Наблюдение натурального объекта

Методы ознакомления дошкольников с растениями на занятиях.

Как растение питается

· Уточнить представления о питании растений: растения затягивает воду с питательными веществами при помощи корней; жидкость по ”живым трубочкам ” идёт в стебель (ствол), ветви, листья.

Как растение растёт

· Уточнить представления об изменении внешнего вида растения в процессе его роста; о размножении растений семенами, луковицами, клубнями, листьями.

*Как живое растёт и размножается

· Формировать элементарные представления о размножении цветочных растений семенами (пыльца с живыми частицами папы – растения ; “живая трубочка” с частицами мамы – растения; роль насекомых, ветра в размножении растений);

· Углублять представление о черенковании, размножении растений клубнями, луковицами, листьями.

 

Выбранный метод должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность детей.

Наглядные методы

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений на его органы чувств. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережно отношение к природе.

Из наглядных пособий на занятиях применяются натуральные объекты: растения и их части - ветки, цветы, плоды, и иллюстративно - наглядные: демонстрационные учебные картины, маленькие раздаточные картинки (начиная со средней группы), фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции, слайды, диафильмы, видеофильмы, игрушки и др.

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта, растение, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Для наблюдения необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать, а при необходимости и действовать с объектом наблюдения. Если дети видят объект впервые, необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Наблюдение должно протекать в определённой последовательности. Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака - будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки. Последовательность необходима, потому что внимание дошкольников недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Такой порядок необходим, когда дети знакомятся с новым объектом. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Основным приёмом воспитателя на занятии является показ с такими пояснениями, которые приближают объект к детям. Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия: потрогать листики, понюхать цветок. В средней и старшей группах основным приёмом привлечения внимания детей служат вопросы воспитателя о наблюдаемом объекте, в этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Очень важно следить за тем, чтобы свои наблюдения и выводы дети правильно выражали в словах.