VII. Возможные меры поддержки CОБСТВЕННИКАМ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ капитального ремонта

Какие средства можно использовать для финансирования ремонта, если накоплений недостаточно

Региональный оператор финансирует капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств, поступающих на счет регионального оператора от платежей собственников помещений в многоквартирных домах, и за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (ст. 180, ч. 1, п. 4 и ст. 182, ч. 1).

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах (ст. 179, ч. 4 и ст. 182, ч 1).

Таким образом, если в фонде капитального ремонта конкретного дома на момент проведения капитального ремонта оказалось недостаточно средств, региональный оператор для его ремонта может использовать средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, капитальный ремонт которых будет осуществляться в будущем. При этом региональный оператор обязан за шесть месяцев до начала года, в который будет проводиться капитальный ремонт дома, получить согласие собственников на «заём» средств регионального оператора (средств фондов ремонта других домов) и возврат займа.

Возмещение региональному оператору финансовых средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта дома, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме (ст. 182, ч. 7).

При этом для регионального оператора нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должен устанавливаться размер такой предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт (ст. 190, ч. 4). Более дорогие работы оплачиваются только за счет дополнительных взносов собственников помещений в многоквартирном доме сверх минимального размера взноса.

 

 

Мы выяснили, что собственники собирают средства для проведения капитального ремонта сами, но при нехватке собственных средств кто может их поддержать? Кредит не всегда может быть спасением, он влечет за собой дополнительные расходы собственников на возврат большей суммы, чем взята в банке, за счет процентов. Законодателями предусмотрена поддержка инициативы добросовестных собственников.

Чтобы не исключать возможность проведения капитального ремонта (если возникла такая необходимость) при нехватке средств, собранных собственниками, Жилищным кодексом определена возможность поддержки из бюджетов разного уровня.

Помимо накопленных средств собственников помещений в многоквартирных домах, привлекаемых по решению собственников кредитов, еще одним финансовым источником финансирования капитального ремонта многоквартирных домов могут стать бюджетные средства.

Государственная поддержка на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в форме субсидий (далее - финансовая поддержка) предоставляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, объем средств, которые могут быть выделены в виде субсидий, определяется в областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период (Закон НСО, ст. 15). Поддержка за счет бюджетов муниципальных образований возможна в рамках региональной программы Новосибирской области.

Финансовая поддержка предоставляется на финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах:

1) товариществам собственников жилья;

2) жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

3) управляющим организациям.

Причем законодателями установлено, что государственная и муниципальная поддержка капитального ремонта (в рамках реализации региональной программы капитального ремонта Новосибирской области) предоставляется независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта (ЖК, ст. 191, ч. 2). А это означает, что собственники помещений, которые формируют фонд капитального ремонта у регионального оператора, также могут получать субсидию из регионального бюджета, как и собственники помещений, выбравшие специальный счет. То, что региональный оператор может быть получателем бюджетных субсидий для проведения капитального ремонта домов, за которые он отвечает, указано в Жилищном кодексе (ЖК, ст. 191, ч. 1).

Финансовая поддержка применяется не к любым видам работ, выбранным собственниками, а к видам услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренным в Жилищном кодексе РФ, а также дополнительным видам работ, указанным в Законе Новосибирской области (Закон НСО, ст. 15, ч. 4):

1) разработка проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

2) проведение экспертизы проектно-сметной документации;

3) энергетическое обследование многоквартирного дома (в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

4) техническая инвентаризация и паспортизация многоквартирного дома.

Важно заметить то, что финансовая поддержка предоставляется при достаточно жестком условии:

фонд капитального ремонта должен быть сформирован в отношении многоквартирного дома в размере не менее 95 процентов от общего объема взносов, подлежащих уплате по состоянию на 1 января года. То есть если собственники помещений имеют долги по взносам в фонд капитального ремонта более 5 % от начисленных сумм, для ремонта такого дома субсидия из областного бюджета предоставляться не будет.

Для получения финансовой поддержки необходимо будет представить письменное заявление в уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области в срок до 1 марта того года, в который будет проводиться капитальный ремонт дома согласно региональной программе. К письменному заявлению прилагается заверенная кредитной организацией выписка о реквизитах счета, на котором формируется фонд капитального ремонта.

Решение о предоставлении финансовой поддержки либо об отказе в ее предоставлении уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области принимает в порядке, установленном Правительством Новосибирской области [11].

Размер финансовой поддержки определяется в соответствии с методикой расчета финансовой поддержки, утверждаемой Правительством Новосибирской области [12].

Кроме предоставления субсидий из средств областного бюджета субсидии могут также предоставляться из местных бюджетов (из бюджета города Новосибирска или иного муниципального образования на территории Новосибирской области). Порядок и условия предоставления муниципальных субсидий определяются муниципальным правовым актом (ЖК, ст. 191, ч. 1). Объем и виды муниципальной поддержки утверждаются в рамках краткосрочных (сроком на три года) планов реализации региональной программы капитального ремонта (Закон НСО, ст. 12, ч. 1).

Дополнительными мерами государственной поддержки, которые может предоставлять Новосибирская область в соответствии с Жилищным кодексом, являются также гарантии, поручительства по кредитам и займам, если соответствующие средства на реализацию такой поддержки будут предусмотрены законом области о бюджете Новосибирской области (ЖК, ст. 167, п. 4). Таким образом, законодатель создал возможности для привлечения кредитных ресурсов в проведение капитального ремонта многоквартирных домов, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах.

Кроме того, Жилищный кодекс содержит нормы о предоставлении мер государственной поддержки малодоходным собственникам помещений в многоквартирных домах при несении ими расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Предполагается включить в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемый для расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер утвержденного правительством Новосибирской области минимального взноса на капитальный ремонт (ЖК, ст. 159, ч. 6).

Деятельность регионального оператора мы подробно рассматриваем в другом разделе этого пособия. Но важно отметить то, что еще одним видом поддержки становится оказание региональным оператором (его специалистами) бесплатной консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также по вопросам реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры форм документов, связанных с принятием собственниками помещений в многоквартирном доме решений по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. (см. другой файл)

 


[1] Материал с сайта http://www.tsj.ru

[2] Изменения в Жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

[3] Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ

[4] Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт утверждены приказом министерства регионального развития РФ от 10 июля 2013 г. № 288

[5] В Законодательном Собрании Новосибирской области подготовлен проект закона, предусматривающий снижение минимального размера фонда капитального ремонта до 30 процентов.

[6] Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» от 28.05.2013 размещен на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в разделе «Региональные системы капремонта».

 

[7] В Законодательном Собрании Новосибирской области подготовлен проект закона, предусматривающий снижение этого срока вступления в силу до 6 месяцев.

[8] Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» от 28.05.2013 размещен на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в разделе «Региональные системы капремонта».

 

[9] При наличии задолженности не более 5%

 

[11] В настоящее время не установлен.

[12] В настоящее время не утверждена.