НОРМАТИВНАЯ БАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Организация авторского надзора со стороны проектных организаций

Статус заказчика и технический надзор за строительством

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА И ПРОЕКТИРОВЩИКА

Москомзем

Главный регистрационный орган по отводу земельных участков для строительства - городской (московский) земельный комитет. Обладая пас­портом на каждого землепользователя, комитет имеет право заключать до­говора аренды, вносить изменения в условия этих договоров, заниматься вопросами арендной платы, осуществлять инспекционный контроль за землепользователями.

На каждого землепользователя комитет составляет кадастр, в котором отражает данные обо всех арендаторах. Цель кадастра - не допускать на­личие неоформленных земельных участков. Вначале оформляется документация по отводу земельного участка последовательно в организациях: Префек­туре, АПУ округа, геодезической службе комитета по землеустройству, в отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста, и только после этого Префектура дает указания Москомзему определить стоимость земельного участка и заключить договор об аренде (продаже) земельного участка. В функции инспекции МКЗ входит государственный контроль за соблюдением землепользователями земельного законодательства.

Принимает меры, исключающие:

· самовольное занятие земельных участков, нарушение сроков возврата земель, использование земель не по целевому назначению;

· проектирование и строительств объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

 

Перевод экономики на рыночную основу определил новый подход к нормированию в строительстве, зафиксированный в СНиП 10-01-94 «Система нормативной документации в строительстве. Основные положения» и отражающий переход от государственного управления строительством к государственному его регулированию. Этим определяется содержание процедур приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, которое предполагает следующие действия:

1. Заказчик проверяет и подтверждает документально, что он получа­ет именно ту строительную продукцию (здание, сооружение), которую он заказывал. Это действие завершает договорные отношения подрядчика с заказчиком и относится к чисто хозяйственной деятельности; государство не имеет права в нее вмешиваться.

2. Органы надзора от имени государства подтверждают, что создан­ная продукция не представляет угрозы для жизни, здоровья и имущества пользователей, населения, а также окружающей среды. Критерий оценки безопасности объекта строительства законодательством и нормативными документами официально не установлен, однако общепринятым крите­рием служит соответствие объекта всей совокупности требований госу­дарственных нормативных документов. Без сомнения, государство имеет право и обязано регламентировать этот аспект приемки.

3. Заказчик или пользователь вступает в фактическое владение объек­том и принимает на себя связанную с этим ответственность. Этот аспект относится преимущественно к сфере административного и экономическо­го регулирования.

4. Построенное здание или сооружение включается в территориаль­ную среду в качестве эксплуатируемого объекта, т. е. начинает взаимодействовать с элементами инфраструктуры (коммуникации, инженерные сети, мусороудаление и т.п.). Этот аспект относится преимущественно также к сфере административного регулирования.

Второе, третье и четвертое действие должны быть официально зарегистрированы, что также является элементом государственного регулирования приемки и ввода в эксплуатацию.

В действующих положениях даны определения и установлены обязан­ности основных участников приемки: инвестора заказчика и исполнителя (подрядчика), а также пользователя и эксплуатирующий организации:

Инвестор - юридическое или физическое лицо, направляющие собс­твенные, заемные или привлеченные средства в форме капитальных вло­жений в создание и воспроизводство основных фондов.

Заказчик - инвестор или иное юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта по строительству.

Государственный заказчик - федеральный орган исполнительной влас­ти, унитарное предприятие или государственное учреждение, обеспечен­ное финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом. Государственный заказчик может выступать в качестве заказ­чика непосредственно или через уполномоченных им по договору хозяйс­твующих субъектов.

Поскольку на практике функции участников инвестиционного процес­са часто совмещаются, новыми нормами установлено положение, что, если юридическое или физическое лицо частично или полностью совме­щает функции инвестора, заказчика, подрядчика и пользователя, на него возлагаются обязанности и ответственность, установленные для соот­ветствующих участников приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Заказчики-застройщики (33) или девелопер - физичес­кие и юридические лица, уполномоченные инвестором для осуществле­ния реализации инвестиционных проектов.

