Группы и размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения. Уровни потребности населения.
Жилые районы города в настоящее время разделяются на микрорайоны. Являющиеся основной структурной единицей жилого района.
Градостроительное решение жилых районов и микрорайонов должно отвечать новым социальным требованиям, возникшим в современный период. Преобразование быта на основе развития общественных форм обслуживания населения , освобождающих женщину от непроизводительного домашнего труда, развитие общественных форм воспитания детей (детские ясли и сады, школы - интернаты и школы продленного дня), обязательное среднее образование с полным охватом всех детей школьного возраста придают системе культурно-бытового обслуживания население чрезвычайно большое значение в формировании структуры селитебной территории в целом, жилых районов и микрорайонов.
Учреждения культурно - бытового обслуживания имеют разную периодичность пользования , в соответствии с чем они могут быть разделены на группы - ступени с установлением для учреждений каждой такой ступени определенных расстояний пешего подхода или подъезда ( радиусов обслуживания), обеспечивающих удобное пользование ими.
Различают четыре ступени обслуживания.
П е р в а я с т у п е н ь состоит из учреждений и устройств , которыми население пользуется повседневно.
К ним относятся: детские ясли и сады , школы , продовольственные и первой необходимости промтоварные магазины, столовые кафе , аптеки, ателье бытового обслуживания (ремонтные мастерские, приемные пункты). Радиус обслуживания принимается в пределах 350 - 500 м.
В т о р а я с т у п е н ь - Дома культуры , клубы, кинотеатры, библиотеки, торговые центры, рестораны, учреждения связи( почта , телеграф), поликлиники, родильные дома и районные больницы, спортивные центры(спортивные залы, плавательные бассейны, спортивные тренировочные площадки) , которые посещаются населением периодически. Радиус обслуживания учреждений и устройств второй ступени принимается в 1000 - 1200 м , что позволяет подойти к ним пешком за 15 - 20 мин, не прибегая к услугам транспорта.
Т р е т ь я с т у п е н ь - учреждения и устройства, которые посещаются населением значительно реже, чем учреждения первых двух ступеней. Сюда входят административные и хозяйственные учреждения, Дворцы культуры, музеи, выставки, театры, цирки, концертные залы , крупные кинотеатры, городские спортивные центры (стадионы, плавательные бассейны, водные станции), городские торговые центры, специализированные больницы и медицинские центры, научные и учебные центры. Все эти учреждения имеют общегородское, областное, а иногда, в столицах государств, республиканское значение . Подъезд к ним обычно осуществляется средствами городского транспорта.
Ч е т в е р т а я с т у п е н ь - учреждения и устройства массового кратковременного и длительного отдыха, расположенные в пригородных зонах. Сюда относятся: водные станции и пляжи, рестораны, кафе, гостиницы, мотели, рыболовные, лыжные и туристические базы, дома отдыха , санатории, загородные детские учреждения и др.
В микрорайонах размещают учреждения и устройства первой ступени обслуживания с соблюдением указанного выше радиуса обслуживания (350 - 500 м). Исходя из этого можно считать, что оптимальное количество населения в микрорайоне при пятиэтажной застройке и при плотности жилого фонда 2800 - 3200 м2 жилой площади на 1 га будет составлять 6 - 9 тыс. человек . При смешанной ( 5, 9, 16 и более этажей) преимущественно девятиэтажно, зстройке численность населения микрорайонов может достигать 16 - 18 тыс. человек.
В настоящее время имеется тенденция некоторого увеличения плотностей застройки и жилого фонда с целью повышения эффективности использования городской территории и экономичности инженерного благоустройства города без ухудшения при этом санитарно - гигиенических условий жизни населения.
В малых городах селитебная территория города представляет собой один жилой район, разделяющийся на микрорайоны.
121.Инженерные изыскания для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства. (Град. Кодекс, ст. 47)
Статья 47.Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
2. Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (далее - заказчик) физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
4.1. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
5. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
6. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.