НОРМАТИВНАЯ БАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Организация авторского надзора со стороны проектных организаций
Статус заказчика и технический надзор за строительством
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА И ПРОЕКТИРОВЩИКА
Москомзем
Главный регистрационный орган по отводу земельных участков для строительства - городской (московский) земельный комитет. Обладая паспортом на каждого землепользователя, комитет имеет право заключать договора аренды, вносить изменения в условия этих договоров, заниматься вопросами арендной платы, осуществлять инспекционный контроль за землепользователями.
На каждого землепользователя комитет составляет кадастр, в котором отражает данные обо всех арендаторах. Цель кадастра - не допускать наличие неоформленных земельных участков. Вначале оформляется документация по отводу земельного участка последовательно в организациях: Префектуре, АПУ округа, геодезической службе комитета по землеустройству, в отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста, и только после этого Префектура дает указания Москомзему определить стоимость земельного участка и заключить договор об аренде (продаже) земельного участка. В функции инспекции МКЗ входит государственный контроль за соблюдением землепользователями земельного законодательства.
Принимает меры, исключающие:
· самовольное занятие земельных участков, нарушение сроков возврата земель, использование земель не по целевому назначению;
· проектирование и строительств объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Перевод экономики на рыночную основу определил новый подход к нормированию в строительстве, зафиксированный в СНиП 10-01-94 «Система нормативной документации в строительстве. Основные положения» и отражающий переход от государственного управления строительством к государственному его регулированию. Этим определяется содержание процедур приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, которое предполагает следующие действия:
1. Заказчик проверяет и подтверждает документально, что он получает именно ту строительную продукцию (здание, сооружение), которую он заказывал. Это действие завершает договорные отношения подрядчика с заказчиком и относится к чисто хозяйственной деятельности; государство не имеет права в нее вмешиваться.
2. Органы надзора от имени государства подтверждают, что созданная продукция не представляет угрозы для жизни, здоровья и имущества пользователей, населения, а также окружающей среды. Критерий оценки безопасности объекта строительства законодательством и нормативными документами официально не установлен, однако общепринятым критерием служит соответствие объекта всей совокупности требований государственных нормативных документов. Без сомнения, государство имеет право и обязано регламентировать этот аспект приемки.
3. Заказчик или пользователь вступает в фактическое владение объектом и принимает на себя связанную с этим ответственность. Этот аспект относится преимущественно к сфере административного и экономического регулирования.
4. Построенное здание или сооружение включается в территориальную среду в качестве эксплуатируемого объекта, т. е. начинает взаимодействовать с элементами инфраструктуры (коммуникации, инженерные сети, мусороудаление и т.п.). Этот аспект относится преимущественно также к сфере административного регулирования.
Второе, третье и четвертое действие должны быть официально зарегистрированы, что также является элементом государственного регулирования приемки и ввода в эксплуатацию.
В действующих положениях даны определения и установлены обязанности основных участников приемки: инвестора заказчика и исполнителя (подрядчика), а также пользователя и эксплуатирующий организации:
Инвестор - юридическое или физическое лицо, направляющие собственные, заемные или привлеченные средства в форме капитальных вложений в создание и воспроизводство основных фондов.
Заказчик - инвестор или иное юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта по строительству.
Государственный заказчик - федеральный орган исполнительной власти, унитарное предприятие или государственное учреждение, обеспеченное финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом. Государственный заказчик может выступать в качестве заказчика непосредственно или через уполномоченных им по договору хозяйствующих субъектов.
Поскольку на практике функции участников инвестиционного процесса часто совмещаются, новыми нормами установлено положение, что, если юридическое или физическое лицо частично или полностью совмещает функции инвестора, заказчика, подрядчика и пользователя, на него возлагаются обязанности и ответственность, установленные для соответствующих участников приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Заказчики-застройщики (33) или девелопер - физические и юридические лица, уполномоченные инвестором для осуществления реализации инвестиционных проектов.
Заказчиками-застройщиками могут быть также и сами инвесторы. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности. Выбор 33 и заключение с ним договора (контракта), осуществляется инвестором преимущественно на конкурсной основе. 33, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными сложениями на период и к пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии е законодательством Российской Федерации.
Деятельность 33 заканчивается после регистрации ввода объекта в эксплуатацию в местных органах власти, если иное не предусмотрено в договоре с инвестором.
33 осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями нормативных документов в строительстве.
В функции застройщика входят: организация строительства объектов, контроль за его ходом, а также ведение бухгалтерского учета производимых при этом капитальных затрат.
Процесс реализации инвестиционных проектов по строительству объектов начинается с заключения договора (контракта) между инвестором и застройщиком (заказчиком). Договор является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности (п. 1 статьи 7 Закона об инвестиционной деятельности).
Заказчики-застройщики, специализирующиеся на организации строительства объектов, на основании договора с инвестором могут распоряжаться его денежными средствами, передаваемыми для финансирования строительства объектов.
Для обеспечения организации строительства и контроля за ходом его выполнения заказчик-застройщик:
· выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказы на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;
· заключает договоры строительного порядка на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материала и оборудования;
· производит расчеты за выполненные работы с проектными, подрядными строительно-монтажными организациями, поставщиками материальных ресурсов и другими участниками строительства.
· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, осуществляет приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.
При исполнении договоров строительного подряда заказчик-застройщик выполняет следующие функции:
· оформляет исходно-разрешительную документацию на строительство;
· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки;
· производит надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ;
· осуществляет организацию управления строительством, принимает участие в проведении рабочих и государственных комиссий;
· координирует деятельность проектных, строительно-монтажных, специализированных и других организаций, занимающихся проектированием и строительством объектов;
· осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;
Заказчик-застройщик согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией производственно-технологического оборудования, технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением.
Осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема и качества выполняемых работ проектной документации, стоимости и сроков выполнения работ условиям договора.
При осуществлении технического надзора на заказчика-застройщика возлагается:
- контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр и недопущение необоснованного увеличения стоимости строительства;
- проверка документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
- контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
- освидетельствование и оценку совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также запрещение производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
- с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций - промежуточную приемку ответственных конструкций зданий и сооружений;
- контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;
- контроль исполнения подрядными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов городского архитектурно-строительного надзора, относящихся к качеству выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования;
- предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций основных зданий и сооружений, контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.
Содействует обеспечению своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов.
Участвует:
- в проверках, проводимых надзорными органами, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;
- в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
- в организации освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
- в проверках, проводимых надзорными органами, извещении органов городского архитектурно-строительного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.
Согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давление. Принимает от подрядчика выполненные работы, конструкции и инженерные системы, если иное не предусмотрено договором между участниками строительства.
Авторский надзор осуществляется на основании договора между заказчиком и проектировщиком и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости и начального периода его эксплуатации.
Авторский надзор осуществляется специалистами - разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством этой организации.
Назначение руководителя и специалистов, ответственных за проведение авторского надзора, производится приказом организации и доводится до сведения заказчика, который информирует о принятом решении подрядчика, инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН).
Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором.
Авторский надзор за строительством - это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, за строительском и реконструкцией зданий и сооружений.
Осуществление авторского надзора считается обязательным при возведении объектов, как жилищного, так и производственного, экспериментального и оборонного назначения, при строительстве объектов высокой категории сложности, в том числе объектов в стесненных условиях.
Контрольные функции авторского надзора должны обеспечить качество строительства на всех стадиях.
· Предпроизводственная стадия формирует качество изготовления, доставки, хранения и складирования строительных материалов и конструкций.
· Производственная стадия - строительно-монтажный процесс.
· Послепроизводственная стадия - оценки качества, сопоставление проектных и фактически строительных показателей, прием в эксплуатацию.
Под понятием «Авторский надзор» подразумевается: надзор архитектурный, конструкторский и контроль со стороны смежных профессий. Надзор может осуществляться: главным архитектором или инженером проекта, главными специалистами, руководителями групп и другими специалистами, принимавшими непосредственное участие в проектировании.