Заказчиками-застройщиками могут быть также и сами инвесторы. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную де­ятельность других субъектов инвестиционной деятельности. Выбор 33 и заключение с ним договора (контракта), осуществляется инвестором преимущественно на конкурсной основе. 33, не являющийся инвестором, на­деляется правами владения, пользования и распоряжения капитальными сложениями на период и к пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии е законодательством Российской Федерации.

Деятельность 33 заканчивается после регистрации ввода объекта в эксплуатацию в местных органах власти, если иное не предусмотрено в договоре с инвестором.

33 осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательс­твом Российской Федерации и требованиями нормативных документов в строительстве.

В функции застройщика входят: организация строительства объектов, контроль за его ходом, а также ведение бухгалтерского учета производи­мых при этом капитальных затрат.

Процесс реализации инвестиционных проектов по строительству объ­ектов начинается с заключения договора (контракта) между инвестором и застройщиком (заказчиком). Договор является основным правовым до­кументом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие вза­имоотношения субъектов инвестиционной деятельности (п. 1 статьи 7 За­кона об инвестиционной деятельности).

Заказчики-застройщики, специализирующиеся на организации строи­тельства объектов, на основании договора с инвестором могут распоря­жаться его денежными средствами, передаваемыми для финансирования строительства объектов.

Для обеспечения организации строительства и контроля за ходом его выполнения заказчик-застройщик:

· выдает исходные данные для разработки проектно-сметной доку­ментации, размещает заказы на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;

· заключает договоры строительного порядка на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осущест­вляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частич­ную поставку материала и оборудования;

· производит расчеты за выполненные работы с проектными, под­рядными строительно-монтажными организациями, поставщиками мате­риальных ресурсов и другими участниками строительства.

· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, осуществляет приемку закон­ченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.

При исполнении договоров строительного подряда заказчик-застрой­щик выполняет следующие функции:

· оформляет исходно-разрешительную документацию на строитель­ство;

· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки;

· производит надзор за соблюдением норм и правил при производс­тве строительно-монтажных работ;

· осуществляет организацию управления строительством, принима­ет участие в проведении рабочих и государственных комиссий;

· координирует деятельность проектных, строительно-монтажных, специализированных и других организаций, занимающихся проектирова­нием и строительством объектов;

· осуществляет в соответствии с условиями договора подряда пол­ную или частичную поставку материалов и оборудования;

Заказчик-застройщик согласовывает с соответствующими организа­циями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией производственно-технологического оборудования, технологических кра­нов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением.

Осуществляет контроль и технический надзор за строительством, со­ответствием объема и качества выполняемых работ проектной документа­ции, стоимости и сроков выполнения работ условиям договора.

При осуществлении технического надзора на заказчика-застройщика возлагается:

- контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого обору­дования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

- контроль за устранением выявленных дефектов в проектной докумен­тации, ее пересмотр и недопущение необосно­ванного увеличения стоимости строительства;

- проверка документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспор­тов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);

- контроль за выполнением геодезических работ в процессе строи­тельства;

- освидетельствование и оценку совместно с работниками строи­тельно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также запрещение производства дальнейших работ до оформления актов на ос­видетельствование скрытых работ;

- с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций - промежуточ­ную приемку ответственных конструкций зданий и сооружений;

- контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъ­явленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;

- контроль исполнения подрядными организациями указаний и пред­писаний авторского надзора и органов городского архитектурно-стро­ительного надзора, относящихся к качеству выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования;

- предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций основных зданий и сооружений, контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.

Содействует обеспечению своевременного устранения дефектов и не­доделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктив­ных элементов зданий, сооружений и объектов.

Участвует:

- в проверках, проводимых надзорными органами, состояния и соот­ветствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качес­тва его монтажа, комплексном опробовании и приемке;

- в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;

- в организации освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;

- в проверках, проводимых надзорными органами, извещении органов городского архитектурно-строительного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.

Согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давление. Принимает от подрядчика выполненные работы, конструкции и инженерные системы, если иное не предусмотрено договором между участниками строительства.

