Становление музеев науки и техники.

В XIX в. появились музеи, посвященные истории науки или ее отдельных отраслей, взаимосвязям науки с техникой, природой, человеком. Это свидетельствовало о том, что и наука стала предметом музейной деятельности. Первый в мире музей науки и техники — Консерватория искусств и ремесел — был создан в 1799 г. в помещении секуляризованного парижского монастыря Сен-Мартин де Шамп. Его основу составили коллекции машин и моделей, собранные великим инженером и изобретателем Жаком де Вокаисоном и Королевской Академией наук.

Однако широкое и повсеместное создание музеев науки и техники началось со второй половины XIX в.,когда промышленный переворот охватил весь европейский регион и США. Развивающаяся крупная промышленность нуждалась в квалифицированных кадрах, испытывала потребность в учебных заведениях, лабораториях, опытных мастерских, музеях как центрах распространения знаний о передовой технике ,и технологии. В целях стимулирования промышленной и торговой деятельности стали регулярно

организовываться национальные и всемирные выставки, демонстрирующие научные открытия, достижения инженерной и конструкторской мысли. Впос-

ледствии их экспонаты нередко служили основой для создания музеев.

В 1851 г. в лондонском Гайд-парке английские предприниматели организовали, при активной поддержке принца Альберта, супруга королевы Виктории и президента Королевского общества искусств, первую Всемирную промышленную выставку. Все в ней блистало новизной и своеобразием. По эскизам садовника Джозефа Пакстона, прославившегося в качестве создателя необычной оранжереи для выращивания лилий, был построен главный павильон, названный Хрустальным дворцом. Эта устремленная ввысь модульная конструкция была сооружена всего за четыре месяца благодаря применению принципа сбора на строитель-

ной площадке готовых стандартных деталей — железных рам со стеклянным заполнением. Здание охватывало территорию в 18 акров (564 х 125 м), а его длина в 1851 фут символизировала год проведения выставки.

В центре Хрустального дворца в день открытия выставки бил струйками ароматической воды хрустальный фонтан — сложное сооружение из стекла,

украшенное готическими арками и пирамидами.

В выставочных стендах, витринах и павильонах, напоминавших богато оформленные прилавки, причудливые шкафы и интерьеры дворцов, демонстрировалось 17 тыс. экспонатов. В изобилии были представлены машины, станки, инструменты, оборудование, изделия художественных ремесел, мебель, вазы, гобелены и другие предметы роскоши. Вокруг двор-

ца разместились рестораны и танцевальные залы, для посетителей организовывались концерты, регаты, поднятия на воздушном шаре. Выставка имела ошеломляющий успех, за 120 дней она приняла более 6 млн посетителей, а доход составил 186 тыс. фунтов стерлингов.

Вполне естественным стало решение превратить выставку в постоянно действующее учреждение.

Для этого королевская парламентская комиссия вложила полученную прибыль в приобретение недвижимости в Южном Кенсингтоне, где и началось строительство специального музейного комплекса, в котором со временем разместилась группа самостоятельных учреждений. В 1857 г. здесь открылся Южно-Кенсингтонский музей науки и искусства, собра-

ние которого включало в себя причудливую смесь художественных и промышленных коллекций. Позже от него отпочковалось учреждение, получившее впоследствии название Музей науки. Его фонды, пополнившись коллекциями из Музея патентов, созданного в Южном Кенсингтоне в 1860 —70-е гг., стали хранилищем для таких сокровищ истории техники, как модели и чертежи первых двигателей Ньюкомена и Уатта,локомотив Дж. Стефенсо-

на, первая прядильная машина Ричарда Аркрайта, первый токарно-винторез-

ный станок Модели и другие достижения инженерной мысли эпохи промыш-

ленной революции.

Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903 г. инженером Оскаром фон Миллером и получил название Немецкий музей. Он задумывался как учреждение, не только хранящее материалы о выдающихся достижениях естественных наук и техники, но и показывающее влияние научно-технического прогресса на жизнь общества. Первое время музей размещался в части старого здания Баварского национального музея, расширяя фондовые и экспозиционные площади за счет заброшен-

ного помещения военных казарм. Но в 1911 г. город выделил для него остров на реке Изар, который прежде использовался как угольный склад. В качестве ведущих спонсоров строительства музея, обошедшегося в 14 млн марок, выступили городская казна, правительство Баварии и центральное правительство, а также немецкие промышленники. К 1913 г. строительство здания в основном завершилось,но переезд в него задержала начавшаяся война, и новые просторные экспозиционные залы открылись для посетителей только 6 мая 1925 г., в день семидесятилетия Оскара фон Миллера.

 

26. Создание промышленных музеев

Промышленные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю развития и современный уровень промышленности в целом или её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает собственно промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории предприятий и производств определённого вида продукции, музеефицированные промышленные объекты (см. музеефикация).

Появление П.м. связано с осознанием в обществе необходимости содействия развитию различных видов производства - ремесленного, кустарного, промышленного и отличалось исключительной практической направленностью. Преобладающей современной тенденцией является стремление сохранить для общества изделия промышленности и целостные промышленные комплексы как памятники технической мысли.

Музей науки и промышленности, англ. Museum of Science and Industry (MSI) находится в городе Чикаго, штат Иллинойс, США в районе Джексон-парк, округ Гайд-парк рядом с озером Мичиган. Музей расположен в здании бывшего Дворца изящных искусств Всемирной колумбийской выставки 1893 года. Деньги на открытие музея выделил президент крупной торговой сети «Сирс, Робак и Компания» Джулиус Розенвальд. Музей был открыт в 1933 г. по случаю выставки «Столетие прогресса».

 

Среди экспонатов музея — работающая угольная шахта, немецкая подводная лодка U-505, захваченная в ходе 2-й мировой войны, модель железной дороги, первый дизельный пассажирский поезд «Пионер Зефир», а также космический корабль, участвовавший в миссии «Аполлон-8».

 

27. Комплексные промышленные музеи.

 

28. Специализированные промышленные музеи.

 

 

29. Военно-исторические музеи.

Блетчли-Парк (англ. Bletchley Park), также известный как Station X, особняк расположенный в городе Блетчли в историческом и церемониальном графстве Бакингемшир в центре Англии. В период Второй мировой войны в Блетчли-Парке располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании — Правительственная школа кодов и шифров (англ. Government Code and Cypher School, GC&CS), позже получившая имя Центр правительственной связи (англ. Government Communications Headquarters, GCHQ). Здесь взламывались шифры и коды стран Оси и что более значимо именно здесь была спланирована операция «Ультра», нацеленная на дешифровку сообщений «Энигмы».

В 1883 году Блетчли-Парк стал домом для семьи Леон. Сэр Герберт Сэмюель Леон (англ. Sir Herbert Samuel Leon), будучи очень популярным политиком, не только расширил особняк, привнеся в его облик смесь разных архитектурных стилей, но и сделал известным среди населения Британии. После смерти сэра Герберта и его жены особняк был продан на аукционе капитану Фолкнеру, который планировал снести постройки и продать землю под постройку жилых домов. Но вмешалось правительство. В 1938 усиление угрозы со стороны фашистской Германии вынудило правительство Великобритании подыскать более безопасное место для базирования разведывательного подразделения GC&CS, располагавшегося в Лондоне и ныне известного как Центр правительственной связи (англ. GCHQ). Блетчли-Парк, находившийся на пересечении главных дорог, железных путей и линий телеграфного сообщения, оказался очень подходящим. Блетчли-Парку было дано кодовое имя Station X. После тщательной подготовки в августе 1939 под прикрытием охотничьей компании в Блетчли-Парк переехали специалисты по взлому кодов.

После войны

С заключением мирного соглашения снизилась необходимость в криптоаналитических мощностях. Тем не менее с окончанием Второй мировой войны начался период Холодной Войны. GCHQ была переведена в Исткот (англ. Eastcote) в 1946 году, а позже в 1950х в Челтнем. В Блетчли-Парке осталась Центральная Тренировочная База, которая располагалась там до 1987. По приказу Черчиля все свидетельства успехов Блетчли-Парк за период Второй Мировой должны были быть уничтожены чтобы не попасть в руки Советского Союза. Прошли десятки лет прежде чем с документов связанных с Блетчли-Парком стали снимать гриф секретности.