Проектные организации, осуществляющие авторский надзор за строительством обязаны:
· Содействовать ознакомлению представителей заказчика и работников строительных организаций процесса с проектной и рабочей документацией;
· Контролировать технологическую последовательность и очередность производства работ, монтаж конструкций и инженерного оборудования;
· Участвовать в освидетельствовании скрываемых последующими процессами всех видов работ, от качества которых зависит прочность, устойчивость, долговечность возводимого сооружения.
В освидетельствовании участвуют: представитель заказчика (технический надзор), представитель авторского надзора, генподрядчик, при необходимости эксплуатационная служба.
Участники авторского надзора обязаны регулярно вести журнал авторского надзора и следить за своевременным и качественным исполнением указаний, внесенных в журнал, которые обязательны для исполнения подрядчиком и для контроля со стороны заказчика.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика.
Авторский надзор обязан:
· выявлять недостатки с указанием их местонахождения;
· давать указания по устранению отмеченных недостатков;
· отмечать результаты проверки по устранению отмеченных ранее недостатков;
· вносить записи и указания, четко изложенные со ссылкой на нормы;
· изменения и уточнения к рабочим чертежам, внесенные в журнал, вносить в контрольный архивный экземпляр рабочих чертежей;
· в случаи несвоевременного или некачественного устранения выявленных дефектов, вносить в журнал повторную запись и сообщать в письменной форме заказчику и руководителю генподрядной организации о необходимости принятия оперативных мер по устранению дефектов.
Представитель авторского надзора записывает замечания в два адреса: производителю работ и представителю технадзора, который осуществляет контроль за ликвидацией замечаний в установленные сроки.
Авторский надзор имеет право:
- запрещать применение в строительстве конструкций, строительных материалов, оборудования, не соответствующих государственным стандартам;
- приостанавливать производство отдельных видов работ, выполняемых с нарушениями технических условий.
Автор проекта или специалист, осуществляющий авторский надзор, имеет право вносить в утвержденную проектную документацию обоснованные исправления, если данные исправления не требуют дополнительного финансирования.
Проектные организации имеют право:
· вносить предложения в органы Государственного архитектурно- строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительно-монтажных работ выполняемых с нарушениями и отступлениями от проектных решений;
· представлять предложения о снижении стоимости, улучшении качества и сокращении продолжительности строительства, совершенствовании технологии производства строительных работ;
· запрещать применение в строительстве конструкций, деталей, изделий, не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям и проектно-сметной документации. Проверять соответствие сертификатов и паспортов на изделия, конструкции и условия их хранения и складирования.
· вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших некачественное выполнение строительно-монтажных работ, к ответственности.
Можно выделить четыре основные функции авторского сопровождения:
· Менеджерская - выбор подрядчиков-исполнителей на отдельные виды работ, подбор специалистов на дизайнерские, реставрационные и художественные работы, координирование этих работ в целях своевременного и качественного выполнения;
· Архитектурно-художественная - внесение уточнений в проект и доработка элементов проекта, самостоятельное выполнение отдельных видов работ (создание шаблонов и эскизов архитектурных деталей и элементов интерьера, экстерьера, благоустройства, выполнение росписей граффито, лепки);
· Маркетинговая - выбор поставщиков наиболее качественных отделочных материалов, элементов оформления и оборудования (включая мебель, светильники, обои, драпировки, фурнитуру) внутреннего пространства и внешнею облика создаваемого архитектурного объекта с входным контролем, соблюдением и учетом графика поставки;
· Функции контроля, предусмотренные Положением о контроле и надзоре.
Строительные нормы и правила РФ устанавливают общие требования, которыми необходимо руководствоваться в процессе проектирования и создания готовой строительной продукции. СНиПы содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Строительные нормы и правила содержат требования для расчета условий эксплуатации - прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.
Территориальные строительные нормы (ТСН) - обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.
Своды правил (СП) - нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности.
