Восстановление деталей пайкой.

Методологические основы оценки технологичности конструкции изделия.

Билет 16.

Виды технологичности конструкции

В ходе выполнения технологической подготовки производства различают два вида технологичности конструкции изделия – производственную и эксплуатационную.

Производственная технологичность конструкции проявляется в сокращении затрат средств и времени на конструкторскую и технологическую подготовку производства, а также длительности производственного цикла.

 

Эксплуатационная технологичность конструкции изделия проявляется в сокращении затрат времени и средств на техническое обслуживание и ремонт изделия.

Оценка технологичности конструкции может быть двух видов: качественной и количественной.

Качественная оценка характеризует технологичность конструкции обобщенно на основании опыта исполнителя. Качественная сравнительная оценка вариантов конструкции допустима на всех стадиях проектирования, когда осуществляется выбор лучшего конструктивного решения и не требуется определение степени различия технологичности сравниваемых вариантов. Качественная оценка при сравнении вариантов конструкции в процессе проектирования изделия предшествует количественной и определяет ее целесообразность.

 

Количественная оценка технологичности конструкции изделия выражается показателем, численное значение которого характеризует степень удовлетворения требований к технологичности конструкции. Количественная оценка рациональна только в зависимости от признаков, которые существенно влияют на технологичность рассматриваемой конструкции.

Виды технологичности, главные факторы, определяющие требования к технологичности конструкции, и виды ее оценки

Оценку технологичности конструкции производят по базовому показателю, который представляет собой показатель технологичности конструкции, принятый за исходный при сравнительной оценке.

Оптимальные значения базовых показателей указываются в техническом задании на разработку изделия.

б) при отработке конструкции на технологичность необходимо рассматривать все изделия в целом, т.к. повышение технологичности отдельных деталей не дает должных результатов.

В достижении поставленных задач значительную роль играет конструктивная преемственность с унификацией изделия. Под конструктивной преемственностью следует понимать такое направление в конструировании машин, при котором тождественные или различные по назначению машины, являясь разновидностью одной из конструкций, принятой за основу, образуют конструктивно нормализованный ряд машин. Конструировать заново нужно только те элементы машины, изменения которых диктуются новыми техническими требованиями (новые требования возникают в разных странах через разные периоды времени). В некоторых случаях конструкции машин, удовлетворяющие новым техническим условием, могут быть получены за счет одного лишь изменения сочетания сборочных единиц или деталей существующей машины.

Технологичность конструкции оценивают посредством системы показателей, которая включает:

основные показатели

дополнительные показатели

а) технико-экономические

б) технические

уровень технологичности конструкции по:

а) трудоемкости

б) себестоимости

Пайкой деталей называется процесс соединения двух металлических поверхностей в твердом состоянии с помощью расплавленного сплава. Этот сплав называется припоем. Детали нагревают, припой расплавляясь смачивает и заполняет зазор между деталями. При охлаждении припой кристаллизуясь образует прочное соединения. Преимущества пайки:

Незначительный нагрев деталей при низкотемпературной пайке

Возможность соединения деталей, изготовленных из разных материалов

Достаточно высокая прочность соединения

Простота процесса и применяемого оборудования

Пайку применяют при ремонте радиаторов, топливных баков, трубопроводов, приборов электрооборудования. Сущность пайки заключается в диффузии расплавленного припоя и нагретого металла деталей.

Степень диффузии зависит от свойств припоя и металла детали, от чистоты поверхностей, от tоС пайки и времени выдержки при этой toC. С увеличением toC пайки и времени выдержки происходит окисление металла детали и припоя, это снижает прочность соединения.

Требования, предъявляемые к припоям:

Припой должен хорошо смачивать спаиваемые поверхности и заполнять зазоры

Температура плавления припоя должна быть ниже toС плавления металла детали

Припой должен обеспечивать получение соединения с требуемыми свойствами по механической прочности, противокоррозионной стойкости, электропроводности

Коэффициенты термического расширения припоя и спаиваемых металлов должны быть близкими по своей величине

Иметь невысокую стоимость

По температуре плавления припои делятся на :

оловянно – свинцовые

медно – цинковые

серебряные

алюминиевые

на основе свинца

на основе олова

на основе меди