Сократилось количество персонала. Снова началась социальная жизнь — появились школы, церкви. В 1987 году, после пятидесяти лет тесного сотрудничества Блетчли-Парк прекратил связи с Британскими разведывательными службами.

К 1991 году район опустел и был близок к тому чтобы все постройки снесли для создания новых. 10 февраля 1992 года большая часть территории была объявлена архитектурным заповедником, а три дня спустя, 13 февраля 1992 года, был основан Трест Блетчли-Парка для сохранения территории в качестве музея шифровальщиков и музея вычислительной техники. В настоящее время руководителем этого Треста является бывший директор GCHQ сэр Френсис Ричардс (англ. Sir Francis Richards).

«Топогра́фия терро́ра» (нем. Topographie des Terrors) — информационно-выставочный центр и музей под открытым небом в Берлине.

 

Проект «Топография террора» существует в Берлине с 1987 года, когда в полуразрушенных подвалах гестапо открыли выставку о преступлениях нацистов. В 2010 году для центра построено специальное здание. Главная цель — «сделать наглядной и доступной информацию о становлении и преступных действиях режима национал-социалистов»[1]. Основная экспозиция занимает площадь более 800 кв. м.

 

Благодаря действиям сотрудников центра удалось сохранить отрезок Берлинской стены[2]. В информационно-выставочный центр «Топография террора» входит документационный центр «Подневольный труд в период национал-социализма», расположенный на территории сохранившейся «исторической застройки» — жилых бараков бывшего лагеря для «лиц подневольного труда Шёневайде GBI-Lager 75/76».

 

Возникновение центра «Топография террора», изменение его статуса тесно связаны с изменениями отношения к прошлому в немецком обществе — c денацификацией и «проработкой прошлого».

Ежегодно выставку под открытым небом посещает более 500 тысяч человек.

 

30. Музей в тоталитарной культуре.

 

31. Международные организации и их деятельность.

Международный совет музеев, ИКОМ (англ. International Council of Museums, сокр. англ. ICOM) — неправительственная профессиональная международная организация, созданная в 1946 году. ИКОМ имеет в ЮНЕСКОи при Экономическом и социальном совете ООН высший консультативный статус категории «А». ИКОМ — это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.

 

ИКОМ финансируется, прежде всего, за счет взносов членов комитета и поддерживается ЮНЕСКО, Фондом ИКОМ и отдельными национальными комитетами. ИКОМ предваряет в жизнь часть программы ЮНЕСКО для музеев. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится во Франции в Париже, там же находится и секретариат ИКОМ, а также информационный центр ИКОМ — ЮНЕСКО.

В соответствии с Уставом, целями и задачами ИКОМ являются:

содействие развитию музейного дела во всем мире;

сохранение наследия и борьба с запрещенной торговлей культурными ценностями;

обучение музейных работников и повышение профессиональных стандартов;

оказание помощи музеям и музейным работникам;

налаживание сотрудничества между музейными учреждениями и специалистами различных стран.

Все это, в свою очередь, способствует развитию сотрудничества и взаимопонимания между народами. В настоящее время в ИКОМ входят более 30000 индивидуальных и коллективных членов из 165 стран мира.

 

узеи во всем мире связаны во многих отношениях - они имеют общее историческое прошлое, они объединяют общие темы, проблемы, культуру и коллекций. Музеи ассоциация, основанная в 1889 году, является старейшей в своем роде в мире, и на протяжении многих лет имеет тесные связи с музеями и музеями ассоциаций по всему миру ...

 

Сеть европейских музейных организаций (NEMO): www.ne-mo.org

 

NEMO является свободная сеть музеев ассоциаций в Европе. Она стремится быть голосом музеев в европейские институты, в частности, Европейского Союза, чтобы сообщить им, что основные вопросы для музеев и обеспечить, чтобы музей голос будет услышан.

 

Европейского музейного форума (ЭМП): www.emya.org

 

В Бристоле, EMF пытается интерпретировать динамику между музеем и общественностью в различных европейских социальных и культурных контекстах и поощрять плодотворных отношений между музейными специалистами и различными заинтересованными сторонами в жизни музея.