Государственные стандарты - документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Объектами стандартизации и нормирования в системе нормативных документов являются: организационно-методические и общие правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции; объекты градостроительной деятельности и строительная продукция (здания и сооружения), промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии, экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций проектно-строительного процесса, стоимости материальных и трудовых ресурсов.
Особые значения для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и спецификаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной Документации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).
Положения нормативных документов обязательны для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
В разработанных ТСН в основном затрагиваются правовые вопросы, по которым, в соответствии с Конституцией РФ, субъекты РФ могут осуществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе проектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ полного соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»
Согласно СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» своды правил по проектированию и строительству принимает разработчик с одобрения Госстроя России.
Методология формирования и практического применения норм продолжительности проектирования базируется на принципах увязки интересов проектных организаций и заказчика в современных условиях рыночной экономики со всеми присущими рынку процессами и явлениями.
Использование норм продолжительности разработки ПСД позволяет упорядочить:
- установление в договорах объективных сроков ее разработки;
стоимость проектных работ в случае сокращения сроков проектирования, принятых в договорах, по сравнению с нормативными (см. Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в Москве и ЛПЗП (2-я редакция) (распоряжение Мэра Москвы от 12.08.96 222/1 -РМ).
Формирование норм и нормативов продолжительности проектирования основывается на следующих принципах:
- системный, комплексный подход;
- построение технологических сетевых моделей на основе использования экономико-математических методов с применением современной вычислительной техники;
- использование нормативно-параметрического метода для усредненных «эталонных» объектов;
- создание единой нормативной базы, которая должна обеспечить объективную оценку наиболее существенных свойств объектов проектирования через их критериальные физические параметры (га, кв. м общей площади, п. м., км и т.д.) с учетом качественных характеристик, позволяющих осуществлять сравнение (сопоставление) каждого конкретного объекта с эталонным образцом;
- установление пропорциональной зависимости норм продолжительности разработки ПСД от ее стоимости и трудоемкости;
- четкое разграничение проектных работ в зависимости от их назначения по стадиям проектирования.
5. ОФОРМЛЕНИЕ АКТА ПРИЕМКИ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА
Законченный строительством объект - комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение, или его автономная часть в составе, допускающем возможность ее самостоятельной эксплуатации, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями нормативных документов все предусмотренные договором подряда строительно-монтажные работы.
Приемка законченного строительством объекта - юридическое действие, в результате которого подтверждается техническое соответствие принимаемого объекта проектной документации (далее проекту), условиям договоров подряда и предъявляемых к нему требованиям нормативных документов, а также, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, вступление заказчика во владение объектом.
Ввод в эксплуатацию - юридическое действие, в результате которого разрешается использование законченного строительством и принятого объекта по назначению и включение его в территориальную среду Объект регистрируется, как введенный в эксплуатацию.
Вводимый в эксплуатацию объект должен соответствовать проекту и требованиям нормативных документов, действовавших на момент передачи заказчиком исполнителю проектной документации.
Приемка и ввод объекта в эксплуатацию должны быть оформлены составлением акта, утверждаемого органом, назначившим комиссию. При этом существует требование полной готовности объекта к эксплуатации и совмещение приемки и ввода во времени.
Законченные строительством объекты, сооружаемые за счет частных инвестиций и других внебюджетных средств, от генерального подрядчика принимает заказчик в соответствии с условиями договора подряда (контракта) на строительство.
Частный заказчик вправе привлечь к приемке объекта будущего пользователя, эксплуатирующего организацию, авторов проекта, специализированные фирмы, страховые компании, с правом совещательного голоса.
Подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом, заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям.
До предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны проверить: соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды, и только после этого принять объекты.
Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ (в отдельных случаях без внутренней отделки квартир), благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами и после устранения недоделок.
Жилые дома и общественные здания нового жилого микрорайона подлежат приемке в эксплуатацию преимущественно в виде законченного градостроительного комплекса, в котором должно быть завершено строительство учреждений и предприятий, связанных с обслуживанием населения, выполнены все работы по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению территории в соответствии с утвержденным проектом застройки микрорайона. Многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями.
Заказчики (застройщики) несут ответственность за своевременную подготовку к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вводимых и действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, энергоресурсами и др.), проведение комплексного опробования (вхолостую и на рабочих режимах) оборудования с участием проектных, строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заводов-изготовителей оборудования, накладку технологических процессов, выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в сроки, предусмотренные действующими нормами.
Проектные организации несут ответственность за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов, вводимых в эксплуатацию, мощностям и показателям, предусмотренным проектом, и за решение вопросов (связанных с проектированием), возникающих в процессе приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.
Строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.
В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатели и члены комиссии, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением настоящих правил, привлекаются к административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Процесс оформления сдачи и приемки объекта в эксплуатацию целесообразно начинать с деятельности рабочей комиссии.
Рабочие комиссии назначаются решением (приказом, постановлением и др.) организации-заказчика (застройщика). Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяется заказчиком (застройщиком; по согласованию с генеральным подрядчиком.
В состав рабочих комиссий включается представители заказчика (застройщика) - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного пожарного надзора, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации. При приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения в состав рабочих комиссий включаются архитекторы-авторы проектов (заместители председателя).
Рабочие комиссии до предъявления заказчиком Государственной комиссии к приемке в эксплуатацию объектов обязаны:
а) проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;
б) произвести приемку оборудования после индивидуальных испытаний для передачи его для комплексного опробования по акту;
в) произвести приемку оборудования после комплексного опробования по акту и принять решение о возможности предъявления его Государственной приемочной комиссии;
г) проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений для предъявления Государственной приемочной комиссии;
д) проверить готовность предъявляемых Государственной приемочной комиссии в эксплуатацию объектов производственного назначения к началу выпуска продукции или оказанию услуг, предусмотренных проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, бесперебойной работе и освоению проектных мощностей в нормативные сроки.
Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, администрации муниципального образования, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора и других надзорных органов.
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора - автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы).
Государственные приемочные комиссии обязаны:
а) проверить устранения недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком (застройщиком) и утвержденной Государственной приемочной комиссией;
б) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно- строительных решений и объекту в целом;
в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектам, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предложениями следует представить органам, назначившим комиссию.
Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.
Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший государственную приемочную комиссию:
а) акт о приемке объекта в эксплуатацию;
б) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
в) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (его очередности, пускового комплекса) в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий;
г) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;
д) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекте в эксплуатацию. Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладная записка к нему составляется в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представляются в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, два - передаются заказчику (застройщику) и один - генеральному подрядчику.
Принятый от подрядчика объект вводится в эксплуатацию заказчиком. Объект считается принятым с момента его регистрации в местных органах власти после проверки документации (акта приемки с предложениями) инспекцией Госархстройнадзора. Регистрация преследует две цели: с одной стороны - контроль органов власти за правильностью приемки и, с другой стороны - фиксация изменения качественного состояния объекта, то есть перехода строительного объекта в другое качество - объект недвижимости (новый завод или жилое здание и т.д.).
Государственный контроль со стороны органов власти и самоуправления проявляется и на второй стадии - вводе объекта в эксплуатацию в составе процедуры регистрации.
Заказчик совместно с подрядчиком:
осуществляет ввод в эксплуатацию принятого объекта и регистрирует его в местных органах власти в установленном порядке;
определяет режим эксплуатации объекта в период опробования и приемки;
обращается в органы государственного надзора для получения заключения по предъявляемому к приемке объекту;
передает завершенные строительством объекты инвестору или организациям-пользователям, уполномоченным инвестором, или, в установленном инвестором порядке, выставляет их на реализацию.
Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда, проектной документации или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена специальная экспертиза.
При уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик, по истечении месяца со дня, когда согласно договору результат работы должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика вправе продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского Кодекса.
Если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) продукции признается перешедшим к заказчику в момент, когда ее передача должна была состояться.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены договором.
Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий и сооружений - три года (ст. 196 ГК РФ). Если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом.