редукторе вентиляционное устройство (отдушина) и каково его назначение?

 

return false">ссылка скрыта

X. Литература

  1. Детали машин. Под ред. О.А. Ряховского. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. ‑ 544 с.
  2. Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высшая школа., 2000. – 358 с.
  3. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2002. – 408 с.
  4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. – М.: Машиностроение, 2001. 535 с.
  5. Леликов О.П. Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин. – М.: Машиностроение, 2002. 439 с.
  6. Шелофаст В.В. Основы проектирования машин. М.: Изд-во АПМ, 2000. – 472 с.
  7. Кафедральная методическая литература по выполнению лабораторных работ и домашних заданий. Калуга: КФ МГТУ, 1996 – 2003.