III. Взаимодействие с водой
1) Активные (щелочные и щелочноземельные металлы) образуют растворимое основание и водород:
2Na0 + 2H2O ® 2Na+1OH + H20
2Na0 + 2H2O ® 2Na1+ + 2OH1- + H20
Ca0 + 2H2O ® Ca+2(OH)2 + H20
Ca0 + 2H2O ® Ca2+ + 2OH1- + H20
2) Металлы средней активности окисляются водой при нагревании до оксида:
Zn0 + H2O –t°® Zn+2O + H02
3) Неактивные (Au, Ag, Pt) - не реагируют.
4) Вытеснение более активными металлами менее активных металлов из растворов их солей:
Cu0 + Hg+2Cl2 ® Hg0 + Cu+2Cl2
Cu0 + Hg2+ ® Cu2+ + Hg0
Fe0 + Cu+2SO4 ® Cu0 + Fe+2SO4
Fe0 + Cu2+ ® Cu0 + Fe2+
Работа в лаборатории
Оборудование и реактивы:
штатив с пробирками
кусочек цинка
железные стружки
алюминиевые стружки
растворы:
серной кислоты,
соляной кислоты,
сульфата алюминия,
сульфата меди,
гидроксида натрия.
Опыт № 1 Взаимодействие металлов с растворами солей.
Поместите в две пробирки по 1 мл раствора сульфата меди. В одну пробирку опустите кусочек цинка, а в другую железные стружки.
Какие изменения происходят на поверхности металлов?
Напишите уравнения реакций. Составьте электронный баланс. Пользуясь рядом электрохимических напряжений металлов, объясните эти реакции.
Опыт № 2 Взаимодействие металлов с растворами кислот.
В две пробирки поместите по 1 мл растворов кислот: соляной, серной. Опустите в каждую по 1-2 стружки алюминия. В две другие также налейте по 1 мл соляной и серной кислоты, и опустите в каждую по 1-2 стружки железа. В пробирках, где наблюдается энергичное выделение газа, попробуйте поджечь его горящей лучиной.
Напишите уравнения реакций, составьте электронный баланс
Опыт № 3 Отношение металлов к действию щелочей.
Поместите в две пробирки по 1 мл 30 %-ного раствора NaOH и опустите в первый раствор 1-2 алюминиевые стружки, во второй 1-2 стружки железа. Есть ли различие в происходящих процессах? Когда начнется энергичное выделение газа, подожгите его горящей лучиной. Запишите наблюдения и уравнение происходящей реакции.
Составьте отчет следующего содержания:
Цель работы:_____________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа
. Общие свойства металлов
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа 8. Свойства железа и его соединений
Цель работы: познакомить с некоторыми химическими свойствами соединений железа в различных степенях окисления.
Пояснения к работе
Железо и его соединения