IV. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

Региональный оператор – это юридическое лицо, некоммерческая организация в организационно-правовой форме «фонд» (часть 1 статьи 178 ЖК).

Законом Новосибирской области (часть 1 статьи 16) установлено, что в области создаются два региональных оператора:

- региональный оператор, действующий на всей территории Новосибирской области, за исключением города Новосибирска;

- региональный оператор, действующий на территории города Новосибирска.

Деятельность регионального оператора регулируется Жилищным кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Новосибирской области, уставом регионального оператора.

В соответствии с Жилищным кодексом (часть 1 статьи 180) функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные Жилищным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Законом Новосибирской области (статья 17) дополнительно определены такие функции регионального оператора как:

- субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

- оказание бесплатной консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

- привлечение лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах, к приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Имущество регионального оператора формируется за счет:

1) взносов учредителя;

2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

3) других не запрещенных законом источников (часть 1 статьи 179 ЖК).

Согласно Жилищному кодексу (часть 3 статьи 189) средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у регионального оператора, могут использоваться только для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Деятельность региональных операторов, созданных в Новосибирской области, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области и иных незапрещенных источников, установленных федеральным законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций (часть 2 статьи 16 Закона НСО).

Основная задача регионального оператора – обеспечить проведение капитального ремонта тех многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта у регионального оператора (перечисляют на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт), и включенных в региональную программу на определенный год.

Поскольку региональный оператор для финансирования капитального ремонта таких многоквартирных домов может использовать средства фондов ремонтов не только этих домов, но и тех, срок ремонта которых запланирован на более поздние годы, возникает риск «финансовой пирамиды»: все поступающие средства расходуются на капитальный ремонт тех многоквартирных домов, которые включены в региональную программу на первые годы, а на дома, запланированные на поздние сроки денег не хватит. Чтобы это предотвратить, Жилищный кодекс дополнительно к субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации (Новосибирской области) установил требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора (статья 185 ЖК).

Основное требование к финансовой устойчивости регионального оператора заключается в том, что региональный оператор ежегодно может расходовать на финансирование капитального ремонта только определенную долю средств формирующихся у него фондов капитального ремонта домов, ремонт которых запланирован в будущем периоде (часть 2 статьи 185 ЖК).

Законом Новосибирской области установлено, что региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы только 90% тех средств, которые поступили ему за предшествующий год в виде взносов собственников помещений на капитальный ремонт, и остатка средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах по состоянию на 1 января предшествующего года (часть 1 статьи 22 Закона НСО). А в первый год реализации региональной программы капитального ремонта региональный оператор вправе направить на ее финансирование не более 70 процентов от объема взносов, планируемых к поступлению на счет (счета) регионального оператора в первый год реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов (часть 2 статьи 22 Закона НСО).

Деятельность регионального оператора, целевое использование им денежных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений на капитальный ремонт, контролируется Правительством Новосибирской области (часть 1 статьи 6 Закона НСО). Кроме того, контроль деятельности регионального оператора осуществляют различные федеральные и региональные государственные органы (статья 186 ЖК).

Региональный оператор должен ежегодно отчитываться о своей деятельности (статья 187 ЖК и статья 6 Закона НСО). Годовой отчет и аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности регионального оператора должны размещаться на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно Жилищному кодексу (часть 3 статьи 183 ЖК), региональный оператор обязан по запросу предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление этим многоквартирным домом (товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации), и при непосредственном управлении многоквартирным домом одному представителю собственников (из собственников помещений или иному лицу, имеющему доверенность всех или большинства собственников помещений, следующие сведения):

1) о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов;

2) о размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) о размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, деятельность регионального оператора будет подконтрольной и прозрачной.