 

Авторский надзор осуществляется на основании договора между заказчиком и проектировщиком и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости и начального периода его эксплуатации.

Авторский надзор осуществляется специалистами - разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством этой организации.

Назначение руководителя и специалистов, ответственных за проведение авторского надзора, производится приказом организации и доводится до сведения заказчика, который информирует о принятом решении подрядчика, инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН).

Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором.

Авторский надзор за строительством - это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, за строительс­ком и реконструкцией зданий и сооружений.

Осуществление авторского надзора считается обязательным при воз­ведении объектов, как жилищного, так и производственного, эксперимен­тального и оборонного назначения, при строительстве объектов высокой категории сложности, в том числе объектов в стесненных условиях.

Контрольные функции авторского надзора должны обеспечить качес­тво строительства на всех стадиях.

· Предпроизводственная стадия формирует качество изготовления, доставки, хранения и складирования строительных материалов и конс­трукций.

· Производственная стадия - строительно-монтажный процесс.

· Послепроизводственная стадия - оценки качества, сопоставление проектных и фактически строительных показателей, прием в эксплуата­цию.

Под понятием «Авторский надзор» подразумевается: надзор архитек­турный, конструкторский и контроль со стороны смежных профессий. Надзор может осуществляться: главным архитектором или инженером проекта, главными специалистами, руководителями групп и другими спе­циалистами, принимавшими непосредственное участие в проектирова­нии.

Проектные организации, осуществляющие авторский надзор за стро­ительством обязаны:

· Содействовать ознакомлению представителей заказчика и работ­ников строительных организаций процесса с проектной и рабочей доку­ментацией;

· Контролировать технологическую последовательность и очеред­ность производства работ, монтаж конструкций и инженерного оборудо­вания;

· Участвовать в освидетельствовании скрываемых последующими процессами всех видов работ, от качества которых зависит прочность, ус­тойчивость, долговечность возводимого сооружения.

В освидетельствовании участвуют: представитель заказчика (технический надзор), представитель авторского надзора, генподрядчик, при необходимости эксплуатационная служба.

Участники авторского надзора обязаны регулярно вести журнал авто­рского надзора и следить за своевременным и качественным исполнени­ем указаний, внесенных в журнал, которые обязательны для исполнения подрядчиком и для контроля со стороны заказчика.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика.

Авторский надзор обязан:

· выявлять недостатки с указанием их местонахождения;

· давать указания по устранению отмеченных недостатков;

· отмечать результаты проверки по устранению отмеченных ранее недостатков;

· вносить записи и указания, четко изложенные со ссылкой на нормы;

· изменения и уточнения к рабочим чертежам, внесенные в журнал, вносить в контрольный архивный экземпляр рабочих чертежей;

· в случаи несвоевременного или некачественного устранения вы­явленных дефектов, вносить в журнал повторную запись и сообщать в письменной форме заказчику и руководителю генподрядной организации о необходимости принятия оперативных мер по устранению дефектов.

Представитель авторского надзора записывает замечания в два адреса: производителю работ и представителю технадзора, который осуществля­ет контроль за ликвидацией замечаний в установленные сроки.

Авторский надзор имеет право:

- запрещать применение в строительстве конструкций, строительных материалов, оборудования, не соответствующих государственным стан­дартам;

- приостанавливать производство отдельных видов работ, выполняе­мых с нарушениями технических условий.

Автор проекта или специалист, осуществляющий авторский надзор, имеет право вносить в утвержденную проектную документацию обосно­ванные исправления, если данные исправления не требуют дополнитель­ного финансирования.

Проектные организации имеют право:

· вносить предложения в органы Государственного архитектурно- строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительс­тва о приостановлении в необходимых случаях строительно-монтажных работ выполняемых с нарушениями и отступлениями от проектных ре­шений;

· представлять предложения о снижении стоимости, улучшении ка­чества и сокращении продолжительности строительства, совершенство­вании технологии производства строительных работ;

· запрещать применение в строительстве конструкций, деталей, из­делий, не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям и проектно-сметной документации. Проверять соответствие сертификатов и паспортов на изделия, конструкции и условия их хранения и складирования.

· вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших некачественное выполнение строительно-монтажных работ, к ответственности.

Можно выделить четыре основные функции авторского сопровождения:

· Менеджерская - выбор подрядчиков-исполнителей на отдельные виды работ, подбор специалистов на дизайнерские, реставрационные и художественные работы, координирование этих работ в целях своевременного и качественного выполнения;

· Архитектурно-художественная - внесение уточнений в проект и доработка элементов проекта, самостоятельное выполнение отдельных видов работ (создание шаблонов и эскизов архитектурных деталей и элементов интерьера, экстерьера, благоустройства, выполнение росписей граффито, лепки);

· Маркетинговая - выбор поставщиков наиболее качественных от­делочных материалов, элементов оформления и оборудования (включая мебель, светильники, обои, драпировки, фурнитуру) внутреннего про­странства и внешнею облика создаваемого архитектурного объекта с входным контролем, соблюдением и учетом графика поставки;

· Функции контроля, предусмотренные Положением о контроле и надзоре.

 

Строительные нормы и правила РФ устанавливают общие требования, которыми необходимо руководствоваться в процессе проектирования и создания готовой строительной продукции. СНиПы содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции.

Система нормативных документов в строительстве представляет со­бой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетен­тными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.

В систему нормативных документов в строительстве входят:

Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливаю­щие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.

Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содер­жат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежнос­ти зданий и сооружений и их систем.

Строительные нормы и правила содержат требования для расчета ус­ловий эксплуатации - прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.

Территориальные строительные нормы (ТСН) - обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.

Своды правил (СП) - нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной де­ятельности.

Государственные стандарты - документы, разработанные в целях доб­ровольного установления унифицированных требований к продукции.

Объектами стандартизации и нормирования в системе нормативных документов являются: организационно-методические и общие правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения стро­ительной продукции; объекты градостроительной деятельности и стро­ительная продукция (здания и сооружения), промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инже­нерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии, экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций проектно-строительного процесса, стоимости материальных и трудовых ресурсов.

 

Особые значения для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и специ­фикаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной До­кументации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).

Положения нормативных документов обязательны для органов управ­ления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разра­ботку и применение нормативных документов в проектировании и стро­ительстве.

В разработанных ТСН в основном затрагиваются правовые вопросы, по которым, в соответствии с Конституцией РФ, субъекты РФ могут осу­ществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе про­ектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ полного соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработ­ки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»

Согласно СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строи­тельстве. Основные положения» своды правил по проектированию и стро­ительству принимает разработчик с одобрения Госстроя России.

Методология формирования и практического применения норм про­должительности проектирования базируется на принципах увязки инте­ресов проектных организаций и заказчика в современных условиях ры­ночной экономики со всеми присущими рынку процессами и явлениями.

Использование норм продолжительности разработки ПСД позволяет упорядочить:

- установление в договорах объективных сроков ее разработки;

стоимость проектных работ в случае сокращения сроков проек­тирования, принятых в договорах, по сравнению с нормативными (см. Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП (2-я редакция) (распоряжение Мэра Москвы от 12.08.96 222/1 -РМ).

Формирование норм и нормативов продолжительности проектирова­ния основывается на следующих принципах:

- системный, комплексный подход;

- построение технологических сетевых моделей на основе использо­вания экономико-математических методов с применением современной вычислительной техники;

- использование нормативно-параметрического метода для усреднен­ных «эталонных» объектов;

- создание единой нормативной базы, которая должна обеспечить объ­ективную оценку наиболее существенных свойств объектов проектирова­ния через их критериальные физические параметры (га, кв. м общей пло­щади, п. м., км и т.д.) с учетом качественных характеристик, позволяющих осуществлять сравнение (сопоставление) каждого конкретного объекта с эталонным образцом;

- установление пропорциональной зависимости норм продолжитель­ности разработки ПСД от ее стоимости и трудоемкости;

- четкое разграничение проектных работ в зависимости от их назначе­ния по стадиям проектирования.

 

5. ОФОРМЛЕНИЕ АКТА ПРИЕМКИ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА

Законченный строительством объект - комплекс зданий и сооруже­ний, отдельное здание или сооружение, или его автономная часть в со­ставе, допускающем возможность ее самостоятельной эксплуатации, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями норматив­ных документов все предусмотренные договором подряда строительно-­монтажные работы.

Приемка законченного строительством объекта - юридическое дейс­твие, в результате которого подтверждается техническое соответствие принимаемого объекта проектной документации (далее проекту), услови­ям договоров подряда и предъявляемых к нему требованиям нормативных документов, а также, если иное не установлено договорами между учас­тниками инвестиционного процесса, вступление заказчика во владение объектом.

Ввод в эксплуатацию - юридическое действие, в результате которо­го разрешается использование законченного строительством и принятого объекта по назначению и включение его в территориальную среду Объект регистрируется, как введенный в эксплуатацию.

Вводимый в эксплуатацию объект должен соответствовать проекту и требованиям нормативных документов, действовавших на момент пере­дачи заказчиком исполнителю проектной документации.

Приемка и ввод объекта в эксплуатацию должны быть оформлены со­ставлением акта, утверждаемого органом, назначившим комиссию. При этом существует требование полной готовности объекта к эксплуатации и совмещение приемки и ввода во времени.

Законченные строительством объекты, сооружаемые за счет частных инвестиций и других внебюджетных средств, от генерального подрядчика принимает заказчик в соответствии с условиями договора подряда (конт­ракта) на строительство.

Частный заказчик вправе привлечь к приемке объекта будущего поль­зователя, эксплуатирующего организацию, авторов проекта, специализи­рованные фирмы, страховые компании, с правом совещательного голоса.

Подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом, заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям.

До предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны про­верить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проек­там, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требовани­ям строительных норм и правил, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприя­тий по обеспечению на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды, и только после этого принять объекты.

Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначе­ния подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными ко­миссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ (в отдельных случаях без внутренней отделки квартир), благоустройства тер­ритории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами и после устранения недоделок.

Жилые дома и общественные здания нового жилого микрорайона подлежат приемке в эксплуатацию преимущественно в виде закончен­ного градостроительного комплекса, в котором должно быть завершено строительство учреждений и предприятий, связанных с обслуживанием населения, выполнены все работы по инженерному оборудованию, бла­гоустройству и озеленению территории в соответствии с утвержденным проектом застройки микрорайона. Многосекционные жилые дома, состо­ящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию от­дельными секциями.

Заказчики (застройщики) несут ответственность за своевременную подготовку к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вво­димых и действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, энергоресурсами и др.), проведение комплексного опробования (вхолостую и на рабочих режимах) оборудования с участием проектных, строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заво­дов-изготовителей оборудования, накладку технологических процессов, выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в сроки, предусмотренные действующими нормами.

Проектные организации несут ответственность за соответствие мощ­ностей и других технико-экономических показателей объектов, вводимых в эксплуатацию, мощностям и показателям, предусмотренным проектом, и за решение вопросов (связанных с проектированием), возникающих в процессе приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.

Строительно-монтажные организации несут ответственность за вы­полнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоде­лок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в дейс­твие производственных мощностей и объектов.

В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатели и члены комиссии, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением настоя­щих правил, привлекаются к административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Процесс оформления сдачи и приемки объекта в эксплуатацию целе­сообразно начинать с деятельности рабочей комиссии.

Рабочие комиссии назначаются решением (приказом, постановлением и др.) организации-заказчика (застройщика). Порядок и продолжитель­ность работы рабочих комиссий определяется заказчиком (застройщиком; по согласованию с генеральным подрядчиком.

В состав рабочих комиссий включается представители заказчика (за­стройщика) - председатель комиссии, генерального подрядчика, суб­подрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного пожарного надзора, профсо­юзной организации заказчика или эксплуатационной организации. При приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав рабочих комиссий включаются архитекторы-авторы проектов (за­местители председателя).

Рабочие комиссии до предъявления заказчиком Государственной ко­миссии к приемке в эксплуатацию объектов обязаны:

а) проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисей­смических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;

б) произвести приемку оборудования после индивидуальных испыта­ний для передачи его для комплексного опробования по акту;

в) произвести приемку оборудования после комплексного опробова­ния по акту и принять решение о возможности предъявления его Госу­дарственной приемочной комиссии;

г) проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений для предъявления Государственной приемочной комиссии;

д) проверить готовность предъявляемых Государственной приемочной комиссии в эксплуатацию объектов производственного назначения к нача­лу выпуска продукции или оказанию услуг, предусмотренных проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в на­чальный период, бесперебойной работе и освоению проектных мощностей в нормативные сроки.

Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:

а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;

б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к при­емке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;

в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удос­товеряющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;

г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточ­ной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);

д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудова­ния; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабже­ния, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канали­зации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);

е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, те­левидения, сигнализации и автоматизации;

з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;

к) журналы производства работ и авторского надзора проектных орга­низаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплу­атацию объектов производственного назначения включаются: представите­ли заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, администрации муниципального образования, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора и других надзорных органов.

В состав государственных приемочных комиссий при приемке в экс­плуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора - автора проекта, органов госу­дарственного архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы).

Государственные приемочные комиссии обязаны:

а) проверить устранения недоделок, выявленных рабочими комиссия­ми, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком (застройщиком) и утвержденной Государственной приемочной комиссией;

б) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно- строительных решений и объекту в целом;

в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и факти­ческой стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектам, а в случае отклонений проанализировать причи­ны их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предло­жениями следует представить органам, назначившим комиссию.

Государственная приемочная комиссия при выявлении непригоднос­ти объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (за­стройщику) и генеральному подрядчику.

Председатель Государственной приемочной комиссии должен пред­ставить в орган, назначивший государственную приемочную комиссию:

а) акт о приемке объекта в эксплуатацию;

б) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

в) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (его очередности, пускового комплекса) в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий;

г) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологи­ческих процессов производства и других проектных решений;

д) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекте в эксплуатацию. Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладная записка к нему составляется в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представляются в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, два - передаются заказчику (застройщику) и один - генеральному подрядчику.

Принятый от подрядчика объект вводится в эксплуатацию заказчиком. Объект считается принятым с момента его регистрации в местных органах власти после проверки документации (акта приемки с предложениями) инспекцией Госархстройнадзора. Регистрация преследует две цели: с одной стороны - контроль органов власти за правильностью приемки и, с другой стороны - фиксация изменения качественного состояния объекта, то есть перехода строительного объекта в другое качество - объект недвижимости (новый завод или жилое здание и т.д.).

Государственный контроль со стороны органов власти и самоуправ­ления проявляется и на второй стадии - вводе объекта в эксплуатацию в составе процедуры регистрации.

Заказчик совместно с подрядчиком:

осуществляет ввод в эксплуатацию принятого объекта и регистри­рует его в местных органах власти в установленном порядке;

определяет режим эксплуатации объекта в период опробования и приемки;

обращается в органы государственного надзора для получения за­ключения по предъявляемому к приемке объекту;

передает завершенные строительством объекты инвестору или организациям-пользователям, уполномоченным инвестором, или, в ус­тановленном инвестором порядке, выставляет их на реализацию.

Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылать­ся на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда, проектной документации или иные недостатки, кото­рые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты под­рядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена специальная экспертиза.

При уклонении заказчика от принятия выполненной работы подряд­чик, по истечении месяца со дня, когда согласно договору результат ра­боты должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика вправе продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику пла­тежей, внести на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского Кодекса.

Если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) продукции признается перешедшим к заказчику в момент, когда ее передача должна была состояться.

Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий до­говора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующе­го рода.

В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены договором.

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, состав­ляет один год, а в отношении зданий и сооружений - три года (ст. 196 ГК РФ). Если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом.